Главная → Публикации → Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.
Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.
31.05.2017, 8:00
Умиротворенность и благодатная тишина снисходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в Солотчинскую обитель, чтобы помолиться Пресвятой Богородице и вдохнуть настоянный на хвое и лесных травах чистый воздух. Именно в таких тихих обителях, как Солотчинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, можно спокойно, с сердечным чувством и помолиться, и благоговейно свершить прогулку по историческим местам. Здесь как-то по-особенному чувствуется связь с древними временами, когда Рязанской землей управлял основатель монастыря великий князь Рязанский Олег Иванович.
Случилось это в 1390 году, когда князь, осматривая свои владения, прибыл на берег речки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Место, куда попал Олег Иванович, в то время было глухим, поскольку вокруг рос дремучий лес. В этом глухом месте жили иноки Василий и Евфимий. Они были игуменами, жили в этом уединенном месте с братией в сосновых кельях и молились в небольшой деревянной церкви.
Встретившись с иноками, князь Олег долго беседовал с ними. Согласно монастырской летописи, игумены Василий и Евфимий духовно «насладили» великого князя, и он решил на месте древней маленькой обители воздвигнуть новый благолепный монастырь. Датой его основания считается 1390 год.
Одним из предназначений монастыря было охранять с севера находящийся всего в 18 верстах стольный град Переяславль-Рязанский (нынешнюю Рязань). В древности монастыри строились и для таких целей. Во время нашествия врагов они выполняли функции крепостей (не случайно на монастырских крепостных стенах есть узкие окошки – бойницы). Таким форпостом Переяславля-Рязанского был и основанный Олегом Ивановичем монастырь.
Но прежде всего он был, конечно же, духовным центром, духовной крепостью, которую называли Домом Пресвятой Богородицы. Название это появилось после того, как благоверный князь построил здесь две церкви: в честь Покрова и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Князь Олег Рязанский возлюбил тихую Солотчинскую обитель, скрытую густым лесом от мирской суеты. Продолжая заниматься многотрудными княжескими делами, Олег Иванович стал периодически уединяться в Доме Пресвятой Богородицы для сокровенных молитв. Воздвигал в монастыре храмы, кельи для монашествующих, жаловал движимое и недвижимое имущество. Устраивая Солотчинскую обитель, он не жалел средств на ее благоукрашение.
По основании монастыря благоверный князь принял в нем монашеский постриг с именем Ионы, при этом оставшись князем Рязанской земли. Пострижение князя в монахи свершил в том же 1390 году епископ Рязанский и Муромский Феогност. Приняв монашеский чин, великий князь взял на себя подвиг ношения вериг, которые заменили ему кольца кольчуги. Эту кольчугу, вес которой составляет более семи килограммов, инок Иона носил под рубахой 12 лет.
По основании Солотчинского монастыря, следуя примеру своего супруга, великая княгиня Евфросиния также основала монастырь. Это был женский Зачатьевский монастырь, который находился недалеко от монастыря, основанного князем Олегом. Так же, как и супруг, Евфросиния приняла монашество. Имя ей нарекли Евпраксия.
Скончался князь-инок Иона (Олег Иванович Рязанский) 5 июня 1402 года, в возрасте 65 лет, из которых более 50 лет был на княжении. Перед своей кончиной он принял великую схиму с именем Иоаким. Погребли схимонаха Иоакима (Олега Рязанского) в каменном гробе в построенном им монастырском Покровском храме.
Не прошло и трех лет, как скончалась и супруга великого князя Олега Рязанского Евфросиния (в иночестве Евпраксия). Согласно монастырским летописям, ее кончина произошла 5 декабря 1405 года. Погребли инокиню Евпраксию также в Покровской церкви рядом с ее супругом.
До революции множество паломников притекало в Солотчинскую обитель поклониться останкам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали на себя кольчугу, и Господь по вере подавал болящим исцеление.
В 1917 году к власти в России пришли безбожники, и Солотчинский монастырь, как и многие храмы и монастыри, был закрыт. Это произошло в 1920 году. После закрытия монастырские здания частично разрушили, храмы изуродовали, многие святыни уничтожили. Сам монастырь превратили в колонию для малолетних преступников. Впоследствии в храме Рождества Пресвятой Богородицы устроили склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом.
В 1923 году останки князя Олега Рязанского и его супруги были переданы в Рязанский губернский музей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах музей начал проводить частичную реставрацию некоторых зданий.
В 1990 году состоялась передача честной главы благоверного князя Олега Рязанской епархии. Эта передача произошла благодаря мудрости и деликатности рязанского архиепископа Симона (Новикова), который сумел создать удивительно теплые отношения между епархией и краеведами, между светской и духовной властями. Перед святыней была отслужена торжественная панихида, а потом ее с честью перевезли в Иоанно-Богословский монастырь и выставили на поклонение.
26 ноября 1994 года Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был возрожден как женский. Стараниями его первой наместницы, игумении Варвары (Самариной), и насельниц обитель начала восстанавливаться. Здесь вновь зазвучала молитва и наладилась монашеская жизнь.
В 2001 году из Иоанно-Богословского монастыря в Солотчинскую обитель передали главу князя Олега Рязанского. Так вернулся великий рязанский князь в основанную им обитель. Несколько недель в Успенском храме монастыря от раки с мощами подвижника веры и благочестия исходило неземное благоухание.
По словам игумении Анимаисы (Даниловой), ныне наместницы Солотчинского монастыря, сестры обители и она сама довольно часто ощущали благоухание, исходящее от честной главы князя Олега. Прибегающие к нему с молитвами получают исцеление и помощь. Сестры ведут особую тетрадку, в которой уже довольно много записей.
Игорь ЕВСИН
1 место
Александр Торик
Флавиан. Война
Враги христианина давно обозначены: «мир, плоть и дьявол». А защищать воин-христианин должен в первую очередь собственную душу (невозможно защитить другого, если ты сам пал в бою),
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.