Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Как читать Евангелие
14 декабря 2015 в 0:00

 Отвечает игумен Паисий (Савосин)

Читая Евангелие

– Почему мы часто слышим, что очень важно читать Псалтырь каждый день. А Евангелие? Значит, надо читать и то, и другое? Нужно ли перед и после чтения молиться?

– Да, конечно, Евангелие очень нужно читать каждый день, хоть по нескольку строчек. Ведь это слово Божие к нам. Всякий разговор предполагает обоюдность. Мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарностями. И Он обращается к ним, отвечает. И каждый раз, несмотря на то, что мы, может, многократно читали Его Евангелие, ответ будет несколько иным. Господь всегда новый.

Относительно молитвы перед и после чтения... Вот, например, на Литургии есть «специальная» тайная молитва, читаемая священником перед чтением Евангелия, а на всенощном бдении – нет таковой. Просто «и о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...» и т.д. Однако, это тоже молитвословия, хотя и краткие.

Внимание и благоговение – вот наш «главный пропуск» к словам Евангелия. Но полезна и молитва перед чтением, коль скоро нам требуется себя побудить к этому вниманию. Она может заключаться в нескольких словах (даже просто: «Господи, благослови», «Господи, вразуми» и т.п.) или в нескольких предложениях, – нет какого-то общего правила.

Есть разные примеры этих молитв из святых отцов. Например, прп. Ефрем Сирин: «Помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце моё” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на своё разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Или вот прп. Исаак Сирин: «К словесам таинств, заключённых в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Есть ещё молитва свт. Иоанна Златоуста и другие.

– Откуда взялся обычай читать Евангелие (особенно ещё взяв благословение от священника) по сорок дней за приём – за детей, или за пьяницу, или за болящего?

 

Вот слова прп. Парфения Киево-Печерского: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобой за неё чтомое».

Известна также молитва, как пишет иеромонах Иов (Гумеров), составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Относительно же именно сорока дней чтения что сказать? Это число символическое, т.е. имеющее смысл. Например, Господь Иисус Христос сорок дней постился в пустыне. Но, конечно, нельзя сказать, что, если кто-то молился о ком-то не сорок дней, а меньше, то молитва его «недействительна». Всякая внимательная молитва действительна, молится человек один день или сорок.

– Что означают слова: «Исследуйте Писание», сказанные в Евангелии?

– Святитель Григорий Богослов, говоря о трудах свт. Василия Великого по истолкованию Писания свидетельствует: «Убеждаюсь не останавливаться на одной букве (Писания), и смотреть не на поверхность только, но простираться далее, из одной глубины поступать в новую глубину, призывая бездной бездну и приобретая светом свет, пока не достигну высшего смысла».

Но апостол Пётр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». И свт. Игнатий Брянчанинов поясняет, что, коль скоро мы Духа Святого в этой полноте не имеем, то должны обращаться к тем, кто имеет или имел его – ко святым отцам, к их сочинениям, истолковывающим Священное Писание.

Но и своим опытом требуется усваивать слово Писания, и это способствует углублению в понимании. Потому что, как говорит тот же свт. Игнатий, «в каждой книге много мёртвости» и оживает она тогда, когда усваиваем опытом. Например, написано в Евангелии, что «блажени нищи духом», «блажени кротции». И силу этих слов поймём, когда попытаемся это исполнять на деле.

– Есть ли какие-то особенности чтения Евангелия в дни поста?

– Речь идёт, надо думать, о личном, келейном чтении Евангелия. Нет, не думаю, что требуется как-то по-особенному читать его в дни поста. Подобно тому, как хорошо хранить постоянство в молитвенном правиле, так же и в чтении Писания. В «Алфавитном патерике» один из египетских преподобных отцов говорит, что желал бы для человека молитвенного правила лучше небольшого, но постоянно исполняемого, чем большого и быстро оставляемого. Подобные указания можем найти у свт. Игнатия, прп. Серафима, прпп. Оптинских старцев. То есть нам нужно найти свою меру, сколько мы можем читать, и этой меры держаться.

– Можно ли читать Евангелие в телефоне, когда едешь в транспорте?

– Да, можно! Есть фотография: святой праведный Иоанн Кронштадтский, сидя на палубе плывущего корабля, читает Евангелие. А вот ещё пример – древние египетские преподобные отцы, шествуя куда-либо по пустыне, на ходу прочитывали наизусть какие-нибудь книги Священного Писания, по произволению. Только смотрите, остановку свою не пропускайте.

– В Псалтыри есть молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» Нужно ли её читать помимо Великого поста в любое время?

– Обязательной общехрамовой и Общецерковной эта молитва делается в период Великого Поста. В прочие посты и в остальные дни года она может читаться христианином по произволению, если есть желание.

 

Комментарии
Писатель и молитвенник. Новые материалы о Н.В. Гоголе
22 сентября 2017 в 8:00

Фонд Президентской библиотеки представил на своем портале материалы /раритетные/ конца XIX в. – начала XX в., Экспозиция рассказывает о жизни писателя, дает наглядный анализ его творчеств, знакомит с историей создания знаменитых литер

Игорь Евсин. Размышление о книге «Братоубийство в Исадах»
21 сентября 2017 в 8:00

Татаро-монгольское иго, которое было попущено Господом за братоубийство в Исадах и бесконечные княжеские междоусобицы, было сброшено к 1480 году. А случилось это благодаря искреннему упованию на Бога. Денно и нощно возносили в храмах, а так

Как сохранить зрение при чтении бумажных книг
20 сентября 2017 в 12:30

Все мы любим читать. Что может быть приятнее, чем хмурым осенним вечером посидеть или полежать на кровати с интересной книгой? Зрение, однако, от этого портится. Вывод прост: нужны хорошие условия чтения. Поделиться с

Книжная новинка: О. Румбах «Человек радостный»
20 сентября 2017 в 8:00

В интернет-магазин «Зерна» поступило новое издание. Это сборник небольших, интересных и запоминающихся рассказов православной писательницы Ольги Румбах «Человек радостный». Казалось бы, что автор рассказывает о повсе

Митрополит Симон (Новиков) в Николо-Бабаевском монастыре
19 сентября 2017 в 8:00

Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков; род 5 февраля 1928, дер. Жолнино Ярославская область — ум. 1 сентября 2006, Николо-Бабаевский монастырь, Ярославская область) являлся не первым архиереем, пребывавшим на покое в Нико

Игорь Евсин. Рассказ о детстве Матроны Анемнясевской
18 сентября 2017 в 8:00

Анемнясево получило статус села совсем недавно, в 2016 году, после того, как в нём построили церковь во имя родившейся и жившей здесь святой блаженной Матроны Беляковой. А до этого Анемнясево было деревней, жители которой относились к прихо

Новая тропа писателя Паустовского
15 сентября 2017 в 8:00

Имя писателя Константина Паустовского, 125-летие которого мы отмечаем в этом году, обычно связывают с Мещерой. Этот край он называл своей «второй родиной». Но впервые писатель побывал на Рязанской земле в противоположной Меще

Игорь ЕВСИН. История  благоустроения Солотчинского монастыря.
14 сентября 2017 в 8:00

Около 1450 года великий князь Иван Феодорович Рязанский воздвигнул в монастыре большой храм в честь чтимого на Руси святителя Алексия митрополита Московского. (Митрополит Алексий почил в 1378 году и по завещанию был погребен в Чудовом монас

Сергей Есенин в диалоге национальных культур
13 сентября 2017 в 8:00

«Сергей Есенин в диалоге национальных культур» – такова будет тема научной Международной конференции, которую посвятят 122-х летней годовщины со дня рождения Есенина С.  А. Мероприятие состоится с 14 сентября по 16 се

Линейки в рязанских школах
12 сентября 2017 в 8:00

Новый учебный год, как известно, начинается с линейки. Чтобы узнать, с каким настроением ребята возвращаются в школу и готовы ли вновь приступить к учебе, решаю заглянуть на линейку в свою «альма матер» – одну из многочисл