Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Тайна Ектении
28 декабря 2015 в 0:00

 

Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую - Литургию, то чаша весов с Божественной Литургией перевесит. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, до тех пор, пока это счастье не отнимается у него. К сожалению, человек не ценит ни солнце, ни воздух, ни свет. Настанет темнота, отберётся воздух, и нечем будет ему дышать, тогда поймёт человек и оценит, чем он обладал и чего лишился. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ЧТО ТАКОЕ ПРИНЕСЕНИЕ

Каждая служба православного богослужения представляет собой стройное и законченное священное произведение. Посредством словесных молитв и песнопений молящиеся достигают особого душевного настроения, укрепляют живую веру в Бога и подготавливаются к восприятию церковных таинств. Святейшее таинство Причастия совершается именно на Литургии. Та часть Литургии, на которой приготавливается вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготавливаются верующие к Таинству называется «Литургией оглашенных», третья часть – «Литургией верных». Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «Проскомидией», или «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется "просфорой", то есть "приношением".

За совершением Проскомидии святая Церковь подготавливает верующих к достойному присутствию при совершении таинства Причащения – напоминает о жизни и страданиях Иисуса Христа, разъясняет, как и почему были и могут они быть спасительны для нас. Эта часть Литургии называется «Литургией оглашенных», потому что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные («наставляемые»), то есть готовящиеся к принятию святого Крещения и кающиеся, а также отлученные от святого Причащения. В древности такие оглашенные стояли в притворах храма. Для прихожан это и есть начало Литургии, когда мы слышим возглас «Благословенно царство…», и священник или диакон произносит великую ектению.

ЧТО ТАКОЕ ЕКТЕНИЯ

Ектения происходит от греческого наречия Ектенос – "усердно". Она представляет собой общее моление, состоящее из отрывков, каждый из которых оканчивается словами «Господи помилуй» или «Подай Господи». Ектении разделяются на несколько видов: 1) Великая ектения; 2) сугубая ектения; 3)просительная ектения; 4) малая ектения; 5) Ектения об умерших или Заупокойная. На Литургии, как правило, мы слышим все эти ектении. Великая ектения – первая на каждой службе. Она отличается полнотой и возвышенностью содержания. Также она называется «Мирная», т. к. начинается словами: «Миром Господу помолимся…». Вторая ектения называется "сугубой", то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным:"Господи, помилуй".

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами "у Господа просим", на которые певчие отвечают словами: "подай, Господи". Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения: 1.«Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся». 2. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». 3. «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Хор дважды отвечает на эти прошения «Господи, помилуй» и в заключении – «Тебе Господи». Заупокойная ектения может быть и великой, и малой, и сугубой. На Литургии мы слышим сугубую заупокойную ектению. Музыкальных вариантов ектений огромное количество. От краткого пения на одной ноте до развёрнутых авторских композиций, где на каждое из прошений предлагается свой музыкальный ответ. После исполнения великой ектении следуют антифоны. Антифон (с греческого - "противогласник") – попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. То есть, один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих – опять первый хор и т.д. В крупных соборах так и бывает, но зачастую антифоны поются одним хором. Стихи выбраны из определённых псалмов Давида. За пением антифонов следует гимн «Единородный Сыне», в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею смертью победившего смерть. А затем следует пение Заповедей блаженства, они предваряются словами благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Не случайно Заповедям блаженства отводится отдельное место в богослужении, кроме того, они всегда не просто прочитываются, но звучат именно как песнопение. Все здесь направлено на то, чтобы эти давно уже известные заповеди, данные нам самим Господом, не остались для нас незамеченными. Мы должны вновь и вновь вместе с хором повторять для себя, что «блаженны нищие духом», т.е. смиренные, «блаженны кроткие и милостивые», «блаженны чистые сердцем»…Ведь это те ступени, по которым мы можем подняться в Царство Небесное.

 

Варвара МИХАЙЛОВА, преподаватель Рязанского епархиального женского духовного училища.

Комментарии
Всем ли можно подавать милостыню? О милостыни и благотворительности
25 февраля 2018 в 10:30

«Всякому, просящему у тебя, давай...» (Лука 6: 30). «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7). «...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостын

Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа