Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Классический славянофил Константин Аксаков
12 апреля 2017 в 8:00

11 апреля исполнилось 200-лет со дня рождения православного русского мыслителя, поэта, историка, драматурга, переводчика, одного из основателей славянофильства Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860). Здесь мы публикуем анализ его некоторых воззрений на русский народ и на народность. По мнению Аксакова русский народ есть та живая связь людей, та великая сила, без которой и вне которой был бы бесполезным эгоистом отдельный человек и бесплодною отвлеченностью все человечество. И только высшим началом живого союза народного эгоистический элемент личности умеряется. А еще более - великодушием общинного элемента в народе. При этом не уничтожаются личности в общинном союзе. Они от своей исключительности лишь отрекаются, чтобы составить согласное целое, чтобы явить всех желанное сочетание. Личности как хор звучат в общине, а не как отдельные голоса.

Община, как нравственный образ человечества, в несовершенном виде появилась. Но ее неясно сознаваемую или предчувствуемую народами христианство освятило и просветило. И тогда община стала идеалом, к которому вечно стремиться предстоит. Ее великая заслуга уже в том, что поставлен такой идеал и к нему стремятся люди. Конечно, человека на этой земле не должна останавливать невозможность достигнуть полного осуществления общины. Конечно, нельзя и совершенным христианином быть, но дело человека - к этому идеалу стремиться. Начало славянского племени и в особенности русского народа – есть начало общины. В этом случае разделение народа на ведущих и ведомых видеть было бы странно.

Конечно иным сила внимания; другим дается сила вразумления. Но ведь это Провидение распределяет, а не люди. Внимающий не есть белая бумага, что не знает и о том не судит, что пишут на ней. Много дает вразумляющему внимающий; порой даже его вдохновляет. Но и слушающий и говорящий делают одно общее дело. Один из них разумно передавая, другой же разумно принимая. Связует их одна общая идея, которая переходит от одного к другому, а главное их уравнивает. В более частном виде та же связь существует между читателем и писателем, как было это в одном русском журнале было высказано печатно. Не передаются лишь дары Провидения, истина – это общее достояние. Но, скрытые некоторое время, дары могут раскрыться и тогда внимающий, когда в нем дар слова пробуждается, вразумляющим становится. Общий нравственный подвиг народа из этого и слагается. Из взаимного беспрепятственного обмена мыслей, а также из переменного их принимания. Как без личности человек не может быть, так и без народности народ. Человек без личности, без народности народ - это явление жалкое, бесполезное, несчастное. Личность дает возможность другого человека понять вполне и свободно. И народность также дает возможность народу другие народности понять. Народность - цельная сила, живая, имеющая в себе нечто, как жизнь неуловимое. Песня народная, как бы ни была она всему остальному человечеству доступна, все-таки отзовется чем-то особенным в душе человека того, для которого она народная, своя песня. Конечно, нужно всякую народность признать. Ведь общечеловеческий хор слагается из их совокупности.

Народ же, свою народность теряющий, умолкает и из этого хора исчезает. Нет ничего грустнее увидеть, как под гнетом тяжелых обстоятельств падает и никнет народность. Какое странное и жалкое зрелище, когда люди своей народности сами не знают и не хотят знать, заменяя ее подражанием народностям чуждым. Пусть каждый народ сохраняет свой народный облик. Тогда будет иметь он и выражение человеческое. А если отнять у человечества народные краски и личные, то это будет бесцветное явление. Тогда это будет человечество казенное, официальное. Так пусть в человеческом мире свободно и ярко цветут все народности. В целом же простой народ есть основание всего общественного здания. Источник благосостояния вещественного, и источник могущества внешнего, источник внутренней силы. Находясь на низшей ступени житейской лестницы, вне всяких наружных отличий и почестей, простой народ имеет зато великие человеческие блага: цельность жизни, братство и русский общинный быт. Зря думают о том, что простой народ есть масса людей бессознательная. Тогда он был бы, как неразумная стихия, что можно направить и в ту, или в иную сторону. Нет, народ простой имеет основные, глубокие, убеждения, то есть условия существования для всей страны. И эти убеждения защищая, он, в силе своей равняется стихии, которая разумна, имеет нравственную волю. На Руси есть прекрасное выражение для проявления силы народной: как один человек стали все. История русская нам показывает, как в русском народе глубока и тверда основа веры, как он святость своих православных убеждений отстаивал. Напрасно думают также, что простой народ есть какой-то слепой поклонник обычая и было рабствует духом перед чем бы то ни. Наш простой народ есть блюститель старины и страж предания, но в то же время он не есть слепой раб старины. Было же время такое, когда новизною и старина была. Новое простой народ принимает, но не легкомысленно, не скоро, не из презрения к старине. Л

егкомысленные личности, такие, для которых жизнь есть непрерывный маскарад или убеждения которых, не имеют корня в стране самой. Они плавают в какой-то отвлеченной атмосфере, они ошибаются, принимая обдуманность народа, за косность, за какую-то неподвижность. Это только показывает то, что народа они не понимают, не знают. В России, недоверчивость, неохота, с какою народ принимает новое, свою историческую законную причину имеет. Вообще же слово «народ» употребляется в двояком смысле. Оно или означает всех людей, в союзе народном живущих, и в таком случае более слову «нация» соответствует, или же оно означает простой народ, то есть низшее сословие. Конечно не имеет никаких отличий простой народ, никакого другого звания, как звания христианина и человека, а потому и зовется или во множестве людьми ( людіе ), или крестьянином, то есть христианином.

В целом же значение простого народа свою особую сторону имеет, ибо он только и сохраняет в себе истинные народные основы России. Наш народ не разорвал связи с древнею Русью с прошедшим временем. На него смотрят гордо люди так называемого образованного, светского общества. Они пренебрегают им. Высоко на него посматривая и красуясь над ним, они забывают о том, что только простой народ составляет условие и их существования, поскольку известно прекрасное сравнение простого народа с корнями дерева, на котором шумят и листья, которые меняются каждый год, хотя корни у него все одни и те же.

См. далее: Книги, о которых говорят

Комментарии
Является ли оправданием нехватка времени на молитву?
15 августа 2017 в 12:19

Молитва — это всегда подвиг. Поначалу тяжело молиться, и из-за сухости сердца, возникает мысль о бесполезности усилий. Что же на это говорят святые? Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя

В чем состоит милосердие. Рассказ о митрополите Симоне (Новикове)
11 августа 2017 в 8:00

Почитатель владыки Симона генерал МВД Иван Федорович Перов вспоминая те времена, говорил: «Бóльшая часть служения рязанского архиерея пришлась на те годы, когда ему было небезопасно лишнее слово сказать. Каждый месяц Первый сек

Издан Богослужебный месяцеслов на 2018 год
10 августа 2017 в 8:00

В Москве вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2018 год», которой выпустило издательство Московской Патриархии. Данное издание — новое, оно является к указаниям Богослужебным на 2018 год тематическим приложением. Об

Как научить детей помогать по дому
09 августа 2017 в 19:12

Родители совершают критическую ошибку, когда вместо того, чтобы мотивировать детей к самостоятельности, предпочитают делать все сами, лишь бы ребенок ничего не испортил. Без личного опыта ребенок ничему не научится и&nbs

Почему у одних гармония, а у других раздор в семье
09 августа 2017 в 9:50

Однажды, гуляя по набережной, заметил, как семейная пара пожилого возраста идет, держась за руки, и беседует, отрешившись от всего мира так, как это бывает на первом свидании. Это умилительная ситуация напомнила

Юрий Нагибин: жизнь и судьба.
09 августа 2017 в 8:00

В Москве вышло созданное коллективом редакции газеты «Вечерняя Москва» уникальное издание о знаменитом писателе сценаристе и журналисте Юрии Нагибине «Юрий Нагибин: жизнь и судьба. Родом с Чистых прудов». (1920-1994

Монахи Афона и их книги
08 августа 2017 в 14:50

Афон — один из земных уделов Пресвятой Богородицы, Святая Гора, на которой находится два десятка монастырей. Афонские монахи не только погружены в молитву, но и занимаются литературными трудами, эта

Игорь ЕВСИН.. Рассказ о Никоне Сушкинском
08 августа 2017 в 8:00

  Владелец зеркальной фабрики села Кирицы Карл Иванович Генике стоял возле окна в своем рабочем кабинете и смотрел, как по улице шатается тощий, неприкаянный дождь. На дворе стояла поздняя осень. Около фабричной конторы стояли потем

Быть попом: Нежалобная книга. Рецензия на книгу
07 августа 2017 в 8:00

Постоянный автор портала «Православие.ру» протоиерей Сергий Адодинн выпустил в свет новый сборник «Быть попом: Нежалобная книга». По сути – это автобиографические заметки в форме коротких притч: как философских

Игорь ЕВСИН. Рассказ о юродивом Николае Коршуновском
04 августа 2017 в 8:00

В начале марта Пётр Гаврилыч Любимов услышал у себя на дворе страшный рёв кровы. Выбежав, он увидел леденящую душу картину. Огромный чан для замачивания шкур был сильно смещён со своего места. На земле с придавленными им ногами валялась кор