Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Для чего рождается человек
05 октября 2017 в 8:00

На Ученом совете в Рязанской православной духовной семинарии, предшествующем началу учебного года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил одному из ее преподавателей, секретарю Ученого совета, доценту, кандидату исторических наук Олегу Павловичу Мартынову орден святителя Макария, митрополита Московского, третьей степени «за труды на поприще духовного просвещения» и в честь 70-летнего юбилея.

Ныне один из ведущих, авторитетных преподавателей кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанской духовной семинарии, редактор журнала «Рязанский богословский вестник», он по окончании Иркутского института иностранных языков был освобожденным секретарем комитета комсомола, переводчиком в высоких партийных кругах. Крещение перевернуло всю его жизнь, а Церковь приобрела тонкого, умного религиозного философа, воспитавшего не один десяток молодых людей, в том числе священнослужителей.

– Олег Павлович, как получилось, что Ваш жизненный, профессиональный путь стал тесно связан со структурами Русской Православной Церкви?

– Можно сказать, что меня жизнь побила. Я ведь искренне верил в мировую победу светлого будущего всего человечества – коммунизма. Но когда мне довелось достаточно близко поработать (переводчиком) с представителями ЦК КПСС, ЦК комсомола и даже с человеком, который потом на несколько дней стал Президентом Советского Союза, то у меня произошло крушение этих иллюзий. Это был тяжелейший период. Если не коммунизм, то что?

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, работая в Институте развития образования, который прежде назывался Институтом усовершенствования учителей, я очень заинтересовался методологией теории деятельности и мышления и игротехникой. Обычно методология связывается с именем Георгия Петровича Щедровицкого, а я учился в авторской школе одного из талантливых учеников Г.П. Щедровицкого, Олега Сергеевича Онищенко, доктора психологических наук, профессора. И однажды в одной из сложных игр Олег Сергеевич нарисовал на доске лесенку – восхождение по степени сложности той или иной профессиональной деятельности. Третье место на этой лесенке занимал управленец, второе – педагог, а верхнюю ступеньку, естественно, занимал методолог. И, когда он нарисовал эту верхнюю ступенечку, которая как бы зависает в воздухе, ни к чему не прислонена, я задал ему вопрос: «Олег Сергеевич, а дальше что?». Он молча развел руки в стороны, потом поднял их вверх и глазами указал на небо: мол, ответ там, наверху, у меня его нет. Его ответ был для меня знаковым. Это был 1995 год, а в 1996 году я крестился. К этому уже всё меня подводило, а если уж самый большой методолог говорит, что ответ надо искать наверху… Я его и пошел искать туда, к тем, кто ближе к Богу.

– Значит, Вы пришли к Богу от ума, не через сердце?

– Да, от ума и от опыта.

– А как Ваша семья смотрела на это?

– Удивительно положительно. Жена с самого начала как-то поняла, что новое мое состояние действует на меня благотворно. Ведь тогда все грехи мои омылись Крещением.

После крещения (а я крестился в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово), тогдашний игумен Иосиф (Македонов), ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский, пригласил меня в братскую трапезную и сказал: «Теперь это Ваш духовный дом, приезжайте сюда почаще». Вот я и стал приезжать в этот монастырь чаще и чаще, и жена увидела, что я возвращаюсь оттуда несколько иным, таким «белым и пушистым». Ее это очень устраивает.

В монастырь я обычно приезжаю на рождественские каникулы, в летний длинный преподавательский отпуск, по выходным и на большие праздники.

– Что Вам это дает?

– Да всё дает! Что именно? Словами это трудно выразить. Это для меня духовная лечебница. Я там душу лечу. Я и возвращаюсь оттуда более светлым, более мягким, добрым и более работоспособным. Потому что, если дух собран, то тело и ум работают быстрее и продуктивнее. Жена очень быстро заметила это, и она мне и по сей день говорит порой, особенно когда я начинаю ворчать: «Что-то ты давно в монастыре не был. Не пора ли тебе?»

– Значит, человек может измениться в течение своей жизни? Вот Вы пришли к вере во взрослом возрасте, сознательном, зрелом. И Вы так сильно изменились.

– Я уже не стесняюсь показаться мракобесом или еще кем-то. Я просто говорю, что человек рождается в этот мир, для того чтобы изменять себя, для того чтобы приближать себя к Богу. Для этого и дана жизнь человеку, чтобы себя тянуть к Богу, хоть за уши, хоть как. Просто идти к Богу… Идет постоянное изменение, очищение человека. Если человек не изменяется, значит, он не с Богом, что бы ему там ни казалось. Если человек не меняет себя – в реальности он уходит от Бога.

– Как за эти годы, когда Вы пришли к вере, стали изменяться Ваши взгляды как ученого?

– Ирина Ивановна, я отвечу на этот вопрос нестандартно. Но без иронии. Я отвечу словами царя Соломона из книги Екклезиаста: «В большом знании и печаль великая. Умножаешь знание – умножаешь скорби». Знать человеку нужно, и чем больше – тем лучше, это понятно. Но все знание абсолютно ничто, если человек не идет к Богу. А чем ближе человек к Богу, тем меньше ему нужны научные знания. Все знание я стараюсь передавать студентам так, что оно имеет ценность, если они сами идут к Богу.

– Олег Павлович, кто из святых Вам наиболее близок? Кому Вы молитесь, от кого получаете помощь?

– Два моих святых Олега: князь Олег Рязанский и князь Олег Брянский. Еще я с очень большой любовью отношусь к святителю Григорию Паламе и к батюшке Серафиму Саровскому.

– А из современных духовных авторитетов кого бы Вы могли назвать?

– Да того, из чьих рук я принимал первое причастие, когда меня крестили: архимандрита Авеля (Македонова). Для меня он – святой человек. Я считаю, что, в общем-то, с его благословения и начался мой путь к Богу.

– Бывает, что, когда разговариваешь с людьми невоцерковленными, они, кивая на того или иного человека, иногда и священнослужителя, биография которого тянется из советского времени, говорят, что он лукавит и не мог так измениться…

– Так говорить может только человек духовно незрелый. Мои одноклассники мне тоже говорят об этом, но беззлобно. «Ты вроде был нормальным человеком, и вдруг тебя понесло к каким-то попам». Но тогда я им отвечаю: «Ребята, вы меня просто не понимаете». Когда человеку открывается духовная глубина, ему открывается иной мир. А если для человека иной мир закрыт, то он всё оценивает и все свои суждения выстраивает внутри того чувственного материального мира, в котором все мы здесь живем. И тогда с этим человеком разговаривать совершенно бесполезно – просто как на разных языках говорить. А если у человека есть хотя бы маленький духовный опыт, следовательно, для него духовный мир не является чем-то несуществующим, он хотя бы знает, что это есть, тогда можно выстраивать и систему доказательств.

– Олег Павлович, Вы счастливый человек? Вы считаете, что нашли то, что искали?

– Да, конечно. Чем чаще я бываю в монастыре, тем лучше моя жизнь. Но я счастливый человек еще и потому, что у меня любимая работа, на которой я всё успеваю. А что такое любимая работа? Это хобби, за которое еще и деньги платят.

Беседовала Ирина Евсина

См далееБиблия и Новый Завет

Комментарии
Что посмотреть с детьми. Любимые фильмы протоиерея Алексея Уминского
19 июля 2018 в 16:01

Протоиерей Алексей Уминский служит в храме Святой Троицы г. Москвы. Часто прихожане спрашивают, отец Алексей, посоветуйте посмотреть какое-нибудь умное кино вместе с детьми. Чтобы не глупые стрелялки, а со смыслом. Так священнику

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт