Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Классический славянофил Константин Аксаков
12 апреля 2017 в 8:00

11 апреля исполнилось 200-лет со дня рождения православного русского мыслителя, поэта, историка, драматурга, переводчика, одного из основателей славянофильства Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860). Здесь мы публикуем анализ его некоторых воззрений на русский народ и на народность. По мнению Аксакова русский народ есть та живая связь людей, та великая сила, без которой и вне которой был бы бесполезным эгоистом отдельный человек и бесплодною отвлеченностью все человечество. И только высшим началом живого союза народного эгоистический элемент личности умеряется. А еще более - великодушием общинного элемента в народе. При этом не уничтожаются личности в общинном союзе. Они от своей исключительности лишь отрекаются, чтобы составить согласное целое, чтобы явить всех желанное сочетание. Личности как хор звучат в общине, а не как отдельные голоса.

Община, как нравственный образ человечества, в несовершенном виде появилась. Но ее неясно сознаваемую или предчувствуемую народами христианство освятило и просветило. И тогда община стала идеалом, к которому вечно стремиться предстоит. Ее великая заслуга уже в том, что поставлен такой идеал и к нему стремятся люди. Конечно, человека на этой земле не должна останавливать невозможность достигнуть полного осуществления общины. Конечно, нельзя и совершенным христианином быть, но дело человека - к этому идеалу стремиться. Начало славянского племени и в особенности русского народа – есть начало общины. В этом случае разделение народа на ведущих и ведомых видеть было бы странно.

Конечно иным сила внимания; другим дается сила вразумления. Но ведь это Провидение распределяет, а не люди. Внимающий не есть белая бумага, что не знает и о том не судит, что пишут на ней. Много дает вразумляющему внимающий; порой даже его вдохновляет. Но и слушающий и говорящий делают одно общее дело. Один из них разумно передавая, другой же разумно принимая. Связует их одна общая идея, которая переходит от одного к другому, а главное их уравнивает. В более частном виде та же связь существует между читателем и писателем, как было это в одном русском журнале было высказано печатно. Не передаются лишь дары Провидения, истина – это общее достояние. Но, скрытые некоторое время, дары могут раскрыться и тогда внимающий, когда в нем дар слова пробуждается, вразумляющим становится. Общий нравственный подвиг народа из этого и слагается. Из взаимного беспрепятственного обмена мыслей, а также из переменного их принимания. Как без личности человек не может быть, так и без народности народ. Человек без личности, без народности народ - это явление жалкое, бесполезное, несчастное. Личность дает возможность другого человека понять вполне и свободно. И народность также дает возможность народу другие народности понять. Народность - цельная сила, живая, имеющая в себе нечто, как жизнь неуловимое. Песня народная, как бы ни была она всему остальному человечеству доступна, все-таки отзовется чем-то особенным в душе человека того, для которого она народная, своя песня. Конечно, нужно всякую народность признать. Ведь общечеловеческий хор слагается из их совокупности.

Народ же, свою народность теряющий, умолкает и из этого хора исчезает. Нет ничего грустнее увидеть, как под гнетом тяжелых обстоятельств падает и никнет народность. Какое странное и жалкое зрелище, когда люди своей народности сами не знают и не хотят знать, заменяя ее подражанием народностям чуждым. Пусть каждый народ сохраняет свой народный облик. Тогда будет иметь он и выражение человеческое. А если отнять у человечества народные краски и личные, то это будет бесцветное явление. Тогда это будет человечество казенное, официальное. Так пусть в человеческом мире свободно и ярко цветут все народности. В целом же простой народ есть основание всего общественного здания. Источник благосостояния вещественного, и источник могущества внешнего, источник внутренней силы. Находясь на низшей ступени житейской лестницы, вне всяких наружных отличий и почестей, простой народ имеет зато великие человеческие блага: цельность жизни, братство и русский общинный быт. Зря думают о том, что простой народ есть масса людей бессознательная. Тогда он был бы, как неразумная стихия, что можно направить и в ту, или в иную сторону. Нет, народ простой имеет основные, глубокие, убеждения, то есть условия существования для всей страны. И эти убеждения защищая, он, в силе своей равняется стихии, которая разумна, имеет нравственную волю. На Руси есть прекрасное выражение для проявления силы народной: как один человек стали все. История русская нам показывает, как в русском народе глубока и тверда основа веры, как он святость своих православных убеждений отстаивал. Напрасно думают также, что простой народ есть какой-то слепой поклонник обычая и было рабствует духом перед чем бы то ни. Наш простой народ есть блюститель старины и страж предания, но в то же время он не есть слепой раб старины. Было же время такое, когда новизною и старина была. Новое простой народ принимает, но не легкомысленно, не скоро, не из презрения к старине. Л

егкомысленные личности, такие, для которых жизнь есть непрерывный маскарад или убеждения которых, не имеют корня в стране самой. Они плавают в какой-то отвлеченной атмосфере, они ошибаются, принимая обдуманность народа, за косность, за какую-то неподвижность. Это только показывает то, что народа они не понимают, не знают. В России, недоверчивость, неохота, с какою народ принимает новое, свою историческую законную причину имеет. Вообще же слово «народ» употребляется в двояком смысле. Оно или означает всех людей, в союзе народном живущих, и в таком случае более слову «нация» соответствует, или же оно означает простой народ, то есть низшее сословие. Конечно не имеет никаких отличий простой народ, никакого другого звания, как звания христианина и человека, а потому и зовется или во множестве людьми ( людіе ), или крестьянином, то есть христианином.

В целом же значение простого народа свою особую сторону имеет, ибо он только и сохраняет в себе истинные народные основы России. Наш народ не разорвал связи с древнею Русью с прошедшим временем. На него смотрят гордо люди так называемого образованного, светского общества. Они пренебрегают им. Высоко на него посматривая и красуясь над ним, они забывают о том, что только простой народ составляет условие и их существования, поскольку известно прекрасное сравнение простого народа с корнями дерева, на котором шумят и листья, которые меняются каждый год, хотя корни у него все одни и те же.

См. далее: Книги, о которых говорят

Комментарии
Богословие и философия в православии
26 июня 2017 в 8:00

Богословие - это учение о Боге, о правильном Богопочитании и Божием Промысле в отношении человечества. Учение о православной вере и Церкви Божией. Каждый православный христианин должен в какой-то мере изучать Богословие, чтобы правильно сла

Об особом духовном подвиге
23 июня 2017 в 8:00

- Слышала ли ты Марья Ивановна, сегодня в проповеди, про нищих духом? – спросил маму блаженной Любови Рязанской священник Иоанн Добротворский. – Это про смиренных, что ли? – Не просто смиренных, а добровольно смиренн

Это важно. О Божьем Законе и Богослужебной литературе
22 июня 2017 в 8:00

Закон Божий - это изложение Священного Писания, ее толкований, а так же краткое изложение  Церковного учения о Боге, вере в Него, о богослужениях и правилах жизни общецерковной и жизни каждого православного верующего. Христинин долж

Рассказ из книги о блаженной Любови Рязанской
21 июня 2017 в 8:00

Марья Ивановна Сухановская (мама Любушки) шла после воскресной литургии домой и размышляла о заповедях блаженства. Особенно о первой: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Она никак не могла понять, что такое &la

Библия для всех, или мысли о Священном Писании
20 июня 2017 в 8:00

Книги Ветхого, также и Нового Завета - они являются в целом составными частями всей Библии. Ветхий завет нам рассказывает об истории нашего человечества и до пришествия Иисуса Христа, Новый завет, Евангелие – рассказывает нам о жизни

Игорь Евсин о значении исторической трагедии в Исадах
19 июня 2017 в 8:00

20 июля (2 августа по новому стилю) 2017 года, к расположенному на реке Оке селу Исады подошли ладьи рязанских князей, в которых находились шестеро родственников князей Глеба и Константина. Один из них Изяслав Владимирович был родной брат з

«Несостязательная» литературная премия
16 июня 2017 в 8:00

Известный современный писатель и киносценарист, лауреат литературной премии им. А. Платонова Алексей Иванов назвал Платоновскую премию несостязательной. По его словам, для того, чтобы ее получить не надо заводить специальные «выгодные

Игорь Евсин. Путь юродивого Андрюши.
15 июня 2017 в 9:52

Юродивый Андрюша Потехин никогда ни на кого не обижался. Наоборот он всегда мирил рассорившихся селян. Бывало, чтобы подружить поссорившихся, выпрашивал у одного из них рубашку и дарил другому. У другого тоже брал что-нибудь, и передавал пе

Болезнь - это личное
13 июня 2017 в 10:48

  Мысль о болезни, о её глубоких духовных корнях, о её неслучайности не даёт мне покоя. Способность (готовность!) принимать страдания ближних приходит вместе с готовностью принимать страдания личные. Но что же мне делать с этой гото

09 июня 2017 в 8:00

Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными в