Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Не надо дергать людей
02 сентября 2015 в 0:00

 Вопрос-ответ

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

«Дергать людей не надо».

– Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается?

– В правление великого князя Василия I, сына блгв. кн. Димитрия Донского, в 1395 году хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился московским святителям и преподобному Сергию об избавлении Отечества, писал святителю Киприану, митрополиту Московскому, чтобы Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Тогда же было решено перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы. На всём пути икона была встречаема коленопреклонно молящимися и просящими Матерь Божию спасти землю Русскую. И вот, в то время, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлану было видение грозной Жены с великим войском, повелевшей оставить пределы России. И Тамерлан дал приказ к отступлению.

На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.

– Почему в храме Воскресения Словущего бывают службы по Пасхальному канону не в дни Светлой Седмицы?

– Насколько мне известно, на праздник Воскресения Словущего, накануне Крестовоздвижения, и особенно это касается храмов, освящённых в честь этого праздника, службе и подобает совершаться подобным чином, пасхальным. Это связано с тем, что в этот день в 335 году был окончен и освящён вновь построенный храм Воскресения Христова в Иерусалиме, как его ещё называют, храм Гроба Господня. И как в обычный воскресный день в храмах исполняются песнопения и читаются каноны, посвящённые Воскресению Христову, так и в день Обновления, то есть освящения храма Воскресения, поются пасхальные песнопения.

– В календаре отмечена дата Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы. Не совсем понятно, почему эта дата выделяется.

– При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и при императоре Льве I был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Её Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы весьма символична. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы – он не только посвящён Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь ещё очевиднее – на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днём и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

– Батюшка, когда в храме надо вставать на колени? Видела, как одна женщина, подложив под колени коврик, через каждые пять минут опускалась на него и кланялась.

– Собственно, о стоянии на коленях Устав ничего не говорит – только о земных поклонах.

Вот слова одного из лучших литургистов Церкви: «Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).

Относительно же поклонов... Ну, например, во время Литургии есть три момента, когда весьма уместен земной поклон. После освящения Святых Даров в конце пения «Тебе поем...», ещё в момент изнесения Чаши с Телом и Кровью Христовыми при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и наконец, в тот момент, когда Чашу последний раз являют верующим при возгласе «Всегда ныне и присно и во веки веков» (если человек причащался, то этот поклон не делает).

А то, чтобы то и дело кланяться... В письмах святителя Игнатия Брянчанинова встречается такой совет: «В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение Литургии, в конце её: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. Удерживайте себя от разгорячения и от всех порывов, столько противных смирению».

Но точно так же противно смирению наблюдать в церкви за окружающими, кто как из них молится. И ещё хуже – идти и делать замечания, когда нас никто к этому не уполномочивал. Да, может быть, та женщина, кланявшаяся «через каждые пять минут», делала что-то чудное. Однако её поведение всё же не является каким-то хулиганством, которое нужно непременно бежать и останавливать. Быть может, у неё печаль какая-то, и она, как может, пытается сказать о ней Богу.

– Батюшка, часто во время службы люди проходят ставить свечи во время чтения Евангелия или Херувимской, не обращая внимания на молящихся. Нужно ли делать замечания?

– Вот представьте: Вы, к примеру, решили научиться готовить. А мама, глядя, как Вы пытаетесь, то и дело на вас кричит и бьёт по рукам, что, дескать, то и это делаешь неправильно. Да, если Вы терпеливы, Вы это преодолеете и научитесь. А если нет? И ведь это – мама. А представьте: чужой человек... Думаю, в описанном Вами случае можно всё же отнестись с жалостью к приходящим людям. Представьте, что Вы учите ребёнка своим примером, как нужно быть мирным и приветливым. И этот ребёнок – те люди, которые пришли и «тыкаются в Бога», как слепые котята, со своими свечками. Какие правила они знают? И вот, преподобный Силуан Афонский как-то записал в дневнике: «Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко». Да, лучше не дёргать людей, проявить приветливость. А вот, если спросят что – тогда и подсказать можно. Преподобный Евпрепий Египетский получил такое наставление от старца: «Не начинай говорить, пока не спросят тебя».

– Что такое молитва по соглашению и когда её читают?

– Вот выписка из книги Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия».

В Евангелии от Матфея, в главе 18-й, ст. 19-20, читаем следующие слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая «молитва по соглашению», когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастии, бедствии и т.п. – двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.

Такую молитву практиковали, в частности, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и замечательный московский пастырь, протоиерей Константин Ровинский. По свидетельству последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговорённые врачами к смерти, возвращалось потерянное зрение, возвращалась способность ходить, прекращались упорные приступы ненависти и т.п.

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять