Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Игорь ЕВСИН. Рассказ о старце Иоанне (Крестьянкине).

27.08.2016, 0:00

 

На его лице сияла Пасха. Рассказ о старце Иоанне (Крестьянкине)

они служили в летовоИз книги «Они служили в Летово».

Во время служения на Касимовской земле отец Иоанн решил тайно постричься в монахи. Долго никому об этом не говорил. Но, однажды, приехав в Рязань, всё же поделился своим желанием со своим другом отцом Виктором Шиповальниковым, служившим тогда в Борисоглебском соборе. Отец Виктор поддержал его решение. Этот батюшка был для отца Иоанна духовно близким человеком, потому и его поддержку он оценил высоко.

Отец Виктор Шиповальников в свою очередь глубоко уважал отца Иоанна за его высокую духовность, не со стороны знал о его молитвенном настрое, потому не колеблясь сказал:

- Постригайся отче!

Пострижение отца Иоанна Крестьлянкина произошло неожиданно, в Сухуми, где жил в то время старец закрытой Глинской пустыни иеросхимонах Серафим (Романцов). Он был духовником отца Иоанна, который приезжал к нему в Сухуми не только для молитвенного общения, но и подкрепления надорванных телесных сил. В июле 1966 года он приехал настолько больной, что, как отмечает Т. Е. Смирнова «уже ни море, ни воздух, ни радость встртечи с отцом Серафимом не могли вдохнуть в него жизненную энергию. Состояние его было таково, что старец засомневался, вернётся ли он живым на свой приход. И тогда отец Серафим объявил своему тяжко болящему чаду, что он пострижёт его в монашество и тем полностью предаст его воле Божией. Под благовидным предлогом, выпроводив из дома матушек-келейниц, монахинь Евфимию и Елизавету, отец Серафим сам совершил постриг. Это произошло 10 июля 1966 года.

А в 1967 году у отца Иоанна состоялась личная встреча со Святейшим Патриархом Алексием I, который определил его на служение в Псково-Печерский монастырь. Получив указ о новом назначении батюшка приехал на свой приход в Касимов и где его ждало извещение о вызове в епархиальное управление. Батюшка тут же поехал в Рязань. Пришел в управление. Владыка Борис, благословив отца Иоанна, молча протянул ему бумагу о переводе на очередной приход. А батюшка, извинившись, протянул ему другую бумагу – указ Патриарха о направлении иеромонаха Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерский монастырь, который и стал для него обителью на всю жизнь.

Впоследствии батюшка писал: «Я в свой жизни и служении сменил очень много приходов, Но всё это было не по моей воле, а по воле архиерея. «На благо Церкви, для пользы дела» — такова была резолюция. За двенадцать лет шесть приходов. Так восстанавливались храмы. И ни одного человека, самого мне нужного, я не взял ни с одного прихода. Все оставались на своих местах. Но связь наша от этого не только не потерялась, но совсем наоборот».

Батюшка не брал нужных людей на другой приход потому, что где бы он ни был, Господь сам посылал их ему. Когда восстанавливались храмы, то не только в соборной молитве зарождались духовные отношения между отцом Иоанном и прихожанами, но и в деловых беседах, в общих трудах и заботах о благоустройстве дома Божия.

Много рязанцев преобразилось благодаря батюшке Иоанну, много на рязанской земле он воспитал достойных духовных чад. Ко всем приходам сохранил благодарную  память, но с особой нежностью вспоминал церковь села Летово названную в честь святых врачей-безсеребренников Космы и Дамиана. Не потому ли что и сам он являлся безсеребренником и врачом многих болезнующих душ, изверившихся, отчаявшихся, унывающих, сомневающихся. И никто из приходящих к старцу от него «тощ и неутешен отъиде». Всех он врачевал бессеребреннической, бескорыстной христианской любвью. Рязанцы запомнили благодатного батюшку человеком энергичным, вечно куда-то спешащим, но при этом всегда находившим время для общения с прихожанами. Для каждого он находил доброе слово, каждого умел приласкать, утешить, духовно укрепить. Стяжать такую христианскую любовь Отец Иоанн Крестьянкин заповедал и нам, когда говорил:

- Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу теплом своей любви – и это есть жатва, приносящая плод в вечность.

Запомнились рязанцам и праздничные, торжественные службы, которые он совершал. Пламенный молитвенник, он настолько отрешался от всего земного, что молитва проходила через всё его существо и возвышала так, что казалось, будто он  вот-вот воспарит над землёй. Святую ревность к богослужениям отец Иоанн пронес через всю жизнь. Многие из удостоившихся побывать на его службах невольно сравнивали его с другим молитвенником – всероссийским батюшкой отцом Иоанном Кронштадским. Вот как вспоминает иеромонах Иоасаф (Швецов) о Пасхальной литургии проводимой отцом Иоанном Крестьянкиным в Псково-Печерском монастыре:

- Он весь ликовал и светился и торжествовал, это постепенно и незаметно передавалось и другим служащим. Наверное я не ошибусь, если скажу, что самый большой и неизъяснимо сильный всплеск радости Бывал, когда батюшка выходил на амвон для приветствия народа радостным «Христос воскресе!», в отклике народа всегда чувствовалась большая искренность, и даже спонтанность, а затем чувства любви и радости перемешивались и оставалось общее ликовании…

Многие его так и называли – пасхальный батюшка. Потому что Пасха у него была всегда, и во время будничных служб и во время бесед с народом…

Эта Пасха сияла на его лице и батюшка порой явственно светился пасхальным светом. Как-то впервые приехавший в Псково-Печерский монастырь священник Сергий Павелко спросил проходившего мимо монаха:

- Как я на службе могу узнать отца Иоанна?

- Очень просто – он светится, — ответил монах.

- Как светится!?

- Ну, просто светится и всё. Так, по свету и узнаешь.

«Для меня это было удивительно, — пишет отец Сергий в своих воспоминаниях, -я ничего не понимал. Тем не менее, поверил монаху на слово и, стоя на службе. Ждал, когда увижу монаха, который будет светиться… Ждал полиелея, когда все священники выйдут на середину храма. Я знал. Что отец Иоанн архимандрит и поэтому будет в митре. Но архимандритов вышло шесть. А отца Иоанна я узнал сразу. Ведь он светился! Светился тем божественным нетварным светом, который исходит, наверное, только от святых».

Последняя служба батюшки Иоанна (Крестьянкина) на Рязанской земле состоялась в феврале 1967 года, на праздник Сретения Господня. В переполненном Никольском храме города Касимова после Божественной литургии отец Иоанн утешая прихожан, которые стали для него родными, сказал:

- Отходя от вас телесно, я не отхожу от вас духовно. Я вам дорожку протопчу в Псково-Печерский монастырь.

Так и случилось. Вслед за батюшкой Иоанном рязанцы стали приходить по его дорожке в Псково-Печерский монастырь, чтобы встретиться с любимым батюшкой и вместе с ним помолиться за Божественной литургией.

Отец Иоанн отправлялся из Касимова в Псков через Рязань, куда вылетел на самолете. Тогда с ним произошла забавная история о которой вспоминал летевший с ним вместе священник Владимир Правдолюбов:

- Мы с нимс летели в Рязань на одиннадцатиместном самолёте типа «Кукурузник». Самолёт очень болтало и я съел таблеточку пипольфена. Чтобы меня не укачивало. Он увидел это и спрашивает:

- Ты чего съел-то?

- Таблетку, чтобы не укачивало.

- Ну, тогда и мне дай.

Съел он таблетку пипольфена. А укачивало здорово. Прошло время он и говорит:

- Давай ещё по одной съедим.

Ну съели ещё по одной. Летим, разговариваем, но гляжу его головка склоняется мне на плечо и батюшка засыпает. Пипольфен, он ведь ещё и как снотворное действует. На меня он подействовал позднее, а на него раньше.

Ну, вот выходим мы в Рязани. Его встречают, а он еле ноги волочит. Рязанские духовные чада взяли его под руки и говорят:

- Надо же до чего отца Иоанна в Касимове довели! Как же он одряхлел, бедный.

Прибыв в Псково-Печерский монастырь батюшка Иоанн в своём стремлении к молитвенному уединению, к постоянному Богообщению, целый год не принимал посетителей и даже не отвечал на письма. Но, однажды пришёл к нему наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), и показал письмо, присланное из Рязани от отца Виктора Шиповальникова, давнего друга отца Иоанна (Крестьянкина). Оно было адресовано отцу наместнику. В нём батюшка Виктор жаловался архимандриту Алипию, что отец Иоанн не отвечает на его письма, и спрашивал: «Куда вы дели нашего Ванечку?».

По благословению отца наместника письменное общение было восстановлено.

А вскоре и другая весточка пришла из Рязанского края. Весточка, которая помогла отцу Иоанну чудесным образом излечиться от смертельной болезни.

Вот как об этом пишет Т. С. Смирнова: «Вскоре после прихода в обитель отец Иоанн серьёзно заболел, силы покинули его, он пожелтел и таял на глазах. Его пособоровали и причащали ежедневно, но учения не наступало. Монастырь молился о болящем. В один из самых критических дней навестить батюшку пришёл отец наместник. Ударив посохом по полу и пристально вглядываясь в больного, он произнёс: «Ты что отец Иоанн, умирать собрался? Нет дорогой, ты нам ещё нужен, Нет, нет, ты не умрёшь. Поживешь, потрудишься».

А вечером батюшка уловил за дверью кельи какое-то движение. В дверь легонько постучали, и он, собрав все силы, ответил: «Войдите». Прошло некоторое время… наконец открылась дверь, и батюшка увидел большой образ Царицы Небесной, Входящий в его келью. Это была икона «Взыскание погибших». Батюшка был потрясён, Больше он никого и ничего не видел от избытка переполнивших его чувств.

Позднее отцу Иоанну объяснили, что икону привезли ему из Касимова. Она из разорённого женского монастыря была спрятана в ломике монахини, которая ежедневно прочитывала передней акафист. Умирая, монахиня завещала икону Божией Матери «Взыскание погибших» отцу Иоанну.

Слово архимандрита Алипия и неожиданное явление иконы прибывшей из Рязанского края возымели своё действие. Батюшка начал быстро поправляться и вскоре совсем выздоровел.

А после этого стал принимать всех ищущих у него слово утешения.

В конце прошлого и начале нынешнего века православных верующих охватила смута, связанная с присвоением российским гражданам индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Многие стали говорить, что этот номер является малой печатью Антихриста и принимать его ни в коем случае нельзя. Однако отец Иоанн учил, что верующему человеку надо бояться не ИНН, а греха, что даже не принявший номер человек не спасётся если будет грешить. А натиск мира сего, его соблазны и искушения он  предлагал преодолевать не агрессивностью, а любовью.

- Божественная любовь, — говорил архимандрит Иоанн, — поселившаяся в маленьком, слабом человеческом сердце, сделает его великим и сильным, и безбоязненным перед всем злом обезумевшего отступлением от Бога мира. И сила Божия в нас всё победит…».

Незадолго до кончины он подтвердил свои слова в завещании, где писал: «Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда Благой о нас воле. Примите всё в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних и ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благословения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога. Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его».

Еще за несколько лет до кончины архимандрит Иоанн благословил изготовить для него простой дубовый гроб. По изготовлении он освятил его и поставил в своей келье, как бы исполняя слова Священного писания «Памятуй о своей смерти и вовеки не согрешишь».

В начале 2003 года готовились документы для прославления в лике святых старца Псково-Печерского монастыря Симеона (Желнина). Отец Иоанн, сподобившийся знать его при жизни, служить вместе с ним и погребать его несказанно обрадовался готовящейся канонизации.

10 февраля решили обрести мощи праведного старца, но оказалось, что рака для них ещё не подготовлена. Обратились к архимандриту Иоанну с просьбой отдать свой гроб для временного положения в него мощей. Он, конечно же, не задумываясь, ответил согласием.

После канонизации мощи старца переложили в раку, а гроб вернули отцу Иоанну.

А через три года батюшка обрёл покой в гробе, где находились святые мощи сомолитвенника отца Иоанна старца Симеона.

Великий старец Всея Руси архимандрит Иоанн (Крестьянкин) почил о Бозе 5 февраля 2005 года. Его тело погребли в пещере, где когда-то был упокоен святой праведный Симеон.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.