Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными верованиями и христианским бытом».
Однако есть и другие оценки раннего творчества Есенина. Так, литературовед В. И. Харчевников считал, что «...лирика С. Есенина – богохульство сплошное, идолопоклонство возмутительное, язычество откровенное; поэт не испытывал никогда желание Богу исповедоваться, помолиться в храме на Его икону, зато с удовольствием превеликим и охотою на копны и стога молится, слушает «проповеди» глухарей, причащается чистой из родника водой».
Утверждение, что поэт С. Есенин не испытывал желания Богу исповедоваться и помолиться в храме опровергается процитированным выше стихотворением «Вьюга», а так же стихотворением «Занеслися залетною пташкой...», в котором есть такие строки:
В церквушке за тихой обедней
Выну за тебя просфору,
Помолюся за вздох последний
И слезу со щеки утру.
Что же касается якобы языческого отношения Есенина к природе, так ведь он молится не просто на природу, а на свою родину, на Русь, которая по определению святого праведного Иоанна Кронштадского есть «престол Божий». И философ-эмигрант Иван Ильин называл Россию «священной родиной». «Пусть нам не говорят, — писал он,—- что Россия не есть предмет для веры,и что верить в Бога подобает, а не в земные обстояния... душа же русского народа своих корней всегда искала в Боге, вв его земных явлениях: в правде, и красоте и праведности».
Именно русскую красоту и правду Сергей Есенин выражал в своей поэзии. Выражал литургию общую, то есть Богу соборное служение, которое не только среди людей в храмах появляется, но еще и в живой природе. «Всякое дыхание да хвалит Господа», — так говорится в одной из церковных молитв. Потому у Есенина и воробей читает «псалтырь», и глухарка «зовет ко всенощной».
В книге О. Вороновой «Сергей Есенин и духовная русская культура» говорится: «Как справедливо подчеркивает глубокий знаток философско-эстетических основ русского религиозного искусства Евг. Трубецкой «в идее древнерусский храм являет собою не только собор ангелов и святых, но и собор твари всей».
Среди памятников церковной живописи можно выделить целый ряд иконописных изображений связанных с этой темой: «Всякое дыхание да хвалит Господа, «Хвалите имя Господне», «О тебе благодатная, радуется всякая тварь». На этих иконах можно увидеть разную тварь поднебесную, в прославлении Творца объединенную. И зверей бегающих, и птиц поющих и даже рыб, в воде плавающих; при этом всяческая тварь изображается неизменно в виде «храма-собора».
Земля моя златая —
Осенний светлый храм,
— писал проникнутый соборным мироощущением Сергей Есенин.
Сегодня депрессии всё чаще завладевают людьми независимо от их возраста, статуса, материального достатка и пр. Но тем, кто лично не сталкивался с этим диагнозом трудно понять страдания тех, кому не посчастливилось – многим представляе
Свобода воли означает, что все свои решения человек принимает самостоятельно и осознанно и что Бог не запрограммировал человека исключительно на добро, не принуждает к нему. Человек должен сам захотеть единения
Из вопроса многодетной мамы порталу «Православие и мир»:
Двое младших не спят ночами, двое средних кричат и дерутся, у меня на себя нет ни минуты времени, уже три недели не причащались, две недели в храме не были. Как мо
Вот как характеризует обиду архиепископ Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают
09.06.2025, 16:23
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.