Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Матушка Феодосия - живой образ святости
02 ноября 2015 в 0:00

 В одном из древних русских сказаний говорится, как однажды праведный Иосиф Обручник заметил, что Дева Мария то счастливо улыбается, то горько плачет.

– Что с тобой, Мария? Почему ты так ведёшь себя? – спросил удивлённый Иосиф.

– Мой взор проникает в глубины жизни, – ответила Богородица, – и видит там различных людей. От одних скрыты мрачные стороны жизни, и они счастливо, беззаботно смеются, другие, напротив, видят в мире скорби и оттого плачут. Рождённый от меня, придя в мир, благословит и невинную радость одних, и возвышенную скорбь других. А я, Его Матерь, радуюсь с теми, кто смеется, и печалюсь с теми, кто скорбит.

Разделять радость одних и несчастье других – долг каждого христианина. И когда мы забываем об этом – праведные люди напоминают. Особенно те, которых мы называем старцами и старицами.

Скопинская старица, схимонахиня Феодосия (в миру Наталья Никифоровна Косоротихина 4.09.1923/†4.09.2013) была из тех подвижниц веры и благочестия, которые не только напоминали людям о христианском долге, но еще и имели от Бога великие дары – рассуждения, утешения, прозорливости. А еще матушка Феодосия имела дар дерзновенной молитвы пред Господом, благодаря которому могла помогать людям в их житейских нуждах, в тяжелых жизненных обстоятельствах, и даже излечивать неизлечимо больных. Тысячи людей приезжали к ней со всей России. И никто из них «тощ и неутешен отъиде». Другое дело за чем приезжали.  Работая над жизнеописанием старицы Феодосии мне не раз приходилось слышать: «Зачем к ней люди приезжали? Многие по пустякам… Не спрашивали – как спастись, как стяжать благодать Духа Святого. Больше спрашивали о другом – надо ли ложиться в больницу на операцию или не надо, жениться или не жениться, продавать квартиру или разменивать, как быть с заболевшей коровой? Вот такими пустяками они беспокоили тяжелобольную старицу…»

Да, по сравнению со спасением души, эти вопросы действительно кажутся мелочными, малозначительными. Но вот что говорится в одной мудрой притче. Собралось как-то к одному старцу множество народа жаждущего духовного вразумления и утешения. Он вышел к людям и вдруг увидел в большой толпе невзрачную крестьянку. Позвал ее и стал с ней говорить. Женщина просила старца помочь ей найти пропавшую козу. Он стал подробно спрашивать, что произошло с ее козой. Народ, слыша их разговор зароптал: «Мы собрались к старцу ради душеспасительного разговора, а эта женщина отвлекает его пустой просьбой». И тогда старец сказал: «Если эта женщина не найдет козу, ее дети могут умереть от голода». Так кажущаяся для нас незначительность вопросов, задаваемых старцам и старицам может быть весьма значительными для вопрошаемых. И не только значительными, но и судьбоносными. Даже вопрос о квартире может быть очень даже значительным и судьбоносным.

Приснопамятный, Архимандрит Авель (Македонов) постригавший Наталью Косоротихину в монахиню с именем Серафима, однажды рассказал такую историю. «Пришла к одному старцу пожилая женщина и сказала:

- У меня такое дело. Муж мой очень болен. Я хочу продать квартиру в Москва, купить дом в Дивеево. Буду водить мужа на поклонение мощам преподобного Серафима, и он излечится.

- Не знаю, не знаю… - ответил старец. - Лучше бы показать его врачам, а не продажей квартиры заниматься…

Женщина не послушалась. Продала квартиру, переехала в Дивеево, а ее мужу там стало совсем плохо. Священник, исповедовавший его, посоветовал обратиться к врачам, а ни у женщины, ни у ее тяжело больного супруга не была оформлена прописка в Дивеево, а поэтому не было и медицинского полиса. Пока женщина решала проблему с пропиской и полисом, ее муж умер, а сама она почувствовала перед ним непоправимую вину. Каково-то ей было жить…» Таковы были последствия непослушания старцу, казалось бы, по малозначительному вопросу – продавать или не продавать квартиру.

Да, многие приезжали к матушке Феодосии с незначительными житейскими вопросами. Но разрешая эти вопросы, старица всегда говорила «надейся на Бога, молись Богу, и Он все управит». Тем самым она обращала людей к вере. Разве это малозначительно? А разве незначительно было простое слово матушки Феодосии к одинокому, унывающему от холостяцкой жизни мужчине, который спрашивал женится он или нет. «Женишься. Помолись Богу, и Он найдет тебе невесту и деток даст» - ответила матушка и ее слова сбылись. Прозорливые и утешительные слова…

Разве малозначительно, что русские люди, испокон жившие в лишениях и тяготах, находили у таких праведниц, как матушка Феодосия, простое человеческое утешение? Великое это дело – утешить человека в его печалях и скорбях.

Конечно бывало и так, что матушка Феодосия, устав от житейских просьб говорила: «Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка». Но в утешении матушка не отказывала никому. Ведь она жила в то время, когда верующие просто изнывали от безутешности, поскольку большинство храмов было закрыто, а священники были законодательно лишены права говорить проповеди. Это было время, когда, выражаясь словами духовного писателя Василия Никифорова-Волгина: «Вся русская земля истосковалась во Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения».

Матушка Феодосия, как и десятки старцев и стариц, явленных тогда нашему народу, была тем теплым, божьим огоньком, который согревал многие исстрадавшиеся и захолодевшие людские души. При этом она не обладала даром проповедования учения Христова, поскольку была необразованной. Но ее проникновенной, доходившей до глубины души проповедью была ее личная жизнь. В течении более чем полувека матушка Феодосия лежала недвижимо, парализованная после страшной аварии и смиренно переносила выпавшее ей тяжкое испытание – сильную болезненную немощь. Наглядное для всех смирение и было ее проповедью о том, как можно стяжать благодать Божию, ибо по слову апостола Иакова «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4.6).

Мне часто приходилось слышать от посетителей матушки Феодосии такие признания: «Придешь к ней со своими печалями и скорбями, постоишь рядом, и подумаешь про себя: «Что ж это я нюни распустил? Вот старица полвека лежит парализованная, мучается от болей, а улыбается, как ребенок». Посмотришь на нее, и уходишь утешенный одним только видом праведницы». Как говорил об этом священник Сергий Рыбаков «После посещения матушки Феодосии все свои духовные и телесные немощи казалась уже ничтожными. Даже оттого, как увидишь, старицу-подвижницу, у которой только и движется, что одна шея и голова. И она, такая немощная как никто другой могла всякого приходящего к ней утешить, вселить радость и надежду на лучшее. Помню у нее было такое ласковое, такое светлое лицо и голубые добрые глаза…»

А вот еще несколько примеров из опубликованных в журнале «Покров» (№5 2015 г.) воспоминаний. «Воистину сила Божия в немощи совершается! Люди видели в матушке пожилого немощного человека, но и чувствовали ее громадную силу, живительную радость, которую Господь вселял в них через нее. Это и есть чудо. Увидеть в 90-летней старице вот эту огромную жизненную силу… К ней, прикованной к постели, почти ничего не видевшей из-за болезни глаз, шли люди с проблемами, а от нее исходили жизнерадостность и доброта, становилось легче с самого начала разговора… От матушки исходила такая любовь, которую не передать словами… /Игумен Серафим (Котельников)/»

«Приедешь к ней бывало, пасмурный, без сил, а уезжаешь бодрый! И становится ясно, что дальше делать, как дальше жить, на что обращать внимание, а на что нет. Все что сгущалось, все бесовские нападки расходятся. Матушка чисто улыбалась, радовалась и замечала больше светлых моментов в жизни. /Иеромонах Серафим (Маслов)/».

Лучистая улыбка матушки Феодосии, ее ясные, предобрые глаза навсегда оставалось в сердцах знавших ее людей. И когда от жизненных скорбей на кого-то их них находило уныние, то они ободрялись при одном только воспоминании о больной, парализованной, но светлой, как ясное солнышко, старице, спасающейся смирением.

Смирение, послушание Божией воле и силу молитвы – вот что проповедовала своей жизнью матушка Феодосия, не заводившая богословские разговоры о спасении души. И не важно с какими вопросами приезжали к ней люди – жениться или не жениться, продавать квартиру или не продавать… Матушка Феодосия научала всех не отвлеченными словами, но «живым примером, исполненным силы Духа, могущим изменить жизнь и привести к главному — смирению и покаянию» (Монах Серафим «О старчестве и послушании в наши дни»).

За великое смирение и терпение тяжкой болезни, за безграничную веру и любовь к Богу и ближним матушка Феодосия удостоилась дара такой дерзновенной молитвы, по которой свершались чудеса и потому многие еще при жизни почитали ее как святую праведницу. И нет в этом ничего удивительного. В «Добротолюбии» сказано: «Иметь живой образ святости – это действительно духовная потребность, отрадная для народа». (Том 1, стр. 220). Вторя «Добротолюбию» писатель Федор Достоевский о великой значимости живого образа святости писал: «Для смиренной души…, измученной трудом и горем, а главное всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему».

Тяжело было бы жить русскому народу без общения с праведниками… В статье протоиерея Александра Соловьева «Старчество на Руси» есть примечательные слова: «Среди жизни, исполненной пороков, злобы и лжи, для нашего народа отрадна и ничем не заменима мысль и сознание, что есть, и близко — в нашей же несовершенной жизни, человек, который стоит выше дрязг житейских, служит правде, умеет указать путь к правде и другим и как немерцающая лампадка, освещая непроглядную тьму, горит духом, предстательствуя за всех пред Богом».

Такой, горящей пред Богом немерцающей лампадкой и была приснопамятная Скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина). К ней можно отнести и слова из Евангелия от Матфея: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5:14-16)

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &