Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Православный человек и современное общество. Часть вторая
31 января 2017 в 13:10

Выше мы описали состояние современного общества, и попытались указать на основные болезненные отклонения его от заповедей Христовых. Суета, стремление устроить все здесь, на земле, неверие в Промысел Божий, полностью овладели умами и жизнью людей. Казалось бы период атеизма прошел, продаются море книг о христианстве, а люди продолжают жить так, как будто не собираются умирать. Они посещают храм на праздники (больше не хватает времени), читают брошюрки о православной вере (на серьезную литературу также не хватает времени), слушают проповеди священника, а потом передают друг другу что «Батюшка хорошую проповедь говорил, непонятно о чем, но что-то божественное». Эти люди годами посещают храм, но никакого внутреннего изменения в них не происходит.

Иногда какое-то слово, или мысль, услышанное ими, западает в душу. Сердце отзывается на этот зов Господний, но проходит некоторое время и все возвращается на круги своя. Почему так происходит? Потому что те истины, которые услышал человек, не являются его внутренним опытом. Он их воспринял только умом, а вера — это работа души и сердца. Воспринятые умом, как набор знаний, и не имея подпитки в сердечном чувстве, они очень скоро угасают. Господь стучит в сердце человека, и от воли человека зависит — впустить Христа или нет. Есть интересная картина на этот евангельский сюжет. Изображен Христос возле двери, но художник на этой двери снаружи не изобразил дверную ручку. Ее просто нет. Господь есть Любовь, а любовь не терпит насилия. Он терпеливо ждет когда Ему откроют. А человеку все некогда. Ему не хватает времени. Суета полностью поглотила его и он не в состоянии взглянуть внутрь себя.

 

«Остановиться и посмотреть внутрь себя»

Владыка Антоний Сурожский в свое время ввел интересную практику. Перед исповедью на приходе было время молчания. Люди просто садились и около получаса в молчании вглядывались в свою душу! Вот что нам всем не хватает — остановиться! Точнее почаще останавливаться и смотря внутрь себя, спрашивать. Задавать себе вопрос, который задавал Бог Адаму после грехопадения: «Где ты? С Богом или уже далеко?».

Конечно нет ничего нового под солнцем. Про суету и преобладание житейских попечений говорил и Христос в многочисленных своих притчах. В притче о сеятеле он объяснял про слово Божие, которое по-разному отозвалось в почве душ человеческих. Читая эту притчу и применяя ее к себе невольно задумываешься как удачно подобран образ для притчи. Ведь почва сердец у нас бывает разная. Вот почва твердая возле дороги. Не вырастет на ней ничего, если ее не смочить. А смочить можно только слезами покаяния. Или почва вспахана. Глубоко врезался нож плуга в эту землю, переворачивая ее, оставляя на ней глубокие раны-борозды. Без этих глубоких сердечных ран, без скорбей, также не вырастит семя слова Божьего.

О смысле страданий хочется остановиться подробнее. Помнится, в беседе с одним мудрым священником разговор зашел о состоянии современного общества. И он сказал слова, на первый взгляд неприемлемые. Я даже сначала стал возражать. «Господь попустит или войну или катастрофу, — были его слова, — иначе людей не пронять». Только спустя годы я потихоньку стал понимать смысл его слов. Действительно в период нестроений, войн, гонений, люди кардинально менялись. Слетала вся напускная шелуха, обнажая душу человека. Здесь без внутренней уверенности, без религиозного опыта не устоять.

Вспомним тех старых священников, прошедших лагеря и тюрьмы. Они знали цену словам. Страданием очистивши души, могли сочувствовать и сострадать своим прихожанам. Для нас это звучит жестоко, но Господь через страдание людей готовит для вечности. Клайв Льюис как-то говорил: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан — голосом совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий». Чтобы этого не произошло необходимо жить полноценной церковной жизнью, почаще приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Останавливаться и смотреть внутрь себя.

И незаменимой помощницей в этом суетном, затягивающем омуте является молитва. Краткая, покаянная молитва. Старцы советуют Иисусову молитву. Чаще ее повторять, не просто механически, как мантру, а с осознанием, что Господь вот сейчас, каждую секунду смотрит на твои поступки, мысли и чувства. И в простоте, не ища переживаний, как ребенок обращаться к Богу. Можно и своими словами, но главное с полной уверенностью, что Господь вот здесь, рядом с тобой.

А также необходимо изменение ума и цели земной жизни. Читая Евангелие пытаться его воплощать. А страдания, попущенные Богом для нашего вразумления, принимать со смирением, с уверенностью что ими очищается наш ветхий человек.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Что такое настоящее Смирение

Библия о творчестве человека

Православный человек и современное общество. Часть первая

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять