Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Для чего рождается человек
05 октября 2017 в 8:00

На Ученом совете в Рязанской православной духовной семинарии, предшествующем началу учебного года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил одному из ее преподавателей, секретарю Ученого совета, доценту, кандидату исторических наук Олегу Павловичу Мартынову орден святителя Макария, митрополита Московского, третьей степени «за труды на поприще духовного просвещения» и в честь 70-летнего юбилея.

Ныне один из ведущих, авторитетных преподавателей кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанской духовной семинарии, редактор журнала «Рязанский богословский вестник», он по окончании Иркутского института иностранных языков был освобожденным секретарем комитета комсомола, переводчиком в высоких партийных кругах. Крещение перевернуло всю его жизнь, а Церковь приобрела тонкого, умного религиозного философа, воспитавшего не один десяток молодых людей, в том числе священнослужителей.

– Олег Павлович, как получилось, что Ваш жизненный, профессиональный путь стал тесно связан со структурами Русской Православной Церкви?

– Можно сказать, что меня жизнь побила. Я ведь искренне верил в мировую победу светлого будущего всего человечества – коммунизма. Но когда мне довелось достаточно близко поработать (переводчиком) с представителями ЦК КПСС, ЦК комсомола и даже с человеком, который потом на несколько дней стал Президентом Советского Союза, то у меня произошло крушение этих иллюзий. Это был тяжелейший период. Если не коммунизм, то что?

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, работая в Институте развития образования, который прежде назывался Институтом усовершенствования учителей, я очень заинтересовался методологией теории деятельности и мышления и игротехникой. Обычно методология связывается с именем Георгия Петровича Щедровицкого, а я учился в авторской школе одного из талантливых учеников Г.П. Щедровицкого, Олега Сергеевича Онищенко, доктора психологических наук, профессора. И однажды в одной из сложных игр Олег Сергеевич нарисовал на доске лесенку – восхождение по степени сложности той или иной профессиональной деятельности. Третье место на этой лесенке занимал управленец, второе – педагог, а верхнюю ступеньку, естественно, занимал методолог. И, когда он нарисовал эту верхнюю ступенечку, которая как бы зависает в воздухе, ни к чему не прислонена, я задал ему вопрос: «Олег Сергеевич, а дальше что?». Он молча развел руки в стороны, потом поднял их вверх и глазами указал на небо: мол, ответ там, наверху, у меня его нет. Его ответ был для меня знаковым. Это был 1995 год, а в 1996 году я крестился. К этому уже всё меня подводило, а если уж самый большой методолог говорит, что ответ надо искать наверху… Я его и пошел искать туда, к тем, кто ближе к Богу.

– Значит, Вы пришли к Богу от ума, не через сердце?

– Да, от ума и от опыта.

– А как Ваша семья смотрела на это?

– Удивительно положительно. Жена с самого начала как-то поняла, что новое мое состояние действует на меня благотворно. Ведь тогда все грехи мои омылись Крещением.

После крещения (а я крестился в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово), тогдашний игумен Иосиф (Македонов), ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский, пригласил меня в братскую трапезную и сказал: «Теперь это Ваш духовный дом, приезжайте сюда почаще». Вот я и стал приезжать в этот монастырь чаще и чаще, и жена увидела, что я возвращаюсь оттуда несколько иным, таким «белым и пушистым». Ее это очень устраивает.

В монастырь я обычно приезжаю на рождественские каникулы, в летний длинный преподавательский отпуск, по выходным и на большие праздники.

– Что Вам это дает?

– Да всё дает! Что именно? Словами это трудно выразить. Это для меня духовная лечебница. Я там душу лечу. Я и возвращаюсь оттуда более светлым, более мягким, добрым и более работоспособным. Потому что, если дух собран, то тело и ум работают быстрее и продуктивнее. Жена очень быстро заметила это, и она мне и по сей день говорит порой, особенно когда я начинаю ворчать: «Что-то ты давно в монастыре не был. Не пора ли тебе?»

– Значит, человек может измениться в течение своей жизни? Вот Вы пришли к вере во взрослом возрасте, сознательном, зрелом. И Вы так сильно изменились.

– Я уже не стесняюсь показаться мракобесом или еще кем-то. Я просто говорю, что человек рождается в этот мир, для того чтобы изменять себя, для того чтобы приближать себя к Богу. Для этого и дана жизнь человеку, чтобы себя тянуть к Богу, хоть за уши, хоть как. Просто идти к Богу… Идет постоянное изменение, очищение человека. Если человек не изменяется, значит, он не с Богом, что бы ему там ни казалось. Если человек не меняет себя – в реальности он уходит от Бога.

– Как за эти годы, когда Вы пришли к вере, стали изменяться Ваши взгляды как ученого?

– Ирина Ивановна, я отвечу на этот вопрос нестандартно. Но без иронии. Я отвечу словами царя Соломона из книги Екклезиаста: «В большом знании и печаль великая. Умножаешь знание – умножаешь скорби». Знать человеку нужно, и чем больше – тем лучше, это понятно. Но все знание абсолютно ничто, если человек не идет к Богу. А чем ближе человек к Богу, тем меньше ему нужны научные знания. Все знание я стараюсь передавать студентам так, что оно имеет ценность, если они сами идут к Богу.

– Олег Павлович, кто из святых Вам наиболее близок? Кому Вы молитесь, от кого получаете помощь?

– Два моих святых Олега: князь Олег Рязанский и князь Олег Брянский. Еще я с очень большой любовью отношусь к святителю Григорию Паламе и к батюшке Серафиму Саровскому.

– А из современных духовных авторитетов кого бы Вы могли назвать?

– Да того, из чьих рук я принимал первое причастие, когда меня крестили: архимандрита Авеля (Македонова). Для меня он – святой человек. Я считаю, что, в общем-то, с его благословения и начался мой путь к Богу.

– Бывает, что, когда разговариваешь с людьми невоцерковленными, они, кивая на того или иного человека, иногда и священнослужителя, биография которого тянется из советского времени, говорят, что он лукавит и не мог так измениться…

– Так говорить может только человек духовно незрелый. Мои одноклассники мне тоже говорят об этом, но беззлобно. «Ты вроде был нормальным человеком, и вдруг тебя понесло к каким-то попам». Но тогда я им отвечаю: «Ребята, вы меня просто не понимаете». Когда человеку открывается духовная глубина, ему открывается иной мир. А если для человека иной мир закрыт, то он всё оценивает и все свои суждения выстраивает внутри того чувственного материального мира, в котором все мы здесь живем. И тогда с этим человеком разговаривать совершенно бесполезно – просто как на разных языках говорить. А если у человека есть хотя бы маленький духовный опыт, следовательно, для него духовный мир не является чем-то несуществующим, он хотя бы знает, что это есть, тогда можно выстраивать и систему доказательств.

– Олег Павлович, Вы счастливый человек? Вы считаете, что нашли то, что искали?

– Да, конечно. Чем чаще я бываю в монастыре, тем лучше моя жизнь. Но я счастливый человек еще и потому, что у меня любимая работа, на которой я всё успеваю. А что такое любимая работа? Это хобби, за которое еще и деньги платят.

Беседовала Ирина Евсина

См далееБиблия и Новый Завет

Комментарии
Можно ли спастись без старцев?
15 января 2018 в 14:09

В последнее время стало бытовать мнение, что настоящих старцев в России нет. Особенно после кончины архимандрита Кирилла (Павлова). Как теперь быть, как спасаться без старцев — таким вопросом задаются многие православны

Как можно перемолиться
14 января 2018 в 13:48

Наверное, многие читали историю из патерика о послушнике, который чересчур рьяно занялся постом и молитвой в своей келии, и войдя в глубокое прелестное состояние, вбежал в храм голый, и чуть не у

Чем парафиновые свечи отличаются от восковых
13 января 2018 в 13:19

В храмах можно встретить восковые и парафиновые свечи. При прочих равных восковые свечи предпочтительнее. Почему так, и как отличить одни от других — я расскажу ниже. Поделиться статьей с друзьями:   Натуральное

«Он родился мертвым, а умер живым». О митрополите Иоанне (Снычеве)
12 января 2018 в 11:20

О приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве), написано немало книг. И это неслучайно — владыка Иоанн в русской истории конца ХХ века являлся одной из самых значительных личностей. Его огромное значение опреде

Великие деяния святителя Макария, митрополита Московского
11 января 2018 в 13:34

12 января празднуется день памяти святителя Макария митрополита Московского (1482-1563 гг.), который был возведен на московскую кафедру при правлении малолетнего Иоанна Грозного. При возрастании Иоанна владыка оказывал на&nbs

Как перестать смотреть телевизор и начать жить
10 января 2018 в 11:30

14 лет назад я перестал смотреть телевизор (сейчас мне 32 года). Телевизор висит на кухне без надобности. В этой статье я поделюсь тем, что из этого вышло. Поделиться статьей с друзьями:  

Как провести святки
09 января 2018 в 10:48

Слово Святки — старославянское. Означает оно святые дни. В традиции православия они продолжаются от Христова Рождества до Господня Крещения (с 7 по 18 января). Святки считаются праздничными днями. Но для ве

Какой должна быть власть? «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского
09 января 2018 в 8:32

У нас в стране грядут выборы президента. Как правило православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же в

Как приготовить рождественское сочиво
04 января 2018 в 12:17

Сочельником называют день накануне Рождественского праздника. Слово «сочельник» означает сочиво — основное блюдо перед праздником Рождества. Сочиво (или кутья) готовится из пропаренных или вареных злаковых зерен,

19 декабря 2017 в 18:33

19 декабря мы празднуем день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно родился будущий святитель, Божий Угодик Николай примерно в 270 году в месте