Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь Евсин о святителе Серафиме (Соболеве)
26 февраля 2016 в 0:00

 АЙ, ДА РЯЗАНЕЦ!

 

1. Мухтар

Новопрослаленный с вой Руской Православной Церкви Святитель Серафим (Соболев) родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны.

«Ах, какой серьезный мухтар родился!» - воскликнула мать, увидев свое новорожденное чадо -будущего владыку Серафима. О, какая была в этих словах теплая материнская нежность и солнечная жизнерадостность! Ведь всего несколько часов назад Мария Николаевна в страшных страданиях не могла разрешиться от бремени, и, чтобы спасти ее жизнь, врачи решили сделать операцию извлечения младенца по частям. Какое материнское чутьё и трепетную богобоязненность надо иметь, чтобы, рискуя своей жизнью, родить младенца, которого врачи посчитали мёртвым!

Младенец был назван Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. Но каким пророческим оказалось мамино определение новорожденного – «мухтар». Впоследствии даже домашние в детстве называли Николая мухтаром, что ему очень не нравилось. И только через много лет, будучи уже архиепископом, этот самый Николай узнал, что по-арабски слово «мухтар» значит «епископ».

Таким образом, с самого начала жизни провидение Божие определило судьбу владыки Серафима, родившегося при первом ударе колокола в 5 часов утра, 1 декабря 1881 года в Рязани. И позже сам Господь подсказывал ему решения, когда возникали мысли о выборе пути.

Так, в предпоследнем классе Духовной семинарии он очень захотел хорошо писать сочинения и даже дал обет Богу стать монахом за исполнение этого желания. С этого момента он действительно стал отлично писать сочинения.

После окончания семинарии мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы сделать его священником. А для этого надо было его женить. Но не было на то воли Божией, и сколько Мария Николаевна ни старалась, ничего у нее не получилось. В конце концов, она сама признала это и сказала Николаю, что не может устроить его судьбу, поэтому пусть он устраивает ее сам. Николай всецело положился на волю Божию, которая привела его к тому, чтобы он поступал в Петербургскую Духовную Академию. И юноша решился на это, несмотря на упущенное время, на неподготовленность к экзаменам. Все, что он успел за оставшиеся до их сдачи 10 дней - это только просмотреть заглавия и подзаголовки и перелистать тысячи необходимых текстов.

Первый экзамен был письменный, и тема была дана очень трудная, с той целью, чтобы сразу, с первого экзамена, сделать отбор из лучших семинаристов. Многие, прочитав задание, уходили с экзамена. А Николай стал горячо молиться и написал сочинение, повинуясь внутреннему голосу. Многие получили за этот экзамен тройки, двойки и даже единицы. Николаю же, к его собственному изумлению, поставили высший балл.

Но следующие экзамены были также очень сложными. Накануне экзамена по догматическому богословию Николай, просмотрев 150 билетов, убедился, что хорошо знал только один: «История догмата о святой Троице». Понимая свое безнадежное положение и вспоминая, что дома ждет мать, отдавшая ему последние деньги, Николай стал сильно переживать. Слезы потекли у него из глаз, и вместе со слезами излил он молитву: «Господи, Спаситель мой, Ты милосердный и Всемогущий, сделай так, чтобы завтра билет «История догмата о святой Троице» достался мне». И Господь в точности исполнил его просьбу. Именно просимый билет достался Николаю на экзамене.

Такая же история произошла и на следующем экзамене, где было уже 250 билетов, а из них он знал только один. Опять со слезами молился Николай ко Господу. И опять Он ему помог. На экзамене Николаю достался именно тот билет, о котором он просил в молитве. Соболев отвечал так хорошо, что профессор решил послать благодарность Рязанской семинарии за блестящего студента. А когда он возвращался на место, то студенты шептали: «Ай да рязанец! Ай да рязанец!»

После своей смерти в 1950 году владыка Серафим имеет особое дерзновение к Господу в помощи студентам. Так, будучи в 1976 году в Болгарии на поклонении у его гробницы, игумен русского Пантелеимонова монастыря на Афоне Авель, (впоследствии наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), заметил, что на поклонение епископу Серафиму приходит много молодежи, студентов. Он поинтересовался, с какими просьбами они пришли сюда. «Не с просьбами мы пришли, -мотвечали студенты, - а с благодарностью за чудесную помощь в сдаче экзаменов»…

 

2. Досифей? Серафим!

Николай имел особый дар молитвы. Об этом говорит следующий случай. Однажды очень сильно заболела его сестра Варя. У нее пошла носом кровь. Кровотечение было очень сильное и врачи не могли его остановить. Отчаявшаяся мать, заливаясь слезами, сказала Николаю: «Вся надежда на твои молитвы». Николай, видя безнадежное положение, положился на Бога, помолился и перекрестил больную. В этот момент кровотечение совершенно прекратилось.

В то же время Николай был смиренным настолько, что когда пришло время постригаться в монахи, то он начал мучиться вопросом - достоин ли, причем сомнения одолевали его настолько, что он даже обратился письменно к праведному Иоанну Кронштадтскому, который не дал ему ответа, и к старцу Анатолию Оптинскому. Последний написал, что заочно не может ему ничего посоветовать.

В грустном раздумье находился Николай, пока Божий промысел не указал ему путь. Однажды, когда он размышлял о том, как разрешить свои сомнения, его озарила мысль - надо обратиться к преподобному Серафиму Саровскому. И Николай, положив земной поклон, взял книгу с жизнеописанием этого святого, помолился и раскрыл ее наугад. Там был описан случай, когда один послушник Глинской Пустыни приехал к преподобному Серафиму, чтобы разрешить вопрос - есть ли воля Божия поступать ему и брату его Николаю в монастырь. На что старец сказал: «Сам спасайся и брата своего спасай.» Конечно, для Николая Соболева это было дивное откровение. С этого момента он уверился, что монашество не только его путь, но и путь его родного брата Миши, ставшего впоследствии архимандритом Сергием.

При пострижении в монахи Николаю хотели дать имя Досифей. Однако, по-видимому, Саровский старец взял его под благодатное руководство, и Николай был пострижен с именем Серафим. Так в 1908 году на последнем курсе духовной академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем в сан иеромонаха.

Иеромонах Серафим закончил Духовную Академию в числе лучших студентов, защитив магистерскую диссертацию. 6 сентября 1908 года Учёный совет академии по итогам защиты диссертации «Учение о смирении по Добротолюбию» постановил удостоить иеромонаха Серафима ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых испытаний.

После этого иеромонах Серафим был на разных должностях - начальником Пастырского училища в Житомире, смотрителем Духовного училища в Калуге, инспектором Духовной семинарии в Костроме, ректором Воронежской Духовной семинарии.

1 октября 1920 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Кафедральном соборе г. Симферополя архимандрита Серафима рукоположили во епископы. Так сбылось пророческое слово матери, которая еще младенцем назвала его мухтар - что значит епископ.

Вскоре после этого Владыка с отступающими войсками Белой Армии покинул Родину и оказался в Константинополе. В августе 1921 года он был назначен Управляющим Русскими православными общинами в Болгарии. Много потрудился Владыка на духовной ниве в Болгарии. Лично объезжал русские приходы, был попечителем Печерской Крестовоздвиженской гимназии. Сам испытывая материальные трудности, епископ Серафим заботился о бедных и больных, одних устраивал в больницы, других - в инвалидные дома, ходатайствовал о пособиях бедным, а некоторых даже подкармливал у себя.

В Болгарии Владыка основал два монастыря. Один из них - Покровский женский монастырь близ Софии - существует до сих пор и пользуется у болгар особой любовью.

В 1934 году Владыка был возведен в сан архиепископа. Много занимаясь пастырской деятельностью, владыка Серафим не забывал и о литературном даре, которым наделил его Господь. Архиепископ Серафим Соболев был выдающимся богословом. Он горячо, ревностно защищал чистоту Вселенского Православия, невзирая на популярность и авторитет тех лиц, которые впадали в заблуждения или даже ереси. Он критиковал некоторые взгляды на учение Православной Церкви даже бывшего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого), к которому питал уважение. Ведь именно владыкой Антонием ( на о время Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ) в 1934 году епископ Серафим был возведён в сан архиепископа.

 

3. Подвиги и чудеса.

 Большим подвижническим трудом владыки Серафима было опровержение учения известнейшего богослова протоиерея Сергия (Булгакова) о Софии Премудрости Божией. Так 1935 году архиепископ Серафим написал диссертацию «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» за что был удостоен звания магистра богословия. В этой работе владыка определил взгляды протоиерея Сергия Булгакова, как «софианская ересь».

Защищая истины Православия, Владыка говорил: «Мои книги - это моя кровь». И действительно, надо было быть подвижником, чтобы прямо выступать против писаний известных и авторитетных церковных личностей, указывая читателям на их заблуждения.

Впрочем, подвижнической была вся жизнь архиепископа Серафима. Владыка имел слабое здоровье, часто болел, терпел лишения, критику и даже унижения. От воздержания и тяжелых жизненных условий у него развился туберкулез. К тому же его родной брат страдал смертельным недугом. И все-таки святитель находил в себе силы помогать бедным и больным, заботиться о своей пастве, выступать с проповедями, часто совершать архиерейские служения и писать замечательные книги в защиту Православия. В течение жизни он 11 раз прочел все 12 томов житий святых святителя Дмитрия Ростовского. Примеры подвижников Православия придавали ему силы для трудов на ниве Господней. И Бог увенчал святителя, знаменательно определив ему день кончины на праздник Торжества Православия 13/26 февраля 1950 г.

С той поры в столице Болгарии, в городе Софии, к его гробнице в крипте Русской церкви во имя святителя Николая притекают с молитвою множество паломников. И святитель Серафим чудесно продолжает помогать людям, которые прибегают к его предстательству перед Господом.

Так Представитель Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии архимандрит Филипп (Васильцев) в одном из интервью порталу «Православие и мир» сказал, что свидетельств о такой помощи множество и что одних только зафиксированных посмертных чудес по его молитвам более ста. Называя чудесные случаи по обращению к святителю Серафиму, архимандрит Филипп сказал, что большинство из них – это случаи чудесного исцеления, много исцелений от рака, случаи дарования ребенка, устройства семейной жизни. Кроме того молитвы к святителю Серафиму помогают школьникам и студентам в сдаче экзаменов, а также избавляют от несправедливых наказаний или увольнений.

Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя. О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Патриарх Кирилл,  и многие другие, в числе которых был и митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков).

Как известно члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Теперь вся наша Церковь может правомерно воспевать хвалу новопрославленному святому и молиться «Святителю Серафиме, моли Бога о нас».

 

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять