Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Православный человек и современное общество. Часть вторая
31 января 2017 в 13:10

Выше мы описали состояние современного общества, и попытались указать на основные болезненные отклонения его от заповедей Христовых. Суета, стремление устроить все здесь, на земле, неверие в Промысел Божий, полностью овладели умами и жизнью людей. Казалось бы период атеизма прошел, продаются море книг о христианстве, а люди продолжают жить так, как будто не собираются умирать. Они посещают храм на праздники (больше не хватает времени), читают брошюрки о православной вере (на серьезную литературу также не хватает времени), слушают проповеди священника, а потом передают друг другу что «Батюшка хорошую проповедь говорил, непонятно о чем, но что-то божественное». Эти люди годами посещают храм, но никакого внутреннего изменения в них не происходит.

Иногда какое-то слово, или мысль, услышанное ими, западает в душу. Сердце отзывается на этот зов Господний, но проходит некоторое время и все возвращается на круги своя. Почему так происходит? Потому что те истины, которые услышал человек, не являются его внутренним опытом. Он их воспринял только умом, а вера — это работа души и сердца. Воспринятые умом, как набор знаний, и не имея подпитки в сердечном чувстве, они очень скоро угасают. Господь стучит в сердце человека, и от воли человека зависит — впустить Христа или нет. Есть интересная картина на этот евангельский сюжет. Изображен Христос возле двери, но художник на этой двери снаружи не изобразил дверную ручку. Ее просто нет. Господь есть Любовь, а любовь не терпит насилия. Он терпеливо ждет когда Ему откроют. А человеку все некогда. Ему не хватает времени. Суета полностью поглотила его и он не в состоянии взглянуть внутрь себя.

 

«Остановиться и посмотреть внутрь себя»

Владыка Антоний Сурожский в свое время ввел интересную практику. Перед исповедью на приходе было время молчания. Люди просто садились и около получаса в молчании вглядывались в свою душу! Вот что нам всем не хватает — остановиться! Точнее почаще останавливаться и смотря внутрь себя, спрашивать. Задавать себе вопрос, который задавал Бог Адаму после грехопадения: «Где ты? С Богом или уже далеко?».

Конечно нет ничего нового под солнцем. Про суету и преобладание житейских попечений говорил и Христос в многочисленных своих притчах. В притче о сеятеле он объяснял про слово Божие, которое по-разному отозвалось в почве душ человеческих. Читая эту притчу и применяя ее к себе невольно задумываешься как удачно подобран образ для притчи. Ведь почва сердец у нас бывает разная. Вот почва твердая возле дороги. Не вырастет на ней ничего, если ее не смочить. А смочить можно только слезами покаяния. Или почва вспахана. Глубоко врезался нож плуга в эту землю, переворачивая ее, оставляя на ней глубокие раны-борозды. Без этих глубоких сердечных ран, без скорбей, также не вырастит семя слова Божьего.

О смысле страданий хочется остановиться подробнее. Помнится, в беседе с одним мудрым священником разговор зашел о состоянии современного общества. И он сказал слова, на первый взгляд неприемлемые. Я даже сначала стал возражать. «Господь попустит или войну или катастрофу, — были его слова, — иначе людей не пронять». Только спустя годы я потихоньку стал понимать смысл его слов. Действительно в период нестроений, войн, гонений, люди кардинально менялись. Слетала вся напускная шелуха, обнажая душу человека. Здесь без внутренней уверенности, без религиозного опыта не устоять.

Вспомним тех старых священников, прошедших лагеря и тюрьмы. Они знали цену словам. Страданием очистивши души, могли сочувствовать и сострадать своим прихожанам. Для нас это звучит жестоко, но Господь через страдание людей готовит для вечности. Клайв Льюис как-то говорил: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан — голосом совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий». Чтобы этого не произошло необходимо жить полноценной церковной жизнью, почаще приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Останавливаться и смотреть внутрь себя.

И незаменимой помощницей в этом суетном, затягивающем омуте является молитва. Краткая, покаянная молитва. Старцы советуют Иисусову молитву. Чаще ее повторять, не просто механически, как мантру, а с осознанием, что Господь вот сейчас, каждую секунду смотрит на твои поступки, мысли и чувства. И в простоте, не ища переживаний, как ребенок обращаться к Богу. Можно и своими словами, но главное с полной уверенностью, что Господь вот здесь, рядом с тобой.

А также необходимо изменение ума и цели земной жизни. Читая Евангелие пытаться его воплощать. А страдания, попущенные Богом для нашего вразумления, принимать со смирением, с уверенностью что ими очищается наш ветхий человек.

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

Что такое настоящее Смирение

Библия о творчестве человека

Православный человек и современное общество. Часть первая

Комментарии
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду