Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Классический славянофил Константин Аксаков
12 апреля 2017 в 8:00

11 апреля исполнилось 200-лет со дня рождения православного русского мыслителя, поэта, историка, драматурга, переводчика, одного из основателей славянофильства Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860). Здесь мы публикуем анализ его некоторых воззрений на русский народ и на народность. По мнению Аксакова русский народ есть та живая связь людей, та великая сила, без которой и вне которой был бы бесполезным эгоистом отдельный человек и бесплодною отвлеченностью все человечество. И только высшим началом живого союза народного эгоистический элемент личности умеряется. А еще более - великодушием общинного элемента в народе. При этом не уничтожаются личности в общинном союзе. Они от своей исключительности лишь отрекаются, чтобы составить согласное целое, чтобы явить всех желанное сочетание. Личности как хор звучат в общине, а не как отдельные голоса.

Община, как нравственный образ человечества, в несовершенном виде появилась. Но ее неясно сознаваемую или предчувствуемую народами христианство освятило и просветило. И тогда община стала идеалом, к которому вечно стремиться предстоит. Ее великая заслуга уже в том, что поставлен такой идеал и к нему стремятся люди. Конечно, человека на этой земле не должна останавливать невозможность достигнуть полного осуществления общины. Конечно, нельзя и совершенным христианином быть, но дело человека - к этому идеалу стремиться. Начало славянского племени и в особенности русского народа – есть начало общины. В этом случае разделение народа на ведущих и ведомых видеть было бы странно.

Конечно иным сила внимания; другим дается сила вразумления. Но ведь это Провидение распределяет, а не люди. Внимающий не есть белая бумага, что не знает и о том не судит, что пишут на ней. Много дает вразумляющему внимающий; порой даже его вдохновляет. Но и слушающий и говорящий делают одно общее дело. Один из них разумно передавая, другой же разумно принимая. Связует их одна общая идея, которая переходит от одного к другому, а главное их уравнивает. В более частном виде та же связь существует между читателем и писателем, как было это в одном русском журнале было высказано печатно. Не передаются лишь дары Провидения, истина – это общее достояние. Но, скрытые некоторое время, дары могут раскрыться и тогда внимающий, когда в нем дар слова пробуждается, вразумляющим становится. Общий нравственный подвиг народа из этого и слагается. Из взаимного беспрепятственного обмена мыслей, а также из переменного их принимания. Как без личности человек не может быть, так и без народности народ. Человек без личности, без народности народ - это явление жалкое, бесполезное, несчастное. Личность дает возможность другого человека понять вполне и свободно. И народность также дает возможность народу другие народности понять. Народность - цельная сила, живая, имеющая в себе нечто, как жизнь неуловимое. Песня народная, как бы ни была она всему остальному человечеству доступна, все-таки отзовется чем-то особенным в душе человека того, для которого она народная, своя песня. Конечно, нужно всякую народность признать. Ведь общечеловеческий хор слагается из их совокупности.

Народ же, свою народность теряющий, умолкает и из этого хора исчезает. Нет ничего грустнее увидеть, как под гнетом тяжелых обстоятельств падает и никнет народность. Какое странное и жалкое зрелище, когда люди своей народности сами не знают и не хотят знать, заменяя ее подражанием народностям чуждым. Пусть каждый народ сохраняет свой народный облик. Тогда будет иметь он и выражение человеческое. А если отнять у человечества народные краски и личные, то это будет бесцветное явление. Тогда это будет человечество казенное, официальное. Так пусть в человеческом мире свободно и ярко цветут все народности. В целом же простой народ есть основание всего общественного здания. Источник благосостояния вещественного, и источник могущества внешнего, источник внутренней силы. Находясь на низшей ступени житейской лестницы, вне всяких наружных отличий и почестей, простой народ имеет зато великие человеческие блага: цельность жизни, братство и русский общинный быт. Зря думают о том, что простой народ есть масса людей бессознательная. Тогда он был бы, как неразумная стихия, что можно направить и в ту, или в иную сторону. Нет, народ простой имеет основные, глубокие, убеждения, то есть условия существования для всей страны. И эти убеждения защищая, он, в силе своей равняется стихии, которая разумна, имеет нравственную волю. На Руси есть прекрасное выражение для проявления силы народной: как один человек стали все. История русская нам показывает, как в русском народе глубока и тверда основа веры, как он святость своих православных убеждений отстаивал. Напрасно думают также, что простой народ есть какой-то слепой поклонник обычая и было рабствует духом перед чем бы то ни. Наш простой народ есть блюститель старины и страж предания, но в то же время он не есть слепой раб старины. Было же время такое, когда новизною и старина была. Новое простой народ принимает, но не легкомысленно, не скоро, не из презрения к старине. Л

егкомысленные личности, такие, для которых жизнь есть непрерывный маскарад или убеждения которых, не имеют корня в стране самой. Они плавают в какой-то отвлеченной атмосфере, они ошибаются, принимая обдуманность народа, за косность, за какую-то неподвижность. Это только показывает то, что народа они не понимают, не знают. В России, недоверчивость, неохота, с какою народ принимает новое, свою историческую законную причину имеет. Вообще же слово «народ» употребляется в двояком смысле. Оно или означает всех людей, в союзе народном живущих, и в таком случае более слову «нация» соответствует, или же оно означает простой народ, то есть низшее сословие. Конечно не имеет никаких отличий простой народ, никакого другого звания, как звания христианина и человека, а потому и зовется или во множестве людьми ( людіе ), или крестьянином, то есть христианином.

В целом же значение простого народа свою особую сторону имеет, ибо он только и сохраняет в себе истинные народные основы России. Наш народ не разорвал связи с древнею Русью с прошедшим временем. На него смотрят гордо люди так называемого образованного, светского общества. Они пренебрегают им. Высоко на него посматривая и красуясь над ним, они забывают о том, что только простой народ составляет условие и их существования, поскольку известно прекрасное сравнение простого народа с корнями дерева, на котором шумят и листья, которые меняются каждый год, хотя корни у него все одни и те же.

См. далее: Книги, о которых говорят

Комментарии
Ладейка. Рассказ.
23 октября 2017 в 8:00

…Нифонт уже не знал, что делать и приснился ему чудный сон. Будто бы плывет он в малой ладейке по озеру, чистому словно хрусталь, и нет у него берегов. Плывет и видит остров невелик, но красив и удобен. И тут голос с неба: «Ниф

Полюшка Захаровская и архиепископ Глеб.
20 октября 2017 в 8:00

После смерти супруги настоятеля Космодкамианского храма села Летово Рязанской оласти, протоиерея Иоанна (будущего владыки Глеба (Смирнова) (р.1913- ум.1987 гг.) как мог утешал брат Павел, бывший в то время в сане диакона. Но вскоре у о

Расстрел священника
19 октября 2017 в 8:00

Расстреливали отца Матвея /в годы «красного террора» - ред./, как уж повелось, на старом городским кладбище, от чека недалеко безлюдно, так как давно никого здесь не хоронили. И от рынка кладбище отгорожено высокой каменной стен

О детстве и юности митрополита Симона (Новикова)
18 октября 2017 в 8:00

Как, каким образом приобреталась Сереем Новиковым чистота сердца, как он «Бога узрел» можно хотя бы приблизительно представить из рассказов о его детстве и юности. Автору этих строк довелось записать воспоминания об этом совреме

Великая книга Дмитрия Лихачева
17 октября 2017 в 8:00

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 г. –1999 г.) — академик, знаменитый ученый, исследователь литературы древней Руси. В сентябре сего года отмечалось 18-летие его кончины (он умер, когда ему было 105 лет). Известно, что за 4 года д

Духовный бытописатель Игнатий Потапенко
16 октября 2017 в 8:00

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу Игнатия Потапенко «Повести и рассказы из духовного быта». Данная книга напечатана по изданию 1903 г. Напомним, что Потапенко Игнатий Николаевич (1856 г. –1929 г.

     Нет мне в мир дороги. Рассказ об игумене Нифонте.
13 октября 2017 в 8:00

День выдался жаркий и знойный. Над лесом уже с утра зависло томное марево. Ветра не было и комары, до того не очень заметные, к полудню озверели. Плотной серой массой они навалились, словно облако и гудели, гудели, гудели. Он шел сосновым б

Женщина в пёстром… Рецензия на книгу Натальи Сухининой
12 октября 2017 в 12:00

«Женщина в пёстром. Повесть о том, о чём не принято говорить» - так называется новая книга православной писательницы Сухининой Наталии. Она повествует о женщине, что не имеет твёрдых духовных и нравственных ориентиров. Потому он

Юрий Воробьевский «Янтарная глава». Отрывок из новой книги
11 октября 2017 в 10:30

Есть удивительная книга, которую можно без устали читать главу за главой. Книга эта — монастырская костница. За многими почивающими здесь главами — удивительные истории. Они складываются в живое предание

Духовная мудрость и прозорливость владыки Симона
11 октября 2017 в 8:00

Владыка Симон очень понимал  роль Церкви и средств массовой информациив в духовном инравственном воспитании. Из православных СМИ редактора, да и журналисты  всегда обращались к нему благословениемза и советом. Рязанский архиерей,