Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Русь уходящая и… возвращающаяся
05 декабря 2015 в 0:00

 Панорама архитектора Виктора Хохлова

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо. Приезжая в старинные города нашей богатой историей родины, глядя на громоздящиеся многоэтажки, вдруг понимаешь, что, по-существу, оказываешься в дальнем микрорайоне места своей прописки. Не исключение, увы, в этом смысле и древняя, 920-летняя Рязань.

И все-таки Русь уходящая жива, а главные ее зацепы – храмы, сохраненные, отреставрированные, восстанавливающиеся, строящиеся. Ведь нет ничего прекраснее на земле, чем храмы, того, что создано человеческими руками. Архитектор из Рязани, Виктор Хохлов считает, что мы все, современники, просто не имеем права не попробовать восстановить все храмы родного города, а те, которые уже считаются восстановленными, не довести до совершенства, которое представляли. В конце XIX-начале ХХ веков в Рязани было около 33-х православных храмов..

«Строительство храмов очень дорого стоило нашим предкам. Мы не имеем право их утратить, – считает Виктор Хохлов. – Все храмы Рязани должны быть восстановлены и обязательно в том виде, в котором они были возведены до разрушений. Храмы соединяли все точки города, делали его единым целым». Эту свою концепцию восстановления древней Рязани в виде панорамы пока еще не до конца утратившей свой облик, и храмов как градообразующих, градосоединяющих объектов представил архитектор Виктор Хохлов в художественном салоне. «На старом перекрестке» перед рязанской интеллигенцией: художниками, музыкантами, историками, режиссерами, журналистами, педагогами…

***

На ваш суд представлена работа, которую по классификации можно отнести к архитектурной графике, а по форме – к традиции русской и английской гравюры XVIII-XIX веков. Архитектура в классике никогда не передается цветом, потому что это не отвечает задачам объема, пространства, которые решают архитекторы, полноценное представление об архитектуре именно в черно-белой графике.

На панораме, которую я представляю, даны фактические границы Рязани к концу XIX века. В конце XIX-начале ХХ веков в Рязани было около 33-х православных храмов. Планировочная схема города была организована таким образом, что люди постоянно ориентировались, определяли свое место нахождения относительно колокольни или самой церкви. Плюс ко всему, храмы всегда имеют определенную географическую ориентацию. (Если, например, в сумерки выйти на улицу, как определить, где север, где юг? Смотрели на крест, на колокольню – от ред.).

***

Все древние русские города представляли собой крепости. Естественно, Рязань тоже была городом-крепостью. И в рамках этой крепости – православные храмы были элементами оборонительных сооружений. Просто так каменные храмы строить никто бы не стал, потому что это было очень дорогое удовольствие.

Сейчас в Рязани не существует и половины храмов, изображенных на панораме. По старым рисункам, картинам, описанию я восстановил внешний облик многих из них. Практически по каждому храму в источниках есть разночтения, и строго опираться на те данные, которые приводятся довольно сложно, и я, как архитектор, позволил принимать свое решение и на основе того, как я это представляю. По-существу, я даю свою версию самого старого храма, который упоминается в Рязани, так называемый Никола Старый был деревянным. Затем по хронологии идет Никола Мокрый, который стоял за рекой Лыбедь. Здесь когда-то была дюна, которую от паводков смыло, но остатки ее есть, и это видно по рельефу реки.

Святитель Николай в Рязани был одним из самых почитаемых святых, поэтому в городе очень много Никольских храмов. От Николы Мокрого, который имел шатровую конструкцию, у нас возник Никола Долгошей, который находился на территории современного приборного завода, где еще сохранились остатки комплекса. Позже в городе появился Николо-Дворянский храм, который сейчас восстанавливается, но пока без колокольни. Очень известный в Рязани Николо-Ямской храм. Он восстановлен, но некоторые его интересные элементы просто ушли.

***

На территории Рязани было несколько монастырей. По всей вероятности, самый древний – Троицкий монастырь, где, по преданию, был преподобный Сергий Радонежский. Монастырь восстанавливается довольно давно, и хотелось бы видеть исторически достоверным его архитектуру. Три монастыря были на территории кремлевского вала: Духовской, Спасский и Явленский женский монастырь. Если от Духовского и Спасского еще остались храмы, то от Явленского – ничего. Но он, по-существу, переехал туда, где был и сейчас возрождается женский Казанский монастырь, в котором была великолепная надвратная церковь мученицы Варвары.

***

Были в Рязани и так называемые посадские церкви. В них просматривается нечто общее – видимо, они строились артелью, которая долгое время работала в городе. Это Благовещенская церковь, Входоиерусалимская, Богоявленская церковь, а также храм Спаса-на-Яру. Они примерно одного типа, их никогда не называли соборами, это были чисто приходские церкви. Они сейчас все действующие. Но вот от храма Симеона Столпника, который был на нынешней площади 26 бакинских комиссаров, ничего не осталось. Эта церковь выходила на берег Лыбеди, и она фланкировала пространство старого базара, традиционного торга, который существовал с XIII века. Здесь еще была знаменитая часовня Николы Взводника, около которой был колодец, где крестьяне поили лошадей, а потом разъезжались по своим деревням.

***

С точки зрения градостроительства, очень важна была высокая часовня на нынешней площади Ленина. Она как бы закрепляла оси города. Эта часть Рязани и дальше по Первомайскому проспекту называлась Московской. В ту сторону дорога шла и идет на Москву. Здесь тоже было несколько храмов, которые утрачены, так же, как и Троицкий собор, размещавшийся на месте нынешнего Муниципального центра. Он назывался еще и Александровским, был очень большим и по своим элементам походил на Храм Христа Спасителя в Москве. В Рязани было много храмов полковых, домашних. Сохранились, восстанавливаются Екатерининская, Вознесенская церкви.

***

Очень много храмов у нас построил замечательный архитектор Яков Бухвостов, в том числе и великолепный Успенский собор. Но не во всех учебниках архитектуры он есть, только в академических изданиях. Дело в том, что Успенский собор по канонам должен быть белого цвета, цвета печали. В этом наш собор уникален, и белить такой собор нельзя. Рязанцы вообще любили красный цвет. Колокольня Успенского собора всегда красная была, это в советское время она стала желтой. Колокольни в древних поселениях играли роль сторожевой башни, с которой можно было видеть неприятеля и в случае чего возвестить об этом горожан. А колокол возвещал не только о службах и о пожарах. Поэтому колокольни – это не столько культовые, сколько инженерные сооружения. Особенностью рязанских колоколен является то, что среди них было много колоколен со шпилями. У нас половина колоколен имели не главки, а шпили, и город имел поэтому особенный характер.

***

У думающего человека всегда много вопросов: почему и как построено, как устроен его город. Архитектурная среда – это искусственная среда, она строится только человеком.

***

Гуляя по Рязани, можно увидеть не идущие никуда, не замыкающиеся ничем перспективы, какие-то пустыри, незаполненные клеточки. Присматриваясь, начинаешь понимать, что здесь что-то находилось, потому что не может быть, чтобы в центре города были неоправданные пустоты. Чаще всего на этих пустырях были храмы и часовни. Храмы формировали площади, а храмы разрушили – город лишился площадей. А без площадей город жить не может.

***

Движение по восстановлению и заполнению пустых мест тканей города обязательно должно начаться. Это будет ошибка, если этого не сделать. Строительство храмов – это безошибочные действия. Я думаю, что властьдержащие это понимают, должны понимать. И все жители Рязани тоже должны понимать, что только совместными усилиями можно восстановить храмы. Ведь в городе прекрасные традиции церковного строительства.

И я верю, что когда-то все храмы в Рязани будут восстановлены.

Комментарии
Что посмотреть с детьми. Любимые фильмы протоиерея Алексея Уминского
19 июля 2018 в 16:01

Протоиерей Алексей Уминский служит в храме Святой Троицы г. Москвы. Часто прихожане спрашивают, отец Алексей, посоветуйте посмотреть какое-нибудь умное кино вместе с детьми. Чтобы не глупые стрелялки, а со смыслом. Так священнику

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт