Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Таинство Крещения. Как правильно настроиться
20 января 2017 в 13:35

Данная заметка не претендует на полное осмысление таинства Крещения. Для этого существует много научных богословских трудов. Цель этой заметки — помочь готовящемся и приходящих к таинству Крещения не упустить из виду что-то существенное и важное.

 

Понятие о крещении в современном обществе

Около 30 лет прошло с тех пор, когда вновь стали открываться храмы. Народ стал возвращаться к своим духовным корням, к вере своих отцов. Люди массово приходили в храм принимать крещение. Но десятилетия атеизма не прошли бесследно для русского народа. Чувствуя сердцем что в церкви истина, люди, тем не менее, были абсолютно не просвещенные в делах веры. Священники не успевали с каждым вести беседу. Поэтому спустя 30 лет, как и раньше, основная масса народа так и осталась: «крещеной, но не просвещенной» — по меткому выражению одного писателя (Лесков). Как в былые времена, так и сейчас, основная масса народа вообще не понимает, что происходит при таинстве, что от них требуется, и зачем они принимают Крещение. Единственный вопрос который задают священнику: «Сколько будет длиться эта ПРОЦЕДУРА?». Было бы смешно если бы не было так грустно.

Сейчас от крещаемых или восприемников, требуют знания основных молитв. Но люди, даже выучив молитвы на непонятном для них церковнославянском языке, крестят детей для того: «чтобы не болел», «так принято», «чтобы можно записочки подавать», «чтобы ангел сохранял», или еще хуже — «бабка-знахарка послала». Слава Богу, сейчас на книжных полках много литературы о подготовке к таинству Крещения. Не подвергая сомнению истинность написанного, попытаемся посмотреть на таинство немного с другой стороны. «Копай глубже» — как-то говорил одному монаху праведный Иоанн Кронштадтский. Вот и мы попытаемся «копнуть глубже».

 

Роль веры в таинстве крещения

По учению Церкви для крещения необходима вера и произволение (желание). В Евангелии читаем, что «кто будет иметь веру и креститься спасен будет». Но какая вера требуется для крещения? О какой вере идет речь? Веру в то, что когда-то жил и проповедовал Иисус из Назарета? Но это сейчас почти никто и не отрицает. Может веру как набор богословских знаний? Но из истории знаем, что и профессора богословия отрекались от Бога. Может веру в то, что Христос был Сыном Божиим? Но и бесы верят и исповедуют то же самое. Все это правильно, но всего вышеперечисленного мало. Для совершения таинства необходима деятельная, живая вера. Эта вера — не набор богословских знаний, или признания исторического факта существования Христа, а живой опыт борьбы с грехом, и со своей природой. И для этого необходима внутренняя работа над собой, над своими мыслями и чувствами.

Для этого в Древней церкви и был период оглашения (научения и испытания себя). Этот опыт самопознания покажет человеку кто он есть на самом деле. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Человек начинает понимать что он сам болен грехом с головы до пят. И греховные поступки это не случайность, а закономерность. «Ты думаешь что ты богат. А ты нищ, слеп, наг, и убог» — повествует Священное Писание о греховном человеке. Вот такой человек и способен принять Христа как Спасителя. Для него лично Христос и будет Спасителем, который спасает. А человеку самодовольному, не видящему своих грехов, не видящему себя погибающим Спаситель не нужен. От чего, или от кого, спасать, если и так все хорошо? Это опыт видения своих грехов — первый признак начинающей исцелятся души.

 

Живительная сила покаяния — дверь к принятию Христа

Тогда человек, зная и чувствуя, что он жил неправильно, что грехи его безмерны, приходит с покаянием ко Христу. Приходит ожидая наказания, потому что по человеческим понятиям за любое преступление закона полагается наказание. Приходит как провинившийся ребенок приходит к отцу ожидая взбучки за свой проступок. А Христос, вместо наказания раскрывает объятия и с отцовской любовью обнимает грешника. И все прощает покрывая любовью и благодатью. И грешник чувствует сердцем что Бог есть Любовь, сам любит Его, и доверяет Ему всю свою жизнь. Поэтому вера данном случае, означает доВЕРие Богу всю свою жизнь и самого себя. Вот такая вера необходима приходящему к таинству Крещения, а не заучивание малопонятных молитв.

 

«Крещение» и «крест» — слова одного корня

И само слово «Крещение» созвучно со словом «Крест». Принимающий крещение обязуется всегда следовать за Христом, и нести свой личный крест, а мы знаем, что путь Христа был очень тернистым вплоть до распятия и смерти. Поэтому Он и предупреждает Своих учеников говоря: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься».

При совершении таинства крещаемого трижды погружают в купель. Но вода кроме символа чистоты имела в древности и символ смерти. Поэтому и сказано, что во «Христа крестились, в смерть Его крестились».

Из всего вышеизложенного напрашивается вывод — к таинству Крещения необходимо тщательно готовиться. Просить у Бога видение своих грехов, и познания самого себя. И само таинство Крещения в Древней церкви совершали на Пасху. А перед этим было время покаяния Великим постом. И читалась молитва Ефрема Сирина «Господи даруй мне видеть мои согрешения». Об этом хочется напомнить всем приходящим и готовящимся к Крещению.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Как правильно вести себя в церкви

Церковь о препятствии к браку

Что такое мерная икона?

Комментарии
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду