Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Святитель Феодорит Рязанский и Великая Смута
04 октября 2017 в 8:00

Православная Церковь отпраздновала память святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского. 23 сентября исполнилось 400 лет со дня его преставления. Святитель Феодорит, управлявший Рязанской епархией в 1605-1617 годах, явился одним из самых видных и активных иерархов Русской Церкви того времени.

Родился будущий архипастырь в середине XVI века и происходил из знатного боярского рода Шереметевых. Монашеский постриг Феодор Васильевич, так звали его в миру, принял в 1590-х годах с наречением имени Феодорит. Тогда же по благословению Патриарха Иова он был посвящен в священнический сан. Архиерейское служение владыки Феодорита на Рязанской кафедре началось в 1605 году, в самый тяжелый период в истории Русской Церкви и государства, который известен под названием Смутного времени. Святителю Феодориту сразу после архиерейской хиротонии довелось принять активное участие в церковных и гражданских событиях столицы. После свержения самозванца Лжедмитрия I в 1606 году он принял участие в венчании на царство Василия Шуйского, в перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву, в возведении святителя Гермогена на Патриарший престол.

Впервые мысль о перезахоронении Первосвятителя Василия Рязанского появилась у архиепископа Феодорита Рязанского 3 июня 1606 года, когда он участвовал в торжественной встрече и перенесении святых мощей царевича Димитрия Угличского в Архангельский собор Московского кремля.

Во время лихолетья Смутного времени, когда разорялись города и села, монастыри и храмы, владыка Феодорит, желая уберечь святые мощи от поругания, окончательно решил перенести их в более защищенное и надежное место – в Рязанский кремль. Для этого необходимо было завершить ремонтные работы и устроить новую гробницу в Успенском (с 1753 г. Христорождественский) соборе. Готовясь к столь важному событию, архиепископ Феодорит составил жизнеописание святителя Василия, благословил написать его икону и «сложил в честь него хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках».

Когда всё было готово, 10 июня 1609 года после Божественной литургии состоялось большое церковное торжество – гроб с мощами святителя Василия был перенесен из Борисоглебского храма в Успенский собор. Торжественное шествие возглавил владыка Феодорит, который нес в руках икону святого Василия. Святые мощи были положены под спудом на левом клиросе рядом с иконостасом, а часть их в серебряном ковчеге была вложена вверху гробницы для благоговейного поклонения верующих. Таким образом, в лице святителя Василия земля Рязанская обрела своего покровителя и ходатая пред Богом.

Это деяние архиепископа Феодорита оказалось своевременным и оправданным. В июле 1618 года, уже по преставлении владыки Феодорита, большой отряд «черкас» под предводительством гетмана Сагайдачного напал на Переяславль-Рязанский. После неудачной попытки взятия кремля они опустошили и разрушили храмы и весь город. От пожара и разорения Борисоглебский храм так сильно пострадал, что спустя некоторое время рухнул. Но кремль нападавшие захватить не смогли. Таким образом, все хранившиеся в нем рязанские святыни сохранились.

После гибели Лжедмитрия II смута в русской земле продолжилась. Казацкий атаман Иван Заруцкий, воспользовавшись нестроениями, решил поставить на Московский престол сына вдовы обоих самозванцев Марины Мнишек. Узнав об этом, священномученик Патриарх Гермоген сумел из заключения передать свою грамоту в Нижний Новгород, в которой просил нижегородцев, чтобы они писали Казанскому митрополиту Ефрему и властям Вологды «не принимать Маринкиного сына на царство». Он также просил писать и к Рязанскому владыке Феодориту: «пусть пошлет в полки учительную грамоту боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили». Из этого видно, что Патриарх Гермоген надеялся, что архиепископ Феодорит своей святительской властью, молитвами и авторитетом среди бояр и народа будет вдохновителем патриотического освободительного движения в своей епархии. Рязанский владыка своей деятельностью оправдал чаяния своего Первосвятителя.

При архиепископе Феодорите Рязанская земля стала одним из оплотов освободительного движения русского народа против иноземных и иноверных захватчиков и изменников, помогавших им. По благословению святителя Феодорита первое Рязанское ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым и зарайским воеводой Димитрием Пожарским в 1611 году вышло на освобождение Москвы от поляков. Но предательство казаков помешало освобождению столицы. Ляпунов был коварно убит казаками, а князь Пожарский тяжело ранен в бою с поляками на московских улицах. Благодаря своему архипастырю Рязань в Смутное время не признала власти самозванца и польского короля.

После изгнания врагов из Москвы вторым Нижегородским ополчением Земский собор именно архиепископу Феодориту поручил обратиться к народу в феврале 1613 года об избрании на царство Михаила Романова и возглавить Великое посольство к юному царю, чтобы просить его «стать на царство». Архиепископ Рязанский и Муромский успешно справился с поручением собора. Шестнадцатилетний будущий царь находился вместе с матерью, инокиней Марфой, в Костромском Ипатьевском монастыре.

В марте 1613 года посольство, прибыв в Кострому, объявляет Михаилу Романову о волеизъявлении народа. На отказ Михаила Федоровича архиепископ Рязанский Феодорит, стоявший перед ним с иконой Феодоровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея». После этого он добился от Михаила согласия стать царем, благословил его Богородичной иконой и вручил ему посох. 11 июля 1613 года в Московском кремле владыка Феодорит принимал участие в венчании на царство Михаила Романова. По благословению владыки Феодорита в Костроме была написана копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для рязанского Троицкого монастыря.

После этих событий святитель Феодорит в конце лета 1613 года прибыл, наконец, в свою епархию. Главной заботой архипастыря стало приведение в порядок церковной жизни, восстановление разоренных храмов и святых обителей, оказание помощи нуждающимся клирикам и пасомым. Также его приглашали на Земский собор для решения церковных и государственных дел.

10/23 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно почил о Господе и был погребен в Архангельском соборе. 30 лет назад, в 1987 году, по благословению Святейшего Патриарха Пимена он был прославлен в лике Рязанских святых. 18 июня 1998 года мощи святителя Феодорита были обретены. В настоящее время они пребывают в Борисоглебском соборе г. Рязани. Святитель Феодорит и ныне молится за свою Рязанскую паству у Престола Господня на небесах.

Протоиерей Анатолий Лазарев

См. далее - Жития святых

 

Комментарии
24 октября 2017 в 8:00

При тяжелых жизненных обстоятельствах совсем не случайно тысячи верующих людей обращались именно к духоносным старцам. Ведь даже непродолжительная беседа с истинным старцем оживотворяет унывающего, дает добрую надежду, а мудрые старческие с

Ладейка. Рассказ.
23 октября 2017 в 8:00

…Нифонт уже не знал, что делать и приснился ему чудный сон. Будто бы плывет он в малой ладейке по озеру, чистому словно хрусталь, и нет у него берегов. Плывет и видит остров невелик, но красив и удобен. И тут голос с неба: «Ниф

Полюшка Захаровская и архиепископ Глеб.
20 октября 2017 в 8:00

После смерти супруги настоятеля Космодкамианского храма села Летово Рязанской оласти, протоиерея Иоанна (будущего владыки Глеба (Смирнова) (р.1913- ум.1987 гг.) как мог утешал брат Павел, бывший в то время в сане диакона. Но вскоре у о

Расстрел священника
19 октября 2017 в 8:00

Расстреливали отца Матвея /в годы «красного террора» - ред./, как уж повелось, на старом городским кладбище, от чека недалеко безлюдно, так как давно никого здесь не хоронили. И от рынка кладбище отгорожено высокой каменной стен

О детстве и юности митрополита Симона (Новикова)
18 октября 2017 в 8:00

Как, каким образом приобреталась Сереем Новиковым чистота сердца, как он «Бога узрел» можно хотя бы приблизительно представить из рассказов о его детстве и юности. Автору этих строк довелось записать воспоминания об этом совреме

Великая книга Дмитрия Лихачева
17 октября 2017 в 8:00

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 г. –1999 г.) — академик, знаменитый ученый, исследователь литературы древней Руси. В сентябре сего года отмечалось 18-летие его кончины (он умер, когда ему было 105 лет). Известно, что за 4 года д

Духовный бытописатель Игнатий Потапенко
16 октября 2017 в 8:00

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу Игнатия Потапенко «Повести и рассказы из духовного быта». Данная книга напечатана по изданию 1903 г. Напомним, что Потапенко Игнатий Николаевич (1856 г. –1929 г.

     Нет мне в мир дороги. Рассказ об игумене Нифонте.
13 октября 2017 в 8:00

День выдался жаркий и знойный. Над лесом уже с утра зависло томное марево. Ветра не было и комары, до того не очень заметные, к полудню озверели. Плотной серой массой они навалились, словно облако и гудели, гудели, гудели. Он шел сосновым б

Женщина в пёстром… Рецензия на книгу Натальи Сухининой
12 октября 2017 в 12:00

«Женщина в пёстром. Повесть о том, о чём не принято говорить» - так называется новая книга православной писательницы Сухининой Наталии. Она повествует о женщине, что не имеет твёрдых духовных и нравственных ориентиров. Потому он

Юрий Воробьевский «Янтарная глава». Отрывок из новой книги
11 октября 2017 в 10:30

Есть удивительная книга, которую можно без устали читать главу за главой. Книга эта — монастырская костница. За многими почивающими здесь главами — удивительные истории. Они складываются в живое предание