Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Культура - культ чего?
29 августа 2014 в 0:00

 

 

Беседа о культуре и искусстве писателя Александра Потапова с протоиереем Сергием Рыбаковым, доцентом кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

 

 - Отец Сергий, что такое духовность, в вашем понимании? В каком она сегодня состоянии?

 

 - Сначала давайте определимся с самим термином «духовность». Что под этим подразумевается? Есть много толкований: в культурологи, психологии, других науках. А вообще-то говоря, духовность надо связывать с религиозностью, потому что речь идет об источнике духа. С точки зрения атеизма, этот источник находится в природе и не отделим от неё, а следовательно, «дух» - это некая материальная субстанция, некое физическое поле. А с точки зрения христианства, Бог - Творец мира, Который от благости Своей дал миру бытие, часть объектов наделил тем, что мы называем «жизнь», многим живым существам дал разум, а человек помимо бытия, жизни и разума имеет особый дар - дух. С этой точки зрения надо вести речь о христианской, православной духовности и соответствующей культуре, в которой оформляются соответствующие представления о мире, о человеке, об отношении к природе.

 

 - Давайте говорить о духовности в более широком смысле - не только в православии, но и в культуре, искусстве, литературе...

 

 - Собственно говоря, культуру, как явление, можно понимать правильно только после того, как будет выявлено религиозное основание, с которого культура будет рассматриваться и оцениваться. В атеизме культура есть производное от развития обезьяны до человека, а потому оценивается с точки зрения прогресса: от примитивности к сложности. Здесь весьма силен компонент релятивизма: что считать культурой, а что следует именовать бескультурьем?! В православии культура оценивается как отражение культа Божьего, либо, как то, что имеет следы богоборчества или богоборчество в явном виде. В это смысле можно однозначно говорить о псевдокультуре и антикультуре. Народы, выстраивая свои отношения с Богом - Творцом создают свои культуры, в которых отражается их представление о божественном, о мире, о человеке. Следует заметить, что часто народы не желают примирится с Богом и покланяются богам-идолам, или же материи, т. е. силам природы. В православии общение с Богом предполагает примирение с Ним во Иисусе Христе Сыне Божьем, что порождает культ, который генерирует соответствующую культуру. Это и православное искусство, и литература, и культура общения, и культура быта, и культура хозяйствования.

 

- Это понятно: издревле монастыри были хранителями культуры, истории, духовной литературы, письменности...

 

 - И не столько хранителями, сколько творцами: хранителями культа и творцами культуры. Вспомним завет: «Русь святая - храни веру православную». Как источник чистой воды напояет всех жаждущих, так и Православие одухотворяет всю жизнь народа, который украшает свою жизнь соответствующей культурой. В этом смысле, во-первых, нужно отделять нашу православную культуру от культур других народов, нехристианских; а во-вторых, надо отличать культуру от бескультурья. В антикультуре всегда содержится богоборчество, в той или иной степени, иногда в открытой, грубой форме. Возьмите хотя бы современные направления в музыке, да и в иных видах искусства: панк, рок, модерн.

 

 - Как тут не вспомнить недавнее богохульство молодежи в храме Христа Спасителя. Отчего подобное происходит?

 

 - К сожалению, у нас сейчас наблюдается очень слабое приобщение молодежи к истокам собственной, национальной культуры. Нет защиты от антикультуры, от псевдокультуры.

 

 - Но как богохульство в храме стало возможным?

 - В этом, надо сказать, в первую очередь, следует винить нашу систему государственного образования, которая, начиная с девяностых годов, а особенно при господине Фурсенко, деградирует по всем направлениям. Каких людей государство воспитывает? На основе каких образов, каких образцов?! Какие идеалы и ценности проповедует государственная образовательная доктрина?! У нас пока даже не решен вопрос о том, кто - какие субъекты населяют территорию нашего государства.

 

 - Граждане государства?

 

 - Нет, именно: субъекты, субъекты исторического процесса. У нас в последнее время исчезает из обращения такое понятие, как «народ». Именно «народ» есть субъект истории и строитель (либо соучастник строительства) государства.

 

 - Его заменяют наименованием «электорат».

 

 - Да, это электорат, это население, это потребители, это гражданское общество...

 

 - Россияне, граждане, избиратели...

 

 - Да что угодно! Но слово «народ» исчезает. А без этого понятия невозможно определить цель и смысл существования государства, потому что государство - порождение народа. Умение строить государство - дар от Бога, а у некоторых народов такого дара нет. Государство строить трудно, дорого, это требует больших духовных сил и напряжений.

 

 - Пусть так. Но ведь русский народ — государствообразующий, в России русские - титульная нация. Не кажется ли вам, что в последнее время происходит духовное обнищание, деградация, нравственное разложение народа? У нас утрачено понимание того, что мы великий народ, утрачено понимание общности, единства, утрачен, говоря новомодным словом, менталитет.

 

 - На самом деле это не совсем так. Дело в том, что в последнее время происходит разделение людей, и очень сильное, интенсивное. Как сказал Христос: «Не мир я вам принес, но разделение». Это разделение происходит, в первую очередь, в сфере духовной. Часть людей стремится к осознанию своих духовных корней, а другая часть населения (назовем её условно западнической) не хочет осознавать своей сопричастности с нашей традиционной культурой, нашей историей. И это разделение существует во всех социальных слоях общества.

 

 - Но так было и во времена славянофилов и западников.

 

 - Так было всегда, но здесь многое определяется пропорцией.

 

 - А сейчас какая чаша перевешивает: русская православная духовность или тяга к Западу?

 

 - По-моему, перевешивает всё-таки наша традиционная тяга к православной духовности. Происходит это подспудно, таинственно, глубоко. Но если посмотреть то, что нам показывают многие средства информации, - там, конечно, совсем другое. Существует глубокое различие: одно дело - как, какой жизнью живет народ, другое - как показывают жизнь населения с телеэкранов. Это разные миры: мир реальной жизни, и виртуальный мир СМИ.

 

Комментарии
Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу