Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.

Рассмотрим жизнь и труды святителя, и попытаемся понять, чем заслужено столь редкое и достойное звание.

Поделиться статьей с друзьями:

 

Григорий родился ок. 325-го года в семье епископа Назианзского Григория и благочестивой Нонны, которые так же почитаются Церковью как святые. Он рос и воспитывался в атмосфере христианской нравственности и морали.

Семья Григория была благородного происхождения, что позволило ему получить прекрасное образование в Александрии и Афинах — центрах науки античного мира. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим епископом Кессарии Каппадокийской и составителем литургического канона, который и поныне совершается в Церкви десять раз в году. Дружба с Василием оказала большое влияние на Григория, сделав их единомышленниками и соратниками на всю жизнь.


Каппадокия — местность на территории современной Турции с чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан

Будущий святитель не был склонен к активной церковной деятельности, а более всего желал вести уединенную монашескую жизнь. Но по настоянию своего отца в 361 г. Григорий возвращается в родной Назианз и принимает сан пресвитера (иерея).

С этого момента начинается и литературная деятельность Григория — он составляет проповеди на церковные праздники. В 371 г. Василий Великий в целях борьбы с арианством просит Григория занять кафедру города Сасим — так Григорий становится епископом Сасимским.

Епископское служение тяготило будущего святителя и он, оставив свою кафедру, вернулся в Назианз. После смерти отца Григория, епископа Назианзского, в 374 г. жители города просят его взять на себя управление епархией.

Весь IV в. Церковь переживала период внутренней распри, и была разделена на сторонников никейской (православной) веры и ариан.


Ариане следовали за александрийским священником Арием, который отвергал единство Бога-Отца и Бога-Сына. В 325 г. на Никеевском Соборе арианство признали ересью, а самого Ария изгнанали

В 379 г. новый византийский император Феодосий приглашает Григория в Константинополь дабы помочь ему прекратить церковный раздор и уже в 380 году Григорий занимает Константинопольскую кафедру.

Для окончательного восстановления единства веры был созван церковный собор, получивший название Второго Вселенского. Во время этого собора Григорий Богослов много поспособствовал торжеству православного учения о Боге, но в то же время был обвинён своими противниками в самовольном оставлении Сасимской кафедры.

Чуждый по своему характеру подобным интригам Григорий покидает Константинополь и возвращается в свой родной город. Эти последние годы земной жизни он посвящает большей частью литературной деятельности.


Святитель Григорий Богослов:

«Человек забыл данную ему заповедь и был побежден горьким вкушением: тогда через грех делается он изгнанником... облекается в кожаные ризы, в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным...»


Святитель прежде всего известен своими богословскими трудами, направленными против ересей того времени. Ведомый искренней верой и на высоком уровне владевший языком философии, Григорий, вместе с Василием Великим и Григорием Нисским, бескомпромиссно противостоял ереси арианства — главной язве, угрожавшей единству Церкви в III-IV вв.

Результатом этой борьбы стал Никео-Цареградский Символ Веры — в том виде, в котором мы знаем его и сейчас. За столь важный подвиг сохранения и утверждения истины эти трое Отцов именуются в Церкви Великими Каппадокийцами.


Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов — основатели каппадокийского богословия

Литературное и богословское наследие святителя Григория Богослова поистине обширно, оно включает 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов».

Тематика произведений широка: от богословских сочинений до автобиографических стихов; от проповедей на праздники до надгробных слов.

Творения святителя издаются и на русском языке, в том числе в формате избранных сочинений. Таким образом и у русскоязычного читателя есть возможность испить из благодатного источника христианской мысли — творений святителя Григория Богослова — Великого Каппадокийца.

Владимир Мамонов

Смотрите также:

Труды Святителя Григория Богослова

Творения Святых Отцов. С чего начать

Богословие

Комментарии
Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &