Беседа о культуре и искусстве писателя Александра Потапова с протоиереем Сергием Рыбаковым, доцентом кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
- Отец Сергий, что такое духовность, в вашем понимании? В каком она сегодня состоянии?
- Сначала давайте определимся с самим термином «духовность». Что под этим подразумевается? Есть много толкований: в культурологи, психологии, других науках. А вообще-то говоря, духовность надо связывать с религиозностью, потому что речь идет об источнике духа. С точки зрения атеизма, этот источник находится в природе и не отделим от неё, а следовательно, «дух» - это некая материальная субстанция, некое физическое поле. А с точки зрения христианства, Бог - Творец мира, Который от благости Своей дал миру бытие, часть объектов наделил тем, что мы называем «жизнь», многим живым существам дал разум, а человек помимо бытия, жизни и разума имеет особый дар - дух. С этой точки зрения надо вести речь о христианской, православной духовности и соответствующей культуре, в которой оформляются соответствующие представления о мире, о человеке, об отношении к природе.
- Давайте говорить о духовности в более широком смысле - не только в православии, но и в культуре, искусстве, литературе...
- Собственно говоря, культуру, как явление, можно понимать правильно только после того, как будет выявлено религиозное основание, с которого культура будет рассматриваться и оцениваться. В атеизме культура есть производное от развития обезьяны до человека, а потому оценивается с точки зрения прогресса: от примитивности к сложности. Здесь весьма силен компонент релятивизма: что считать культурой, а что следует именовать бескультурьем?! В православии культура оценивается как отражение культа Божьего, либо, как то, что имеет следы богоборчества или богоборчество в явном виде. В это смысле можно однозначно говорить о псевдокультуре и антикультуре. Народы, выстраивая свои отношения с Богом - Творцом создают свои культуры, в которых отражается их представление о божественном, о мире, о человеке. Следует заметить, что часто народы не желают примирится с Богом и покланяются богам-идолам, или же материи, т. е. силам природы. В православии общение с Богом предполагает примирение с Ним во Иисусе Христе Сыне Божьем, что порождает культ, который генерирует соответствующую культуру. Это и православное искусство, и литература, и культура общения, и культура быта, и культура хозяйствования.
- Это понятно: издревле монастыри были хранителями культуры, истории, духовной литературы, письменности...
- И не столько хранителями, сколько творцами: хранителями культа и творцами культуры. Вспомним завет: «Русь святая - храни веру православную». Как источник чистой воды напояет всех жаждущих, так и Православие одухотворяет всю жизнь народа, который украшает свою жизнь соответствующей культурой. В этом смысле, во-первых, нужно отделять нашу православную культуру от культур других народов, нехристианских; а во-вторых, надо отличать культуру от бескультурья. В антикультуре всегда содержится богоборчество, в той или иной степени, иногда в открытой, грубой форме. Возьмите хотя бы современные направления в музыке, да и в иных видах искусства: панк, рок, модерн.
- Как тут не вспомнить недавнее богохульство молодежи в храме Христа Спасителя. Отчего подобное происходит?
- К сожалению, у нас сейчас наблюдается очень слабое приобщение молодежи к истокам собственной, национальной культуры. Нет защиты от антикультуры, от псевдокультуры.
- Но как богохульство в храме стало возможным?
- В этом, надо сказать, в первую очередь, следует винить нашу систему государственного образования, которая, начиная с девяностых годов, а особенно при господине Фурсенко, деградирует по всем направлениям. Каких людей государство воспитывает? На основе каких образов, каких образцов?! Какие идеалы и ценности проповедует государственная образовательная доктрина?! У нас пока даже не решен вопрос о том, кто - какие субъекты населяют территорию нашего государства.
- Граждане государства?
- Нет, именно: субъекты, субъекты исторического процесса. У нас в последнее время исчезает из обращения такое понятие, как «народ». Именно «народ» есть субъект истории и строитель (либо соучастник строительства) государства.
- Его заменяют наименованием «электорат».
- Да, это электорат, это население, это потребители, это гражданское общество...
- Россияне, граждане, избиратели...
- Да что угодно! Но слово «народ» исчезает. А без этого понятия невозможно определить цель и смысл существования государства, потому что государство - порождение народа. Умение строить государство - дар от Бога, а у некоторых народов такого дара нет. Государство строить трудно, дорого, это требует больших духовных сил и напряжений.
- Пусть так. Но ведь русский народ — государствообразующий, в России русские - титульная нация. Не кажется ли вам, что в последнее время происходит духовное обнищание, деградация, нравственное разложение народа? У нас утрачено понимание того, что мы великий народ, утрачено понимание общности, единства, утрачен, говоря новомодным словом, менталитет.
- На самом деле это не совсем так. Дело в том, что в последнее время происходит разделение людей, и очень сильное, интенсивное. Как сказал Христос: «Не мир я вам принес, но разделение». Это разделение происходит, в первую очередь, в сфере духовной. Часть людей стремится к осознанию своих духовных корней, а другая часть населения (назовем её условно западнической) не хочет осознавать своей сопричастности с нашей традиционной культурой, нашей историей. И это разделение существует во всех социальных слоях общества.
- Но так было и во времена славянофилов и западников.
- Так было всегда, но здесь многое определяется пропорцией.
- А сейчас какая чаша перевешивает: русская православная духовность или тяга к Западу?
- По-моему, перевешивает всё-таки наша традиционная тяга к православной духовности. Происходит это подспудно, таинственно, глубоко. Но если посмотреть то, что нам показывают многие средства информации, - там, конечно, совсем другое. Существует глубокое различие: одно дело - как, какой жизнью живет народ, другое - как показывают жизнь населения с телеэкранов. Это разные миры: мир реальной жизни, и виртуальный мир СМИ.
Написать комментарий
Подпишитесь на публикации!
В каждом письме — интересные новинки и лучшие публикации.
Приглашаем вас также подписаться на наш
Яндекс.Дзен канал.
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем.
Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.