Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь Евсин о святителе Серафиме (Соболеве)
26 февраля 2016 в 0:00

 АЙ, ДА РЯЗАНЕЦ!

 

1. Мухтар

Новопрослаленный с вой Руской Православной Церкви Святитель Серафим (Соболев) родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

«Ах, какой серьезный мухтар родился!» - воскликнула мать, увидев свое новорожденное чадо -будущего владыку Серафима. О, какая была в этих словах теплая материнская нежность и солнечная жизнерадостность! Ведь всего несколько часов назад Мария Николаевна в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и, чтобы спасти ее жизнь, врачи решили сделать операцию извлечения младенца по частям. Какое материнское чутьё и трепетную богобоязненность надо иметь, чтобы, рискуя своей жизнью, родить младенца, которого врачи посчитали мёртвым!

Младенец был назван Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. Но каким пророческим оказалось мамино определение новорожденного – «мухтар». Впоследствии даже домашние в детстве называли Николая мухтаром, что ему очень не нравилось. И только через много лет, будучи уже архиепископом, этот самый Николай узнал, что по-арабски слово «мухтар» значит «епископ».

Таким образом, с самого начала жизни провидение Божие определило судьбу владыки Серафима, родившегося при первом ударе колокола в 5 часов утра, 1 декабря 1881 года в Рязани. И позже сам Господь подсказывал ему решения, когда возникали мысли о выборе пути.

Так, в предпоследнем классе Духовной семинарии он очень захотел хорошо писать сочинения и даже дал обет Богу стать монахом за исполнение этого желания. С этого момента он действительно стал отлично писать сочинения.

После окончания семинарии мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы сделать его священником. А для этого надо было его женить. Но не было на то воли Божией, и сколько Мария Николаевна ни старалась, ничего у нее не получилось. В конце концов, она сама признала это и сказала Николаю, что не может устроить его судьбу, поэтому пусть он устраивает ее сам. Николай всецело положился на волю Божию, которая привела его к тому, чтобы он поступал в Петербургскую Духовную Академию. И юноша решился на это, несмотря на упущенное время, на неподготовленность к экзаменам. Все, что он успел за оставшиеся до их сдачи 10 дней - это только просмотреть заглавия и подзаголовки и перелистать тысячи необходимых текстов.

Первый экзамен был письменный, и тема была дана очень трудная, с той целью, чтобы сразу, с первого экзамена, сделать отбор из лучших семинаристов. Многие, прочитав задание, уходили с экзамена. А Николай стал горячо молиться и написал сочинение, повинуясь внутреннему голосу. Многие получили за этот экзамен тройки, двойки и даже единицы. Николаю же, к его собственному изумлению, поставили высший балл.

Но следующие экзамены были также очень сложными. Накануне экзамена по догматическому богословию Николай, просмотрев 150 билетов, убедился, что хорошо знал только один: «История догмата о святой Троице». Понимая свое безнадежное положение и вспоминая, что дома ждет мать, отдавшая ему последние деньги, Николай стал сильно переживать. Слезы потекли у него из глаз, и вместе со слезами излил он молитву: «Господи, Спаситель мой, Ты милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о святой Троице» достался мне». И Господь в точности исполнил его просьбу. Именно просимый билет достался Николаю на экзамене.

Такая же история произошла и на следующем экзамене, где было уже 250 билетов, а из них он знал только один. Опять со слезами молился Николай ко Господу. И опять Он ему помог. На экзамене Николаю достался именно тот билет, о котором он просил в молитве. Соболев отвечал так хорошо, что профессор решил послать благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента. А когда он возвращался на место, то студенты шептали: «Ай да рязанец! Ай да рязанец!»

После своей смерти в 1950 году владыка Серафим имеет особое дерзновение к Господу в помощи студентам. Так, будучи в 1976 году в Болгарии на поклонении у его гробницы, игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Авель, (впоследствии наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), заметил, что на поклонение епископу Серафиму приходит много молодежи, студентов. Он поинтересовался, с какими просьбами они пришли сюда. «Не с просьбами мы пришли, -мотвечали студенты, - а с благодарностью за чудесную помощь в сдаче экзаменов»…

 

2. Досифей? Серафим!

Николай имел особый дар молитвы. Об этом говорит следующий случай. Однажды очень сильно заболела его сестра Варя. У нее пошла носом кровь. Кровотечение было очень сильное и врачи не могли его остановить. Отчаявшаяся мать, заливаясь слезами, сказала Николаю: «Вся надежда на твои молитвы». Николай, видя безнадежное положение, положился на Бога, помолился и перекрестил больную. В этот момент кровотечение совершенно прекратилось.

В то же время Николай был смиренным настолько, что когда пришло время постригаться в монахи, то он начал мучиться вопросом - достоин ли, причем сомнения одолевали его настолько, что он даже обратился письменно к праведному Иоанну Кронштадтскому, который не дал ему ответа, и к старцу Анатолию Оптинскому. Последний написал, что заочно не может ему ничего посоветовать.

В грустном раздумье находился Николай, пока Божий промысел не указал ему путь. Однажды, когда он размышлял о том, как разрешить свои сомнения, его озарила мысль - надо обратиться к преподобному Серафиму Саровскому. И Николай, положив земной поклон, взял книгу с жизнеописанием этого святого, помолился и раскрыл ее наугад. Там был описан случай, когда один послушник Глинской Пустыни приехал к преподобному Серафиму, чтобы разрешить вопрос - есть ли воля Божия поступать ему и брату его Николаю в монастырь. На что старец сказал: «Сам спасайся и брата своего спасай.» Конечно, для Николая Соболева это было дивное откровение. С этого момента он уверился, что монашество не только его путь, но и путь его родного брата Миши, ставшего впоследствии архимандритом Сергием.

При пострижении в монахи Николаю хотели дать имя Досифей. Однако, по-видимому, Саровский старец взял его под благодатное руководство, и Николай был пострижен с именем Серафим. Так в 1908 году на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха.

Иеромонах Серафим закончил Духовную Академию в числе лучших студентов, защитив магистерскую диссертацию. 6 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогам защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний.

После этого иеромонах Серафим был на разных должностях - начальником Пастырского училища в Житомире, смотрителем Духовного училища в Калуге, инспектором Духовной семинарии в Костроме, ректором Воронежской Духовной семинарии.

1 октября 1920 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе г. Симферополя архимандрита Серафима рукоположили во епископы. Так сбылось пророческое слово матери, которая еще младенцем назвала его мухтар - что значит епископ.

Вскоре после этого Владыка с отступающими войсками Белой Армии покинул Родину и оказался в Константинополе. В августе 1921 года он был назначен Управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Много потрудился Владыка на духовной ниве в Болгарии. Лично объезжал русские приходы, был попечителем Печерской Крестовоздвиженской гимназии. Сам испытывая материальные трудности, епископ Серафим заботился о бедных и больных, одних устраивал в больницы, других - в инвалидные дома, ходатайствовал о пособиях бедным, а некоторых даже подкармливал у себя.

В Болгарии Владыка основал два монастыря. Один из них - Покровский женский монастырь близ Софии - существует до сих пор и пользуется у болгар особой любовью.

В 1934 году Владыка был возведен в сан архиепископа. Много занимаясь пастырской деятельностью, владыка Серафим не забывал и о литературном даре, которым наделил его Господь. Архиепископ Серафим Соболев был выдающимся богословом. Он горячо, ревностно защищал чистоту Вселенского Православия, невзирая на популярность и авторитет тех лиц, которые впадали в заблуждения или даже ереси. Он критиковал некоторые взгляды на учение Православной Церкви даже бывшего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), к которому питал уважение. Ведь именно владыкой Антонием ( на о время Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ) в 1934 году епископ Серафим был возведён в сан архиепископа.

 

3. Подвиги и чудеса.

 Большим подвижническим трудом владыки Серафима было опровержение учения известнейшего богослова протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии Премудрости Божией. Так 1935 году архиепископ Серафим написал диссертацию «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» за что был удостоен звания магистра богословия. В этой работе владыка определил взгляды протоиерея Сергия Булгакова, как «софианская ересь».

Защищая истины Православия, Владыка говорил: «Мои книги - это моя кровь». И действительно, надо было быть подвижником, чтобы прямо выступать против писаний известных и авторитетных церковных личностей, указывая читателям на их заблуждения.

Впрочем, подвижнической была вся жизнь архиепископа Серафима. Владыка имел слабое здоровье, часто болел, терпел лишения, критику и даже унижения. От воздержания и тяжелых жизненных условий у него развился туберкулез. К тому же его родной брат страдал смертельным недугом. И все-таки святитель находил в себе силы помогать бедным и больным, заботиться о своей пастве, выступать с проповедями, часто совершать архиерейские служения и писать замечательные книги в защиту Православия. В течение жизни он 11 раз прочел все 12 томов житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Примеры подвижников Православия придавали ему силы для трудов на ниве Господней. И Бог увенчал святителя, знаменательно определив ему день кончины на праздник Торжества Православия 13/26 февраля 1950 г.

С той поры в столице Болгарии, в городе Софии, к его гробнице в крипте Русской церкви во имя святителя Николая притекают с молитвою множество паломников. И святитель Серафим чудесно продолжает помогать людям, которые прибегают к его предстательству перед Господом.

Так Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев) в одном из интервью порталу «Православие и мир» сказал, что свидетельств о такой помощи множество и что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Называя чудесные случаи по обращению к святителю Серафиму, архимандрит Филипп сказал, что большинство из них – это случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Кроме того молитвы к святителю Серафиму помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.

Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Патриарх Кирилл,  и многие другие, в числе которых был и митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков).

Как известно члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Теперь вся наша Церковь может правомерно воспевать хвалу новопрославленному святому и молиться «Святителю Серафиме, моли Бога о нас».

 

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в кот

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &