Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Классический славянофил Константин Аксаков
12 апреля 2017 в 8:00

11 апреля исполнилось 200-лет со дня рождения православного русского мыслителя, поэта, историка, драматурга, переводчика, одного из основателей славянофильства Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860). Здесь мы публикуем анализ его некоторых воззрений на русский народ и на народность. По мнению Аксакова русский народ есть та живая связь людей, та великая сила, без которой и вне которой был бы бесполезным эгоистом отдельный человек и бесплодною отвлеченностью все человечество. И только высшим началом живого союза народного эгоистический элемент личности умеряется. А еще более - великодушием общинного элемента в народе. При этом не уничтожаются личности в общинном союзе. Они от своей исключительности лишь отрекаются, чтобы составить согласное целое, чтобы явить всех желанное сочетание. Личности как хор звучат в общине, а не как отдельные голоса.

Община, как нравственный образ человечества, в несовершенном виде появилась. Но ее неясно сознаваемую или предчувствуемую народами христианство освятило и просветило. И тогда община стала идеалом, к которому вечно стремиться предстоит. Ее великая заслуга уже в том, что поставлен такой идеал и к нему стремятся люди. Конечно, человека на этой земле не должна останавливать невозможность достигнуть полного осуществления общины. Конечно, нельзя и совершенным христианином быть, но дело человека - к этому идеалу стремиться. Начало славянского племени и в особенности русского народа – есть начало общины. В этом случае разделение народа на ведущих и ведомых видеть было бы странно.

Конечно иным сила внимания; другим дается сила вразумления. Но ведь это Провидение распределяет, а не люди. Внимающий не есть белая бумага, что не знает и о том не судит, что пишут на ней. Много дает вразумляющему внимающий; порой даже его вдохновляет. Но и слушающий и говорящий делают одно общее дело. Один из них разумно передавая, другой же разумно принимая. Связует их одна общая идея, которая переходит от одного к другому, а главное их уравнивает. В более частном виде та же связь существует между читателем и писателем, как было это в одном русском журнале было высказано печатно. Не передаются лишь дары Провидения, истина – это общее достояние. Но, скрытые некоторое время, дары могут раскрыться и тогда внимающий, когда в нем дар слова пробуждается, вразумляющим становится. Общий нравственный подвиг народа из этого и слагается. Из взаимного беспрепятственного обмена мыслей, а также из переменного их принимания. Как без личности человек не может быть, так и без народности народ. Человек без личности, без народности народ - это явление жалкое, бесполезное, несчастное. Личность дает возможность другого человека понять вполне и свободно. И народность также дает возможность народу другие народности понять. Народность - цельная сила, живая, имеющая в себе нечто, как жизнь неуловимое. Песня народная, как бы ни была она всему остальному человечеству доступна, все-таки отзовется чем-то особенным в душе человека того, для которого она народная, своя песня. Конечно, нужно всякую народность признать. Ведь общечеловеческий хор слагается из их совокупности.

Народ же, свою народность теряющий, умолкает и из этого хора исчезает. Нет ничего грустнее увидеть, как под гнетом тяжелых обстоятельств падает и никнет народность. Какое странное и жалкое зрелище, когда люди своей народности сами не знают и не хотят знать, заменяя ее подражанием народностям чуждым. Пусть каждый народ сохраняет свой народный облик. Тогда будет иметь он и выражение человеческое. А если отнять у человечества народные краски и личные, то это будет бесцветное явление. Тогда это будет человечество казенное, официальное. Так пусть в человеческом мире свободно и ярко цветут все народности. В целом же простой народ есть основание всего общественного здания. Источник благосостояния вещественного, и источник могущества внешнего, источник внутренней силы. Находясь на низшей ступени житейской лестницы, вне всяких наружных отличий и почестей, простой народ имеет зато великие человеческие блага: цельность жизни, братство и русский общинный быт. Зря думают о том, что простой народ есть масса людей бессознательная. Тогда он был бы, как неразумная стихия, что можно направить и в ту, или в иную сторону. Нет, народ простой имеет основные, глубокие, убеждения, то есть условия существования для всей страны. И эти убеждения защищая, он, в силе своей равняется стихии, которая разумна, имеет нравственную волю. На Руси есть прекрасное выражение для проявления силы народной: как один человек стали все. История русская нам показывает, как в русском народе глубока и тверда основа веры, как он святость своих православных убеждений отстаивал. Напрасно думают также, что простой народ есть какой-то слепой поклонник обычая и было рабствует духом перед чем бы то ни. Наш простой народ есть блюститель старины и страж предания, но в то же время он не есть слепой раб старины. Было же время такое, когда новизною и старина была. Новое простой народ принимает, но не легкомысленно, не скоро, не из презрения к старине. Л

егкомысленные личности, такие, для которых жизнь есть непрерывный маскарад или убеждения которых, не имеют корня в стране самой. Они плавают в какой-то отвлеченной атмосфере, они ошибаются, принимая обдуманность народа, за косность, за какую-то неподвижность. Это только показывает то, что народа они не понимают, не знают. В России, недоверчивость, неохота, с какою народ принимает новое, свою историческую законную причину имеет. Вообще же слово «народ» употребляется в двояком смысле. Оно или означает всех людей, в союзе народном живущих, и в таком случае более слову «нация» соответствует, или же оно означает простой народ, то есть низшее сословие. Конечно не имеет никаких отличий простой народ, никакого другого звания, как звания христианина и человека, а потому и зовется или во множестве людьми ( людіе ), или крестьянином, то есть христианином.

В целом же значение простого народа свою особую сторону имеет, ибо он только и сохраняет в себе истинные народные основы России. Наш народ не разорвал связи с древнею Русью с прошедшим временем. На него смотрят гордо люди так называемого образованного, светского общества. Они пренебрегают им. Высоко на него посматривая и красуясь над ним, они забывают о том, что только простой народ составляет условие и их существования, поскольку известно прекрасное сравнение простого народа с корнями дерева, на котором шумят и листья, которые меняются каждый год, хотя корни у него все одни и те же.

См. далее: Книги, о которых говорят

Комментарии
Незаслуженно забытый писатель и дипломат
23 мая 2017 в 8:00

Рязанец Владимир Павлович Титов, гордость земли рязанской /12 03. 1807 : 27 09. 1891/ был рожден в селе Новики /Спасского уезд. Рязанск. Губерн./. Замечательный писатель, деятель государственный, дипломат известный. Титов - кавалер всех орд

Наша здравница. Доброе слово о народной медицине.
22 мая 2017 в 8:00

Народная медицина зиждется на знаниях, что веками приобретались нашими предками. Поколение за поколением копило и хранило эти знания о болезнях и средствах лечения, что заключаются в применении растительных лекарственных препаратов. В них в

На заметку селянам и дачникам. О книге «Православная энциклопедия русского огорода»
19 мая 2017 в 8:00

В наше время свой личный сад и огород из мечты несбыточной в реальные понятия превращаются. По последней статистике загородное /пусть и временное/ проживание, пусть в форме дачного жительства на сегодня популярностью пользуется огромной.

Для чего нужны сказки и художественная литература
18 мая 2017 в 8:00

Сказки, являясь видом народного и в целом литературного процесса творчества – это важная составная культуры того или иного общества. Хотя они и основаны на вымысле, однако их значение и предназначение вполне конкретное. Ве5дь сказки н

Литературная стезя В.П. Титова
17 мая 2017 в 8:00

Владимир Павлович Титов ( дипломат, государственный деятель середины 19 в.) служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Срок его службы составил четыре года. И в течении всего этого времени по выражению

Дела пятой колонны. Издательство «АСТ» опубликовало для школьников карты России без Крыма.
16 мая 2017 в 8:00

Как стало известно девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оштрафовал издательство АСТ за ряд неточностей, что были допущены на картах в школьных атласах РФ, в частности за отсутствие на некоторых контурных картах полуострова Крым в со

Фантастика или не фантастика? О книге
15 мая 2017 в 8:00

Книга «Беспощадная толерантность» - это сборник фантастических рассказов, написанных разными авторами. Но ей заинтересуются и те, кто не принадлежит к числу любителей этого жанра. Ведь рассказы, помещенные в книге связаны не сто

Поэт Андрей Вознесенский и Центр его имени
12 мая 2017 в 8:00

Со дня кончины известного поэта XX века Андрея Андреевича Вознесенского (род. 1933 – ум. 2010) прошло семь лет. Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ. 12 мая в день рождения Вознесенского в Москв

Почему мы не всегда получаем то, о чем просим
11 мая 2017 в 16:32

Иногда возникает искреннее желание сделать что-то полезное, но обстоятельства не дают исполнить задуманное. Каковы же причины возникновения препятствий при исполнении дел? Существуют две основные причины возникновения жизн

Это наша история. Об изданном томе документов Собора 1917 г.
11 мая 2017 в 8:00

Издательство Новоспасского ставропигиального монастыря выпустило в свет 19-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Который называется «Документы Отдела о монастырях и монашестве