Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Не надо дергать людей
02 сентября 2015 в 0:00

 Вопрос-ответ

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

«Дергать людей не надо».

– Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается?

– В правление великого князя Василия I, сына блгв. кн. Димитрия Донского, в 1395 году хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился московским святителям и преподобному Сергию об избавлении Отечества, писал святителю Киприану, митрополиту Московскому, чтобы Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Тогда же было решено перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы. На всём пути икона была встречаема коленопреклонно молящимися и просящими Матерь Божию спасти землю Русскую. И вот, в то время, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлану было видение грозной Жены с великим войском, повелевшей оставить пределы России. И Тамерлан дал приказ к отступлению.

На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.

– Почему в храме Воскресения Словущего бывают службы по Пасхальному канону не в дни Светлой Седмицы?

– Насколько мне известно, на праздник Воскресения Словущего, накануне Крестовоздвижения, и особенно это касается храмов, освящённых в честь этого праздника, службе и подобает совершаться подобным чином, пасхальным. Это связано с тем, что в этот день в 335 году был окончен и освящён вновь построенный храм Воскресения Христова в Иерусалиме, как его ещё называют, храм Гроба Господня. И как в обычный воскресный день в храмах исполняются песнопения и читаются каноны, посвящённые Воскресению Христову, так и в день Обновления, то есть освящения храма Воскресения, поются пасхальные песнопения.

– В календаре отмечена дата Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы. Не совсем понятно, почему эта дата выделяется.

– При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Её Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы весьма символична. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы – он не только посвящён Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь ещё очевиднее – на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днём и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

– Батюшка, когда в храме надо вставать на колени? Видела, как одна женщина, подложив под колени коврик, через каждые пять минут опускалась на него и кланялась.

– Собственно, о стоянии на коленях Устав ничего не говорит – только о земных поклонах.

Вот слова одного из лучших литургистов Церкви: «Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).

Относительно же поклонов... Ну, например, во время Литургии есть три момента, когда весьма уместен земной поклон. После освящения Святых Даров в конце пения «Тебе поем...», ещё в момент изнесения Чаши с Телом и Кровью Христовыми при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и наконец, в тот момент, когда Чашу последний раз являют верующим при возгласе «Всегда ныне и присно и во веки веков» (если человек причащался, то этот поклон не делает).

А то, чтобы то и дело кланяться... В письмах святителя Игнатия Брянчанинова встречается такой совет: «В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение Литургии, в конце её: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. Удерживайте себя от разгорячения и от всех порывов, столько противных смирению».

Но точно так же противно смирению наблюдать в церкви за окружающими, кто как из них молится. И ещё хуже – идти и делать замечания, когда нас никто к этому не уполномочивал. Да, может быть, та женщина, кланявшаяся «через каждые пять минут», делала что-то чудное. Однако её поведение всё же не является каким-то хулиганством, которое нужно непременно бежать и останавливать. Быть может, у неё печаль какая-то, и она, как может, пытается сказать о ней Богу.

– Батюшка, часто во время службы люди проходят ставить свечи во время чтения Евангелия или Херувимской, не обращая внимания на молящихся. Нужно ли делать замечания?

– Вот представьте: Вы, к примеру, решили научиться готовить. А мама, глядя, как Вы пытаетесь, то и дело на вас кричит и бьёт по рукам, что, дескать, то и это делаешь неправильно. Да, если Вы терпеливы, Вы это преодолеете и научитесь. А если нет? И ведь это – мама. А представьте: чужой человек... Думаю, в описанном Вами случае можно всё же отнестись с жалостью к приходящим людям. Представьте, что Вы учите ребёнка своим примером, как нужно быть мирным и приветливым. И этот ребёнок – те люди, которые пришли и «тыкаются в Бога», как слепые котята, со своими свечками. Какие правила они знают? И вот, преподобный Силуан Афонский как-то записал в дневнике: «Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко». Да, лучше не дёргать людей, проявить приветливость. А вот, если спросят что – тогда и подсказать можно. Преподобный Евпрепий Египетский получил такое наставление от старца: «Не начинай говорить, пока не спросят тебя».

– Что такое молитва по соглашению и когда её читают?

– Вот выписка из книги Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия».

В Евангелии от Матфея, в главе 18-й, ст. 19-20, читаем следующие слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая «молитва по соглашению», когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастии, бедствии и т.п. – двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.

Такую молитву практиковали, в частности, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и замечательный московский пастырь, протоиерей Константин Ровинский. По свидетельству последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговорённые врачами к смерти, возвращалось потерянное зрение, возвращалась способность ходить, прекращались упорные приступы ненависти и т.п.

Комментарии
Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &