Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Рассказ об архимандрите Авеле (Македонове)
29 декабря 2016 в 9:00

 Рассказ из книги Игоря ЕВСИНА "Было много чудес"

«Я считаю себя самым счастливым человеком, - говорил архимандрит Авель, - потому что родился на Рязанской земле. Сколько она дала святых, сколько знаменитых людей – ученых, художников, писателей здесь выросло! Рязанская земля – благодатная земля». 

Вот на такой земле и родился Николай Македонов – будущий благодатный старец архимандрит Авель. Родился он 21 июня 1927 г. в селе Никуличи, название которого можно считать производным от имени Никула,  то есть по-старинному, по-народному -  Николай.
Многие жители Никуличей носят это имя. Папу архимандрита Авеля тоже звали Николай. Когда он готовился окрестить новорожденного сына, то одна бабушка услышала за окном голос: «Назовите младенца Николаем». Так по Божьему Промыслу и был отец Авель при крещении назван Николаем. 
Когда Феодосия Македонова была им беременна, приснился ей благообразный старец. Подал он Феодосии рулон черной материи, ножницы и сказал: «Это для твоего сына, который родится». 
Она не поняла значение этого сна. Подумала, что ее сынишка будет портным.
А на самом деле,  рулон черной ткани означал его монашеское служение, а ножницы, что он будет совершать постриги в монахи благочестивых христиан. 
В старце, который образно предсказал будущую жизнь Коли Македонова, он впоследствии узнал апостола Иоанна Богослова, точно как в материнском видении изображенного на старинной монастырской иконе.
Родители архимандрита Авеля были верующие крестьяне, жили благочестиво. Ходили молиться в Тихвинскую церковь села Никуличи. 
Батюшка Авель всегда с теплом говорил о помещиках села Никуличи Кублицких, построивших эту церковь и об их потомках. Шестнадцать человек из рода Кублицких Господь удостоил упокоиться в склепе у алтаря Тихвинской церкви. 
По Божьему Промыслу в роде Кублицких до 1734 г. хранилась мантия священномученика Мисаила, которую более чем через два с половиной столетия передали из музея заповедника Рязанский кремль архимандриту Авелю в Иоанно-Богословский монастырь. 
 - Нам в школе говорили, что помещики - это жестокие эксплуататоры, - говорил отец Авель, - что ничего хорошего они людям не принесли. Но я не верил. Крестьяне села Никуличи сохранили о Кублицких самые хорошие воспоминания. Они через меня часто передавали в церковь записки об их упокоении. А ведь после революции 1917 г. к тому времени прошло уже около тридцати лет…
Школа, в которую ходил Коля Македонов, являлась бывшей помещичьей усадьбой. 
О. В. Долгих, потомок рода Кублицких, вспоминала, что она лично хлопотала о передаче ее под школу.
В школу Македонов стал ходить с восьми лет. Тогда она называлась I-я Советская школа. Действительно это была в Никуличах первая после революции школа страны Советов, как тогда стали называть бывшую Российскую империю. У власти находились безбожники, поэтому и школы являлись рассадниками безбожия. Однако не местом спасается душа человека. Иуда был около Христа, а развратился сребролюбием и стал предателем, а праведный Лот жил в Содоме среди развратников, но остался верен Богу.
Одноклассница Николая Македонова Л. Н. Макова вспоминала:
В школьной котельной Коля оборудовал как бы маленькую церковь. Там висели иконки, горели лампадки и свечи. Поскольку я ходила в церковь и там встречалась с ним, он показал мне это место. «А ты не  боишься», - спросила я. «Нет не боюсь», - сказал он.
Однажды Коле и его одноклассникам объявили, что их будут принимать в пионеры. Была тогда такая всероссийская детская организация, несколько похожая на скаутскую. Но в отличие от скаутов, пионеров учили безбожию. Поэтому Колю Македонова, когда ему выдали красный пионерский галстук, предупредили, чтобы он снял с себя нательный крестик. Ему сказали, что нельзя вместе носить и галстук и крестик. А он и сам это понимал. Пришел на следующий день в школу и сдал галстук обратно. Это был для юного подвижника настоящий подвиг исповедничества. На дворе стоял 1936 год – разгар гонений на Церковь. 
Николая Македонова хотели исключить из школы, но за него вступилась одна авторитетная учительница. «Если такого ученика изгонят из школы, - сказала она, - то я и сама уйду вместе с ним».
Так и оставили Колю Македонова учиться, а он из школы вынес все лучшее, что мог в ней получить. Образцы возвышенности человеческой души он видел в произведениях Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
Однажды я читал поэму Лермонтова о купце Калашникове, -  вспоминал отец Авель, - и задумался над строчками:
На груди у него висел медный крест
Со святыми мощами из Киева.
В лермонтовской поэме этот крест-мощевик спас купца Калашникова от смерти при ударе царского опричника.
«Вот и мне бы иметь хоть малюсенькую частичку мощей какого-либо святого из Киево-Печерской лавры», размечтался я тогда и стал просить об этом Господа.
И вскоре то, о чем мечтал горячо любивший Христа советский школьник, исполнилось.
Однажды в поезде, следовавшим через Рязань умер священник. Его сняли с поезда и отправили в морг. Среди вещей умершего обнаружили шкатулку с мощами свт. Лаврентия, епископа Турского, затворника Киево-Печерской Лавры. Ее передали рязанскому архиерею Димитрию (Градусову), который относился к своему иподиакону Коле Македонову, как к сыну. И по горячей просьбе владыка передал ему «малюсенькую частичку» от святых мощей.     
Так еще с детства, архимандрит Авель имел такую веру в Бога, что потом часто говорил: 
- Просите у Бога не злата и серебра, а полезного для ваших душ, того что нельзя купить ни за злато, ни за серебро. Просите того, что спасительно для души и Господь даст вам все. Даст и то, что необходимо для вашей повседневной жизни, даст с избытком. Как говорится в Евангелии, коль Господь полевую лилию одевает в царские одежды, так неужели он своих чад оставит нагими?
Такова была его живая вера в Божие попечение о человеке. Вера, которую не поколебала безбожная школа, и которую он видел в своих родителях. 
Однажды, когда в их дом пришел какой-то человек из государственной службы, по-видимому, занимавшийся учетом верующих, то отец архимандрита Авеля тогда прямо заявил: «Я верил, верю, и буду верить в Бога». В то время такой поступок являлся смелым и открытым исповедованием веры, за которое можно было поплатиться свободой, а то и самой жизнью. 
В Тихвинскую церковь Колю Македонова начала водить бабушка. 
- Я тогда ничего не знал о церковной службе, - вспоминал архимандрит Авель, - даже читать не умел. Не понимал, о чем поют на клиросе. А мое детское сердечко радовалось, трепетало. И уходить из церкви совсем не хотелось. Бабушка меня даже насильно за руку тянула: «Пойдем, Коленька, служба закончилась, народ расходится».  
Уже в то время он получил прозвище «монах». И совсем не обижался. Наоборот просил: 
- Господи, сделай так, чтобы я действительно стал монахом. 
Когда Коле Македонову было всего пять лет, ему дали отнести просфоры священнику в алтарь. А он тогда еще не знал, что туда миряне могут входить только боковыми дверьми, и вошел в Царские врата. Святая Святых так поразила мальчика, что он невольно оперся на престол. Служивший архимандрит Мина, видимо поняв, что Коля вошел через царские врата по Божьему Промыслу, не стал укорять его, а научил благоговейному поведению в алтаре.  
За любовь Коли Македонова к молитве, к церкви, над ним с детства проявилось попечение Божией Матери. 
- Когда я был маленьким, – вспоминал архимандрит Авель, - меня на ночь приходила благословлять Богородица с младенцем Христом на руках. Она была в белых, с легким розовым оттенком, одеждах. Стояла в полный рост, а сзади от нее отходили лучи, как от солнца. Я думал, что Божия Матерь приходит всех благословлять на ночь. И вот, однажды, когда она не пришла ко мне, я спросил знакомых мальчишек, приходила ли она к ним. Они посмотрели на меня с недоумением, и даже не поняли, о чем я говорю. 
Они не поняли его, зато праведники, ушедшие из жизни, понимали. Коля со святыми разговаривал, как с близкими людьми. Так, однажды он захотел иметь у себя икону апостолов Петра и Павла. Ходил на могилку к блаженной Любови Рязанской, просил ее об этом. И желание мальчика исполнилось.
Случилось это так:
- В 1941 г. – вспоминал отец Авель, - когда мне было четырнадцать лет, зашел я к своим знакомым. Смотрю, при входе в сени, в углу какая-то широкая доска стоит. Что-то меня потянуло к ней. Захотелось посмотреть, что на этой доске с другой стороны есть. Повернул и под слоем пыли увидел нарисованные руки. Был у меня мешок с собой. Отер им доску и увидел, что это икона первоверховных апостолов Петра и Павла. Тогда я зашел в избу и говорю хозяйке:
- Елена Петровна, продайте мне икону, что у Вас в сенях стоит.
- Коленька, - отвечает она, как же можно икону продавать, ведь это грех. А может, церковь откроют, я ее туда и отнесу. Так что не продам и не отдам я тебе икону, и не думай об этом.
Так я и ушел ни с чем. А мне очень хотелось иметь эту икону. Пошел на могилку блаженной Любушки. Она тогда еще не прославлена была, но очень почитаема в народе. Пришел и все, как живой ей рассказал: «Видел икону, - говорю, - стоит вся в пыли, никому не нужная, а мне ее не отдают. Ты уж, Любушка, помоги, помолись Богу, чтобы мне икону святых апостолов Петра и Павла отдали».
И вот прошло какое-то время, вдруг приходит ко мне Юрка, внук Елены Петровны.
- Коля, бабушка просила тебя срочно придти.
Пришел я  к ней. Елена Петровна рассказала, что на нее из-за иконы, какой-то непонятный страх напал. Да такой страх, что держать эту икону у себя она больше не может.
- Возьми  этот святой образ себе, - сказала Елена Петровна, - и закажи молебен о моем здравии в церкви.   

Книгу Игоря ЕВСИНА "Было много чудес" можно приобрести по ссылке http://zyorna.ru/search?text=было+много+чудес

Комментарии
Богословие и философия в православии
26 июня 2017 в 8:00

Богословие - это учение о Боге, о правильном Богопочитании и Божием Промысле в отношении человечества. Учение о православной вере и Церкви Божией. Каждый православный христианин должен в какой-то мере изучать Богословие, чтобы правильно сла

Об особом духовном подвиге
23 июня 2017 в 8:00

- Слышала ли ты Марья Ивановна, сегодня в проповеди, про нищих духом? – спросил маму блаженной Любови Рязанской священник Иоанн Добротворский. – Это про смиренных, что ли? – Не просто смиренных, а добровольно смиренн

Это важно. О Божьем Законе и Богослужебной литературе
22 июня 2017 в 8:00

Закон Божий - это изложение Священного Писания, ее толкований, а так же краткое изложение  Церковного учения о Боге, вере в Него, о богослужениях и правилах жизни общецерковной и жизни каждого православного верующего. Христинин долж

Рассказ из книги о блаженной Любови Рязанской
21 июня 2017 в 8:00

Марья Ивановна Сухановская (мама Любушки) шла после воскресной литургии домой и размышляла о заповедях блаженства. Особенно о первой: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Она никак не могла понять, что такое &la

Библия для всех, или мысли о Священном Писании
20 июня 2017 в 8:00

Книги Ветхого, также и Нового Завета - они являются в целом составными частями всей Библии. Ветхий завет нам рассказывает об истории нашего человечества и до пришествия Иисуса Христа, Новый завет, Евангелие – рассказывает нам о жизни

Игорь Евсин о значении исторической трагедии в Исадах
19 июня 2017 в 8:00

20 июля (2 августа по новому стилю) 2017 года, к расположенному на реке Оке селу Исады подошли ладьи рязанских князей, в которых находились шестеро родственников князей Глеба и Константина. Один из них Изяслав Владимирович был родной брат з

«Несостязательная» литературная премия
16 июня 2017 в 8:00

Известный современный писатель и киносценарист, лауреат литературной премии им. А. Платонова Алексей Иванов назвал Платоновскую премию несостязательной. По его словам, для того, чтобы ее получить не надо заводить специальные «выгодные

Игорь Евсин. Путь юродивого Андрюши.
15 июня 2017 в 9:52

Юродивый Андрюша Потехин никогда ни на кого не обижался. Наоборот он всегда мирил рассорившихся селян. Бывало, чтобы подружить поссорившихся, выпрашивал у одного из них рубашку и дарил другому. У другого тоже брал что-нибудь, и передавал пе

Болезнь - это личное
13 июня 2017 в 10:48

  Мысль о болезни, о её глубоких духовных корнях, о её неслучайности не даёт мне покоя. Способность (готовность!) принимать страдания ближних приходит вместе с готовностью принимать страдания личные. Но что же мне делать с этой гото

09 июня 2017 в 8:00

Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными в