– Митрополит Вениамин Федченков задал однажды вопрос св. прав. Иоанну Кронштадтскому: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» «Вера?» – переспросил он и на минуту задумался. Потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!» «А что это такое – жили в Церкви?» – спросил я. «Ну, – с некоторым удивлением от моего вопроса продолжал он, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни... Служил Литургию... Любил читать в храме богослужебные книги, минеи. Не Четьи-Минеи (Жития святых), хотя и те прекрасны! – а богослужебные минеи, стихиры, каноны... Вот! Я жил в Церкви!»
Подобным образом и наша воцерковлённость подразумевает, что мы приобщены к церковной жизни, участвуем в Таинствах, проникнуты Преданием Церкви, звучащим в богослужении, святоотеческих и прочих церковных книгах, питаем себя чтением Священного Писания, пытаемся исполнять заповеди Христовы... И, как всё это сводит воедино прп. Серафим Саровский, через названное выше и прочее подобное ищем стяжать благодать Святого Духа Божия.
– Батюшка, подскажите, в какие особенно строгие моменты Литургии в храме нельзя переходить с места на место? Когда всё-таки можно сесть, приложиться к иконе и поставить свечку?
– Если человек пришёл на всю службу, то зачем ему ходить по храму? Если опоздал, не успел приложиться до начала, лучше уж стоять и внимать службе. Мирен дух нам велено стяжать, а он не в беготне от иконы к иконе, а во внимании к службе. Если же у человека есть лишь 5 или 15 минут, чтобы поставить свечку и приложиться, а потом он вынужден торопиться куда-то по жизненной необходимости, он может подойти к иконе тогда, когда случится, но, разумеется, скромно и осторожно. Или, если ребёнок захотел в туалет – когда ему надо, тогда родители его и ведут. Если нужно сесть человеку по немощи или болезни – пусть сидит сколько нужно и когда нужно по состоянию. Прп. Пимен Великий свидетельствовал, что Отцы учили нас убивать страсти, а не тело; тело-то надо разумно беречь.
А «самые строгие» моменты службы известны – чтение Апостола и Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон, Причащение Святым Христовым Тайнам.
– Как научиться, глядя на людей, их не осуждать?
– Когда человек кого-то осуждает, он неизбежно рассматривает поступки человека. Но всё, что человек совершает, напитано тем или иным духом. А душа человеческая очень проста – что рассматривает, тем духом и пропитывается. Оттого после такого рассматривания у нас самих на душе делается темно, тягостно, душно. И потому и бывает, что, осудив, делаем так же – рассматривали чужой поступок, да и напитались соответствующим настроем и духом, а, напитавшись, из него и сами поступили. Так вот, если не хотим страдать, станем избегать пристального рассматривания плохих вещей и поступков.
– Стоит ли вставать на защиту Патриарха и Православной церкви в социальных сетях, когда пишут очень обидные вещи?
– Древние преподобные отцы Египетской пустыни говорили: «Если тебя не спрашивают, не начинай говорить». Так и здесь – если к нам обратились с этим, можем ответить, если только сумеем это сделать тактично и достойно. А если у нас возникает побуждение влезть в чужую беседу, то всё-таки возникает вопрос: а точно ли хорошо так поступать? Сомнительно. Но здесь возможны, так сказать, нюансы. В том числе такой: а услышит ли нас тот, к кому мы хотим обратиться? Может ли он вообще сейчас кого-то услышать?
– Может ли дедушка быть крестным своего внука?
– Да, может.
– Я совсем еще не знаю молитв, потому что только прихожу к вере. Можно молиться своими словами?
– Своими словами молиться можно и нужно. Но вот какое значение имеют молитвы чужими словами, т.е. по книжкам. Всё, что знаем и умеем, мы перенимали у других людей, учились у них. Так и здесь, когда мы читаем чужие молитвы, – а они ведь записаны за святыми, – мы входим в их опыт, именно он, их опыт там отображён. И, насколько можем, усваиваем его. Но во всём, что мы умеем, мы прилагаем и свой опыт, потому и своими словами тоже к Богу и святым обращаемся. И, поскольку мы всю жизнь учимся (даже Пресвятая Богородица любила учиться чему-то хорошему, умела слушать собеседника, что уж говорить о прочих людях), непрестанно к чужим текстам и обращаемся, всё новое там находя.
– Боюсь показать в школе, что я верю в Бога, потому что мои друзья считают это все ерундой. Я не хочу остаться один. Как мне быть?
Не нужно веру свою афишировать, размахивать ей, как флагом. Потому что в случае афиширования и «размахивания» веры в нас как раз и недостаёт. А вера сама должна говорить в наших поступках, словах и всём нашем настрое. Тогда, если станет известно друзьям о нашей вере, это не будет для окружающих нас ерундой и чем-то позорным, а наоборот, заставит задуматься. А как говорит вера? Она предполагает, что мы помним о Боге, что Он близко, что Он и видит всё, и помогает. А значит, мы живём внимательно, не поступаем, как попало, не говорим, что придётся, не культивируем сорных мыслей и чувств. Тогда и окружающим с нами хорошо, потому что мы бережно и внимательно к ним относимся. Тогда человек является носителем мирного духа.
– При входе в храм часто, особенно по праздникам, стоит много цыган, просящих милостыню очень назойливо. Как к ним относиться?
Все мы люди, даже если не умеем себя вести и назойливо пристаём к кому-то. Например, пристаём к Богу со своими просьбами, продолжая непрестанно грешить при этом. И всех нас бывает жалко. И Господь нас щадит и подаёт милостыню. Но Отцы всё-таки сказали (например, прпп. Арсений Великий, Варсануфий Великий), что милостыню стоит подавать по мере возможности.
Написать комментарий
Подпишитесь на публикации!
В каждом письме — интересные новинки и лучшие публикации.
Приглашаем вас также подписаться на наш
Яндекс.Дзен канал.
1 место
Протоиерей Александр Торик
«Флавиан. Палата»
Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий.
2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем.
Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на
сайте Зёрна.