Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Как читать Евангелие
14 декабря 2015 в 0:00

 Отвечает игумен Паисий (Савосин)

Читая Евангелие

– Почему мы часто слышим, что очень важно читать Псалтырь каждый день. А Евангелие? Значит, надо читать и то, и другое? Нужно ли перед и после чтения молиться?

– Да, конечно, Евангелие очень нужно читать каждый день, хоть по нескольку строчек. Ведь это слово Божие к нам. Всякий разговор предполагает обоюдность. Мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарностями. И Он обращается к ним, отвечает. И каждый раз, несмотря на то, что мы, может, многократно читали Его Евангелие, ответ будет несколько иным. Господь всегда новый.

Относительно молитвы перед и после чтения... Вот, например, на Литургии есть «специальная» тайная молитва, читаемая священником перед чтением Евангелия, а на всенощном бдении – нет таковой. Просто «и о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...» и т.д. Однако, это тоже молитвословия, хотя и краткие.

Внимание и благоговение – вот наш «главный пропуск» к словам Евангелия. Но полезна и молитва перед чтением, коль скоро нам требуется себя побудить к этому вниманию. Она может заключаться в нескольких словах (даже просто: «Господи, благослови», «Господи, вразуми» и т.п.) или в нескольких предложениях, – нет какого-то общего правила.

Есть разные примеры этих молитв из святых отцов. Например, прп. Ефрем Сирин: «Помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце моё” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на своё разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Или вот прп. Исаак Сирин: «К словесам таинств, заключённых в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Есть ещё молитва свт. Иоанна Златоуста и другие.

– Откуда взялся обычай читать Евангелие (особенно ещё взяв благословение от священника) по сорок дней за приём – за детей, или за пьяницу, или за болящего?

 

Вот слова прп. Парфения Киево-Печерского: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобой за неё чтомое».

Известна также молитва, как пишет иеромонах Иов (Гумеров), составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Относительно же именно сорока дней чтения что сказать? Это число символическое, т.е. имеющее смысл. Например, Господь Иисус Христос сорок дней постился в пустыне. Но, конечно, нельзя сказать, что, если кто-то молился о ком-то не сорок дней, а меньше, то молитва его «недействительна». Всякая внимательная молитва действительна, молится человек один день или сорок.

– Что означают слова: «Исследуйте Писание», сказанные в Евангелии?

– Святитель Григорий Богослов, говоря о трудах свт. Василия Великого по истолкованию Писания свидетельствует: «Убеждаюсь не останавливаться на одной букве (Писания), и смотреть не на поверхность только, но простираться далее, из одной глубины поступать в новую глубину, призывая бездной бездну и приобретая светом свет, пока не достигну высшего смысла».

Но апостол Пётр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». И свт. Игнатий Брянчанинов поясняет, что, коль скоро мы Духа Святого в этой полноте не имеем, то должны обращаться к тем, кто имеет или имел его – ко святым отцам, к их сочинениям, истолковывающим Священное Писание.

Но и своим опытом требуется усваивать слово Писания, и это способствует углублению в понимании. Потому что, как говорит тот же свт. Игнатий, «в каждой книге много мёртвости» и оживает она тогда, когда усваиваем опытом. Например, написано в Евангелии, что «блажени нищи духом», «блажени кротции». И силу этих слов поймём, когда попытаемся это исполнять на деле.

– Есть ли какие-то особенности чтения Евангелия в дни поста?

– Речь идёт, надо думать, о личном, келейном чтении Евангелия. Нет, не думаю, что требуется как-то по-особенному читать его в дни поста. Подобно тому, как хорошо хранить постоянство в молитвенном правиле, так же и в чтении Писания. В «Алфавитном патерике» один из египетских преподобных отцов говорит, что желал бы для человека молитвенного правила лучше небольшого, но постоянно исполняемого, чем большого и быстро оставляемого. Подобные указания можем найти у свт. Игнатия, прп. Серафима, прпп. Оптинских старцев. То есть нам нужно найти свою меру, сколько мы можем читать, и этой меры держаться.

– Можно ли читать Евангелие в телефоне, когда едешь в транспорте?

– Да, можно! Есть фотография: святой праведный Иоанн Кронштадтский, сидя на палубе плывущего корабля, читает Евангелие. А вот ещё пример – древние египетские преподобные отцы, шествуя куда-либо по пустыне, на ходу прочитывали наизусть какие-нибудь книги Священного Писания, по произволению. Только смотрите, остановку свою не пропускайте.

– В Псалтыри есть молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» Нужно ли её читать помимо Великого поста в любое время?

– Обязательной общехрамовой и Общецерковной эта молитва делается в период Великого Поста. В прочие посты и в остальные дни года она может читаться христианином по произволению, если есть желание.

 

Комментарии
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду