Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Интересные факты из жизни Николая Чудотворца

19.12.2017, 18:33

19 декабря мы празднуем день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно родился будущий святитель, Божий Угодик Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть — Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью.

Однако почитается он и в католической Церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята... Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству.

Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

Кроме того, в жизни святого Николая Мирликийского оспаривался тот знаменитый факт, что в 325 году, в Никее, на Первом Вселенском Соборе (где приняли Символ веры) он ударил еретика Ария по щеке. И хотя вскоре после того Собора случай этот вошел в признанное каноническое житие святителя, однако в церковной истории имелись профессора, что оспаривали данный факт. Но в основном такие профессора появлялись на Западе. Однако и в Росиии появлялись критика «заушения Ария». Одним из них стал весьма авторитетный церковный историк — член-корреспондент Императорской Академии наук профессор церковной истории Болотов Василий (1853 г. — 1900 г.). В конце девятнадцатого века Болотов в своем монографическом труде по истории Древней Церкви утверждал, что ни в одном из преданий о Никейском соборе, даже с претензией на историчность, в числе его участников не упоминается имя Николая, епископа Мирликийского.

А были и такие профессора, который полагали, что святитель был кротким и потому никак не мог человека ударить. Например, доктор богословия священник Ливерий Воронов (1914 г. −1995 г.), писал о том, что «заушение», нельзя признавать оттого, что оно состоит в противоречии с совершенным нравственным обликом великого Святителя, и с Правилами святых апостолов. Однако отец Ливерий отмечал и другое. По его словам, Православная Церковь совсем не сомневается в факте соборного суда над святителем. Но если не было «заушения», то какого же суда? Проведя свой анализ лексики церковных песнопений священник Воронов выскказал версию, что святитель Николай глубоко оскорбил высокообразованного Ария, обозвав того «безумствующим».

Интересно и то, что факт пресловутого удара Ария Николаем Чудотворцем и факт суда над святителем отсутствуют в написанном в X веке житии, которое написал Симеон Метафраст, а также в житии, опубликованном в Четьях-минеях. Не описывает данное событие в Великих Четьях Минеях и святитель Макарий. Впервые случай «заушения» появляется только в XVII веке в Житиях святых митрополита св. Димитрия Ростовского.

Ныне из авторитетных исторических источников стало достоверно известно то, что случай этот был в действительности. О нем в своей книге «Сокровище» свидетельствует грек Дамаскин Студит, что в XVI в. являлся митрополитом Артским и Навпактским.

В заключение хочется привести еще один интересный факт. В католической традиции есть такое действие — на Рождество вывешивать у окошек носки с дарами от Санта Клауса. Эта традиция происходит из сказания, как св. Николай подбрасывал в окошко трем девицам приданое на свадьбу — золотые монеты в небольших мешочках, а по преданию католиков, это не мешочки были, а носочки. Таким образом и появился обычай вывешивать на Рождество «носочки Санта-Клауса».

Можно написать и про то, какие же детективные истории бывали с мощами св. Николая. Например, в 792 году турки их хотели выкрасть из Ликии (где они первоначально находились). Взломали они гробницу святителя, да ошиблись. Оказалось, что это погребение другого святителя. Тогда на море туркам в устрашение страшная буря поднялась и разбила почти все их корабли.

Был и другой подобный случай. В 1087 году венецианские и барийские купцы-католики тоже хотели выкрасть мощи Николая из турецкой Ликии, чтобы перевезти их в Италию в город Бари. Тогда они пытались стороживших святые мощи монахов подкупить, но они с гневом отказались. Разъяренная купеческая охрана схватила этих монахов и связала. Гробницу взломали, взяли мощи и перенесли их на судно. Но монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о том, что мощи святителя похищены. Народ погнался за похитителями, однако было поздно, суда похитителей были уже далеко в море. В Бари корабли прибыли 8 мая 1087 г. и радостная весть сразу же облетела город. 9 мая, святые мощи с почетом, торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Православные Ликии смирились с этим, посчитав этот случай Божиим Промыслом. Кроме того, и сам св. Николай пожелал пребывать в Бари своими мощами, потому что их перенесение сопровождалось многими чудесами и исцелениями безнадежно больных. Все это, конечно же взгревало к Угоднику Божию еще большее благоговение.

Однако святитель и родную Ликию не оставил. Получилось так, что из гробницы были выбраны не все части мощей. Многие из них осталась на месте старого погребения. Сегодня они хранятся в Турции, в церкви имени святого Николая Мирликийского.

Игорь Евсин.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.