Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Как православные «играют» свадьбу
05 июня 2017 в 8:00

Не вытравить из русского человека стремления жить по Божьему закону. Это проявляется во всем образе жизни: детей крестят, яйца на Пасху красят, Крещенской водой запасаются, свадьбы «гуляют» на Покров и Красную Горку. Самым значительным, самым радостным событием в жизни, отмечаемым широко и принародно, была, есть и будет – свадьба! И здесь особенно все стараются соблюсти правила и традиции. Старались это делать и в советское время, но чаще тайно, в узком семейном кругу.

Наша с мужем свадьба пришлась на советское время, и мы долго были не венчаны. Но на всю жизнь запомнились несколько черт этого события. Родители мужа – люди сельские, а в деревнях, как известно, традиции крепче. Приехали сватать меня во главе со старейшиной рода бабушкой Марией, которая строго сказала, что свадьба должна пройти до Великого поста. Во-вторых, бабушка определила, что жить невестка должна в доме мужа, что вызвало у меня слезы! Перед росписью свекровь поставила нас на овчинный полушубок на колени и благословила иконой. Все это было тайно. На свадебный пир нас встречали караваем, как и сегодня, но в этот момент мы должны были породниться и назвать родителей «мама» и «папа». Мы так и сделали, и всю жизнь так и именовали родителей. Я и муж быстро привыкли, и это стало естественным. Гуляли свадьбу три дня! Мне понравилось в деревне на третий день, а вот на первый свекровь не разрешала нам даже рук размыкать, вставали из-за стола мы только вместе, спиртного не пили. Разумеется, не по причине соблюдения каких-то тонкостей свадебного обряда наш брак длится уже сорок пятый год. Но все эти детали говорят о серьезности происходящего, напоминают, что семья – это святыня, а брак – навсегда! Спустя много лет мы с мужем обвенчались.
Можно, конечно, и все правила соблюсти, все, как положено, сделать, а брак все равно распадется! К великому сожалению, это одна из примет последних времен. Желание роскошной свадьбы порой ставит родителей в тупик. Невесте хочется дорогое платье, шикарную машину. Бедные родители берут кредиты, залезают в долги. А ведь было время, играли и студенческие свадьбы, и колхозные. Находятся и сегодня молодые пары, которые сами зарабатывают на свадьбу. Мне думается, что в пределах разумного все хорошо. Как говорят старцы: «Самая важная добродетель – это добродетель РАССУЖДЕНИЯ».

В свое время мне пришлось столкнуться с тем, что православные пары затруднялись в проведении свадеб, как говорят, в «православном ключе». Тогда сначала для выпускников нашей рязанской Православной гимназии, а потом и для других, я стала разрабатывать сценарии, писать стихи, пожелания и даже была тамадой. Не могу сказать, что эти свадьбы как-то сильно отличались от хорошей светской свадьбы, где не позволяются питейные излишества и пошлые речи, но особый чин и настрой, безусловно, присутствовал. Некоторыми моментами, исходящими из православных традиций и адаптированными к сегодняшнему времени, в преддверии весенних свадеб на Красную Горку, да и на любое другое время, я сегодня поделюсь с читателями.
Во-первых, важно подготовить встречу молодых. Проведем их через свадебные ворота, которые делаются из одного длинного рушника. Парень и девушка высоко поднимают рушник за середину, образовывая угол. В эти ворота, нагибаясь, показывая свое смирение, проходят молодые.
«Поднимаем ворота, / Всему миру красота, / Кто в эти ворота войдет, / Новую семью обретет!» – приговаривают в это время подружки.
Далее они проходят по «коридору» из гостей, которые осыпают их лепестками роз сверху и пшеном, либо другой крупой, под ноги. Иногда бросают конфеты (карамель). Их потом собирают дети. В это время гости могут что-то хором провозглашать, например, «Честь и слава молодым!», «Осыплем их щедро с головы до пяток, Пусть будет в их доме любовь и достаток!». Также в это время может петь народный хор или звучать музыка. В конце «коридора» пару встречают родители с иконами и хлебным караваем. Часто спрашивают: кто должен держать иконы и какие? Принято встречать иконами Спасителя и Матери Божией «Казанская». А благословлять молодых могут как родители жениха, так и невесты, как договорятся старшие. Про хлебный каравай, мне кажется, известно всем. Говорят, кто больше откусит, тот и будет лидером в паре. Это, конечно, шутка, которая допускается. Но на мой взгляд, важнее было бы перекрестить хлеб, перекреститься самим молодым, чтобы утвердить семейную традицию относиться к святыне хлеба с благоговением.
Во-вторых, на православной свадьбе нужно помнить о молитве. Когда все гости рассядутся, ведущий, или, как принято называть, тамада провозглашает начало пира и всеми присутствующими поется пасхальный тропарь (до Вознесения) или «Отче наш» (в другое время). Пищу благословляет присутствующий священник, либо родители или крестные. Хорошим правилом является и в заключение свадебной трапезы петь благодарственную молитву. После «расслабления» часто забывается это правило. А ведь вся свадебная церемония содержит в себе благословение и поучение на весь жизненный путь новой семьи.
В-третьих, важно дать полезные наставления молодой семье. Чтобы не утомлять гостей и излишне не затягивать, все можно провести в форме игры, а весь «Свод правил и обязанностей» подарить молодым в печатном виде. Затем родители или тамада задают вопрос молодым: Как вы понимаете свою роль в семье? После этого можно выборочно зачитать советы и высказывания святых отцов Церкви, опять же все это разместив на экране.

Однажды я услышала из уст известного, почтенного священника, протоиерея Владимира Правдолюбова, как он говорил о «классах любви». Вся жизнь семьи, говорил батюшка, подразделяется на четыре класса любви: праздник любви (ухаживание, сватовство, свадьба, медовый месяц); будни любви (первые трудности, каждодневный труд); подвиг любви (рождение и воспитание детей или несение креста бездетности); осознание любви (зрелость и почтенная старость). Об этом я не только рассказывала на свадьбе, но и организовала следующие конкурсы.
На Празднике любви молодожены по очереди называли: жених – ласковое слово, а невеста – вкусное блюдо. Например, он говорит: любимая, она – яичница; он – драгоценная, она – борщ! Он – нежная, она – пельмени, и так далее. Если жених стесняется при всех говорить ласковые слова, может называть цветы, как бы дарить их жене. Она же в ответ его «кормит». Будни любви – это кулинарный конкурс: кто оригинальнее приготовит из овощей и фруктов нарезку за ограниченное время. Как правило, команда жениха и команда невесты активно болеют и скандируют: «Саша! Маша!» Подвиг любви – здесь нужно запеленать или одеть куклу. Предварительно жениха и невесту ставят рядом и связывают две их руки. Очень забавно выглядят попытки молодой пары справиться с таким сложным делом, в ход идут даже зубы жениха, когда он затягивает бант. Осознание любви – жених держит иголку, невеста на счет раз! два! три! вдевает нитку в иголку по слову русской поговорки о жене: куда иголка, туда и нитка.
Важно на свадьбе уделить внимание родителям молодых, окружить их любовью и благодарностью. И этому способствует обряд «Породнения». Молодые становятся напротив родителей, тамада зачитывает определенные слова. После этого молодые говорят слова благодарности родителям и обещают любить и беречь друг друга, дарят родителям подарки. Если есть общее решение, то при всех называют родителей «мама» и «папа».
Вообще, свадьбы на Руси всегда «играли», поэтому по русской традиции на свадьбах прижились ратные соревнования, испытания молодых, а также загадки и шутки, застольные песнопения, хороводы и пляски.
Я очень люблю большие сельские свадьбы, когда народ выходит на улицу, мужчины показывают умения метать копья, колоть дрова. Девушки водят хороводы, дети играют в «Третий лишний», и все включаются в игру «Ручеек». Можно и голубей выпустить, заранее приготовленных. Такая атмосфера всеобщего праздника отвлекает от питейных излишеств, поднимает в душе какие-то уснувшие пласты исторической памяти. Здесь можно и прохожих угостить пирожком или яблоком, дать испить русского кваса! Широта русской свадьбы как раз исходила из того, что такое бывает один раз в жизни.
Меня очень радует тот факт, что ни один брак моих подопечных, чьи свадьбы я проводила, не распался!
Многие из моих учеников стали священниками, их матушки подарили им крепких детишек. Сегодня эти православные семьи являются примером и украшением нашей повседневности, хранящие верность и любовь, по слову апостола носящие «бремена друг друга». Вспоминая все эти дорогие мне лица, я, как на их свадебных пирах, и сегодня повторю слова пожелания для всех брачующихся:
Желаю вам любовь как дар великий
Хранить и не утратить до конца.
Пусть ангельски сияют ваши лики
И мудростью наполнятся сердца!

См. далее: Кто же в семье главный?

Комментарии
Об особом духовном подвиге
23 июня 2017 в 8:00

- Слышала ли ты Марья Ивановна, сегодня в проповеди, про нищих духом? – спросил маму блаженной Любови Рязанской священник Иоанн Добротворский. – Это про смиренных, что ли? – Не просто смиренных, а добровольно смиренн

Это важно. О Божьем Законе и Богослужебной литературе
22 июня 2017 в 8:00

Закон Божий - это изложение Священного Писания, ее толкований, а так же краткое изложение  Церковного учения о Боге, вере в Него, о богослужениях и правилах жизни общецерковной и жизни каждого православного верующего. Христинин долж

Рассказ из книги о блаженной Любови Рязанской
21 июня 2017 в 8:00

Марья Ивановна Сухановская (мама Любушки) шла после воскресной литургии домой и размышляла о заповедях блаженства. Особенно о первой: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Она никак не могла понять, что такое &la

Библия для всех, или мысли о Священном Писании
20 июня 2017 в 8:00

Книги Ветхого, также и Нового Завета - они являются в целом составными частями всей Библии. Ветхий завет нам рассказывает об истории нашего человечества и до пришествия Иисуса Христа, Новый завет, Евангелие – рассказывает нам о жизни

Игорь Евсин о значении исторической трагедии в Исадах
19 июня 2017 в 8:00

20 июля (2 августа по новому стилю) 2017 года, к расположенному на реке Оке селу Исады подошли ладьи рязанских князей, в которых находились шестеро родственников князей Глеба и Константина. Один из них Изяслав Владимирович был родной брат з

«Несостязательная» литературная премия
16 июня 2017 в 8:00

Известный современный писатель и киносценарист, лауреат литературной премии им. А. Платонова Алексей Иванов назвал Платоновскую премию несостязательной. По его словам, для того, чтобы ее получить не надо заводить специальные «выгодные

Игорь Евсин. Путь юродивого Андрюши.
15 июня 2017 в 9:52

Юродивый Андрюша Потехин никогда ни на кого не обижался. Наоборот он всегда мирил рассорившихся селян. Бывало, чтобы подружить поссорившихся, выпрашивал у одного из них рубашку и дарил другому. У другого тоже брал что-нибудь, и передавал пе

Болезнь - это личное
13 июня 2017 в 10:48

  Мысль о болезни, о её глубоких духовных корнях, о её неслучайности не даёт мне покоя. Способность (готовность!) принимать страдания ближних приходит вместе с готовностью принимать страдания личные. Но что же мне делать с этой гото

09 июня 2017 в 8:00

Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными в

О толстовстве Сергея Есенина
08 июня 2017 в 8:00

В конце лета 1912 г. Александр Никитич Есенин привозит своего сына в Москву и устраивает на работу в мясную лавку купца Крылова, где он сам трудится с 13 лет. Ко времени приезда Сергея Александр Никитич работал в лавке уже приказчиком. Как