Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь Евсин. Семинарская - странная улица
10 июля 2017 в 8:00

Улица Семинарская - странная для Рязани. Здесь случались очень необычные истории. Но начнем все по порядку.

Название «Семинарская» улица получила от расположенной на ней Духовной семинарии – среднего учебного заведения для подготовки священников. Как правило, сюда поступали после учебы в духовном училище, которое, как мы говорили, первоначально было расположено в здании Духовной семинарии (ныне в нем – Десантное училище). Лучшие выпускники семинарии могли за ее счет учиться в Санкт-Петербургской Духовной академии. Духовная семинария давала такую базу знаний, что многие ее воспитанники становились впоследствии светскими учеными, профессорами, кандидатами наук. Ее выпускниками были физиолог И.П. Павлов, профессора хирургии А.И. Лебедев и А.А. Полотебнов, профессор истории П.А. Некрасов. К 1917 году число учащихся составляло около полутора тысяч. Духовная семинария являлась образцовым учебным заведением и для того времени комфортабельно оборудованным. Она была телефонизирована, имела свою электростанцию (динамомашину), машинное отделение для центрального отопления, паровую прачечную, хлебопекарню, баню.

На приусадебном участке произрастали плодовые сады и красовалась ухоженная аллея для прогулок учащихся и учителей. При семинарии существовал пансионат (интернат). Семинаристы молились и проходили практику священнослужения в стоявшей недалеко Владимирской церкви, которую в народе звали «Семинарской». Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери возвели в 1693 г. В нем было три придела: в честь святителя Василия Рязанского, в честь благоверного князя-страстотерпца Романа Рязанского и в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Недалеко от церкви, на другой стороне улицы со второй половины XIX в. и до начала XX в. жил знаменитый художник-иконописец Н.В. Шумов (1827 – 1905 гг.). Его кисти принадлежат такие православные святыни, как иконы святителя Василия и благоверного князя Романа Рязанских. Николай Васильевич написал иконы для иконостаса Владимирской церкви, расписал в ней стены и своды. В организованной им иконописной мастерской, которая находилась рядом с его домом на улице Семинарской, были написаны иконы не только для Рязанской епархии, но и для Московской, Петербургской, Воронежской, Харьковской, Олонецкой, Черниговской. Иконы заказывались из Сибири, Средней Азии, Польши и даже из Иерусалима и Святой Горы Афон. Недалеко от Владимирской церкви стоит сохранившийся в первозданном виде одноэтажный деревянный дом широко известной в конце XIX века писательницы Надежды Хвощинской (1825 – 1889 гг.). Свои произведения она публиковала под псевдонимом «В. Крестовский». Ее печатали лучшие российские журналы и газеты того времени. Публикации Хвощинской заметил поэт Н.А. Некрасов и в журнале «Современник» высоко отозвался о них. Литературное наследие Хвощинской составляет 16 романов, 12 повестей, многочисленные рассказы, стихи, пьесы, переводы. В 1859 – 1866 гг. в Петербурге вышло полное собрание сочинений Хвощинской.

В доме на Семинарской вместе с Надеждой жила и ее сестра – Софья Хвощинская. Она была также талантливым человеком, хорошим живописцем-портретистом, писала стихи, рассказы, пьесы. В доме Хвощинских любила собираться рязанская творческая молодежь, бывал здесь и вице-губернатор, писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, который дружил с Надеждой. Такова вкратце история некоторых домов на улице Семинарской, которую после 1917 года переименовали в Каляева. Имя известного революционера-террориста дали ей не случайно. Здесь, на перекрестке, в 1906 г. выстрелами в упор был убит началь-ник Рязанской полиции Г.К. Хорото. Застреливший его террорист убегал по улице Семинарской. Правда, фамилия его была Первицкий, но, по-видимому, убивший московского градоначальника, дядю самого императора Николая II, великого князя Сергея Александровича, террорист Каляев был для рязанских большевиков, пришедших к власти, фигурой более значимой, более символичной, и они назвали улицу его именем, хотя улица Семинарская косвенным образом связана с Великим Князем. Дело в том, что на углу Соборной и Астраханской улиц, как уже говорилось в первой главе книги, стоит здание, в котором до 1917 г. размещалось Братство во имя святителя Василия Рязанского, покровителем которого был Сергей Александ-рович.

А напротив на улице Семинарской стояла Владимирская церковь с престолом в честь святителя Василия. В 1904 г., будучи командующим Московским военным округом, великий князь Сергей Александрович вместе с Императором Николаем II инспектировал войска Рязанского гарнизона, гото-вившиеся к отправке на войну с Японией. Вполне возможно, что он посещал Братство святителя Василия и Владимирскую (Семинарс-кую) церковь. Пройдя перекресток с улицей Каляева, мы увидим каменное здание купца Гордеева. Перед 1917 годом в нем держал «Меховой магазин» торговец Баканов. Ныне в нем находится продуктовый магазин «Огонек». За ним, по улице Соборной, находится торговый дом «Детский мир». Построен он был как рязанский универсальный магазин в 1958 г. на месте старого пивоваренного завода. Для того времени это был лучший универсам в Рязани. Следующий за ним дом с витыми фальшколоннами на уровне второго этажа принадлежал купцу Судоркину, который торговал мукой. А за ним сохранилось старинное интересное здание, нижний этаж которого – каменный, а верхний – деревянный. Такие дома строили первые заселявшие рязанские улицы купцы. За этим зданием стоит дом, в котором была булочная, а замыкает улицу Соборную по четной стороне особняк купца Гайдукова, который стоит на углу с улицей Кольцова (ранее – Горшечной). Мы же вернемся немного назад и осмотрим нечетную сторону Соборной улицы. На углу с Астраханской, как уже говорилось в первой части книги, стоит дом, который раньше был гостиницей Ланиной.

За ним по Соборной идет дом купца Симонова. На первом этаже здесь размещался «Оружейный магазин» Лазуткина. В 1905 г., когда нашу страну охватила волна революционных выступлений, этот магазин пытались захватить местные революционеры. Но полиция отстояла его. Происходило это 23 октября во время организованного погрома на улице Соборной. Тогда, подстрекаемая революционерами, толпа пьяных хулиганов и уголовников врывалась в магазины и лавки, разоряла и грабила их. А поскольку они принадлежали в основном купцам Пинесу, Ходакелю, Грингаузу, Альгулеру, Гелясену и Рабиновичу, то эти события вошли в историю Рязани как «еврейские погромы», тогда как главная цель революционеров была – захватить оружейный магазин. О том, что рпоизошо далее мы узнааем из следующей публикации.

Игорь ЕВСИН

См. даалее - Рязань. Памятники архитектуры. Объекты культурного наследия федерального значения

Комментарии
Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в кот

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &