Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Для чего рождается человек
05 октября 2017 в 8:00

На Ученом совете в Рязанской православной духовной семинарии, предшествующем началу учебного года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил одному из ее преподавателей, секретарю Ученого совета, доценту, кандидату исторических наук Олегу Павловичу Мартынову орден святителя Макария, митрополита Московского, третьей степени «за труды на поприще духовного просвещения» и в честь 70-летнего юбилея.

Ныне один из ведущих, авторитетных преподавателей кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанской духовной семинарии, редактор журнала «Рязанский богословский вестник», он по окончании Иркутского института иностранных языков был освобожденным секретарем комитета комсомола, переводчиком в высоких партийных кругах. Крещение перевернуло всю его жизнь, а Церковь приобрела тонкого, умного религиозного философа, воспитавшего не один десяток молодых людей, в том числе священнослужителей.

– Олег Павлович, как получилось, что Ваш жизненный, профессиональный путь стал тесно связан со структурами Русской Православной Церкви?

– Можно сказать, что меня жизнь побила. Я ведь искренне верил в мировую победу светлого будущего всего человечества – коммунизма. Но когда мне довелось достаточно близко поработать (переводчиком) с представителями ЦК КПСС, ЦК комсомола и даже с человеком, который потом на несколько дней стал Президентом Советского Союза, то у меня произошло крушение этих иллюзий. Это был тяжелейший период. Если не коммунизм, то что?

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, работая в Институте развития образования, который прежде назывался Институтом усовершенствования учителей, я очень заинтересовался методологией теории деятельности и мышления и игротехникой. Обычно методология связывается с именем Георгия Петровича Щедровицкого, а я учился в авторской школе одного из талантливых учеников Г.П. Щедровицкого, Олега Сергеевича Онищенко, доктора психологических наук, профессора. И однажды в одной из сложных игр Олег Сергеевич нарисовал на доске лесенку – восхождение по степени сложности той или иной профессиональной деятельности. Третье место на этой лесенке занимал управленец, второе – педагог, а верхнюю ступеньку, естественно, занимал методолог. И, когда он нарисовал эту верхнюю ступенечку, которая как бы зависает в воздухе, ни к чему не прислонена, я задал ему вопрос: «Олег Сергеевич, а дальше что?». Он молча развел руки в стороны, потом поднял их вверх и глазами указал на небо: мол, ответ там, наверху, у меня его нет. Его ответ был для меня знаковым. Это был 1995 год, а в 1996 году я крестился. К этому уже всё меня подводило, а если уж самый большой методолог говорит, что ответ надо искать наверху… Я его и пошел искать туда, к тем, кто ближе к Богу.

– Значит, Вы пришли к Богу от ума, не через сердце?

– Да, от ума и от опыта.

– А как Ваша семья смотрела на это?

– Удивительно положительно. Жена с самого начала как-то поняла, что новое мое состояние действует на меня благотворно. Ведь тогда все грехи мои омылись Крещением.

После крещения (а я крестился в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово), тогдашний игумен Иосиф (Македонов), ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский, пригласил меня в братскую трапезную и сказал: «Теперь это Ваш духовный дом, приезжайте сюда почаще». Вот я и стал приезжать в этот монастырь чаще и чаще, и жена увидела, что я возвращаюсь оттуда несколько иным, таким «белым и пушистым». Ее это очень устраивает.

В монастырь я обычно приезжаю на рождественские каникулы, в летний длинный преподавательский отпуск, по выходным и на большие праздники.

– Что Вам это дает?

– Да всё дает! Что именно? Словами это трудно выразить. Это для меня духовная лечебница. Я там душу лечу. Я и возвращаюсь оттуда более светлым, более мягким, добрым и более работоспособным. Потому что, если дух собран, то тело и ум работают быстрее и продуктивнее. Жена очень быстро заметила это, и она мне и по сей день говорит порой, особенно когда я начинаю ворчать: «Что-то ты давно в монастыре не был. Не пора ли тебе?»

– Значит, человек может измениться в течение своей жизни? Вот Вы пришли к вере во взрослом возрасте, сознательном, зрелом. И Вы так сильно изменились.

– Я уже не стесняюсь показаться мракобесом или еще кем-то. Я просто говорю, что человек рождается в этот мир, для того чтобы изменять себя, для того чтобы приближать себя к Богу. Для этого и дана жизнь человеку, чтобы себя тянуть к Богу, хоть за уши, хоть как. Просто идти к Богу… Идет постоянное изменение, очищение человека. Если человек не изменяется, значит, он не с Богом, что бы ему там ни казалось. Если человек не меняет себя – в реальности он уходит от Бога.

– Как за эти годы, когда Вы пришли к вере, стали изменяться Ваши взгляды как ученого?

– Ирина Ивановна, я отвечу на этот вопрос нестандартно. Но без иронии. Я отвечу словами царя Соломона из книги Екклезиаста: «В большом знании и печаль великая. Умножаешь знание – умножаешь скорби». Знать человеку нужно, и чем больше – тем лучше, это понятно. Но все знание абсолютно ничто, если человек не идет к Богу. А чем ближе человек к Богу, тем меньше ему нужны научные знания. Все знание я стараюсь передавать студентам так, что оно имеет ценность, если они сами идут к Богу.

– Олег Павлович, кто из святых Вам наиболее близок? Кому Вы молитесь, от кого получаете помощь?

– Два моих святых Олега: князь Олег Рязанский и князь Олег Брянский. Еще я с очень большой любовью отношусь к святителю Григорию Паламе и к батюшке Серафиму Саровскому.

– А из современных духовных авторитетов кого бы Вы могли назвать?

– Да того, из чьих рук я принимал первое причастие, когда меня крестили: архимандрита Авеля (Македонова). Для меня он – святой человек. Я считаю, что, в общем-то, с его благословения и начался мой путь к Богу.

– Бывает, что, когда разговариваешь с людьми невоцерковленными, они, кивая на того или иного человека, иногда и священнослужителя, биография которого тянется из советского времени, говорят, что он лукавит и не мог так измениться…

– Так говорить может только человек духовно незрелый. Мои одноклассники мне тоже говорят об этом, но беззлобно. «Ты вроде был нормальным человеком, и вдруг тебя понесло к каким-то попам». Но тогда я им отвечаю: «Ребята, вы меня просто не понимаете». Когда человеку открывается духовная глубина, ему открывается иной мир. А если для человека иной мир закрыт, то он всё оценивает и все свои суждения выстраивает внутри того чувственного материального мира, в котором все мы здесь живем. И тогда с этим человеком разговаривать совершенно бесполезно – просто как на разных языках говорить. А если у человека есть хотя бы маленький духовный опыт, следовательно, для него духовный мир не является чем-то несуществующим, он хотя бы знает, что это есть, тогда можно выстраивать и систему доказательств.

– Олег Павлович, Вы счастливый человек? Вы считаете, что нашли то, что искали?

– Да, конечно. Чем чаще я бываю в монастыре, тем лучше моя жизнь. Но я счастливый человек еще и потому, что у меня любимая работа, на которой я всё успеваю. А что такое любимая работа? Это хобби, за которое еще и деньги платят.

Беседовала Ирина Евсина

См далееБиблия и Новый Завет

Комментарии
24 октября 2017 в 8:00

При тяжелых жизненных обстоятельствах совсем не случайно тысячи верующих людей обращались именно к духоносным старцам. Ведь даже непродолжительная беседа с истинным старцем оживотворяет унывающего, дает добрую надежду, а мудрые старческие с

Ладейка. Рассказ.
23 октября 2017 в 8:00

…Нифонт уже не знал, что делать и приснился ему чудный сон. Будто бы плывет он в малой ладейке по озеру, чистому словно хрусталь, и нет у него берегов. Плывет и видит остров невелик, но красив и удобен. И тут голос с неба: «Ниф

Полюшка Захаровская и архиепископ Глеб.
20 октября 2017 в 8:00

После смерти супруги настоятеля Космодкамианского храма села Летово Рязанской оласти, протоиерея Иоанна (будущего владыки Глеба (Смирнова) (р.1913- ум.1987 гг.) как мог утешал брат Павел, бывший в то время в сане диакона. Но вскоре у о

Расстрел священника
19 октября 2017 в 8:00

Расстреливали отца Матвея /в годы «красного террора» - ред./, как уж повелось, на старом городским кладбище, от чека недалеко безлюдно, так как давно никого здесь не хоронили. И от рынка кладбище отгорожено высокой каменной стен

О детстве и юности митрополита Симона (Новикова)
18 октября 2017 в 8:00

Как, каким образом приобреталась Сереем Новиковым чистота сердца, как он «Бога узрел» можно хотя бы приблизительно представить из рассказов о его детстве и юности. Автору этих строк довелось записать воспоминания об этом совреме

Великая книга Дмитрия Лихачева
17 октября 2017 в 8:00

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 г. –1999 г.) — академик, знаменитый ученый, исследователь литературы древней Руси. В сентябре сего года отмечалось 18-летие его кончины (он умер, когда ему было 105 лет). Известно, что за 4 года д

Духовный бытописатель Игнатий Потапенко
16 октября 2017 в 8:00

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу Игнатия Потапенко «Повести и рассказы из духовного быта». Данная книга напечатана по изданию 1903 г. Напомним, что Потапенко Игнатий Николаевич (1856 г. –1929 г.

     Нет мне в мир дороги. Рассказ об игумене Нифонте.
13 октября 2017 в 8:00

День выдался жаркий и знойный. Над лесом уже с утра зависло томное марево. Ветра не было и комары, до того не очень заметные, к полудню озверели. Плотной серой массой они навалились, словно облако и гудели, гудели, гудели. Он шел сосновым б

Женщина в пёстром… Рецензия на книгу Натальи Сухининой
12 октября 2017 в 12:00

«Женщина в пёстром. Повесть о том, о чём не принято говорить» - так называется новая книга православной писательницы Сухининой Наталии. Она повествует о женщине, что не имеет твёрдых духовных и нравственных ориентиров. Потому он

Юрий Воробьевский «Янтарная глава». Отрывок из новой книги
11 октября 2017 в 10:30

Есть удивительная книга, которую можно без устали читать главу за главой. Книга эта — монастырская костница. За многими почивающими здесь главами — удивительные истории. Они складываются в живое предание