Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Что значит быть воцерковлённым
12 октября 2015 в 0:00

 Отвечает игумен Паисий (Савосин)

– Что значит быть воцерковлённым человеком?

– Митрополит Вениамин Федченков задал однажды вопрос св. прав. Иоанну Кронштадтскому: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» «Вера?» – переспросил он и на минуту задумался. Потом с твёрдой ясностью ответил: «Я жил в Церкви!» «А что это такое – жили в Церкви?» – спросил я. «Ну, – с некоторым удивлением от моего вопроса продолжал он, – что значит жить в Церкви? Я всегда пребывал в церковной жизни... Служил Литургию... Любил читать в храме богослужебные книги, минеи. Не Четьи-Минеи (Жития святых), хотя и те прекрасны! – а богослужебные минеи, стихиры, каноны... Вот! Я жил в Церкви!»

Подобным образом и наша воцерковлённость подразумевает, что мы приобщены к церковной жизни, участвуем в Таинствах, проникнуты Преданием Церкви, звучащим в богослужении, святоотеческих и прочих церковных книгах, питаем себя чтением Священного Писания, пытаемся исполнять заповеди Христовы... И, как всё это сводит воедино прп. Серафим Саровский, через названное выше и прочее подобное ищем стяжать благодать Святого Духа Божия.

– Батюшка, подскажите, в какие особенно строгие моменты Литургии в храме нельзя переходить с места на место? Когда всё-таки можно сесть, приложиться к иконе и поставить свечку?

– Если человек пришёл на всю службу, то зачем ему ходить по храму? Если опоздал, не успел приложиться до начала, лучше уж стоять и внимать службе. Мирен дух нам велено стяжать, а он не в беготне от иконы к иконе, а во внимании к службе. Если же у человека есть лишь 5 или 15 минут, чтобы поставить свечку и приложиться, а потом он вынужден торопиться куда-то по жизненной необходимости, он может подойти к иконе тогда, когда случится, но, разумеется, скромно и осторожно. Или, если ребёнок захотел в туалет – когда ему надо, тогда родители его и ведут. Если нужно сесть человеку по немощи или болезни – пусть сидит сколько нужно и когда нужно по состоянию. Прп. Пимен Великий свидетельствовал, что Отцы учили нас убивать страсти, а не тело; тело-то надо разумно беречь.

А «самые строгие» моменты службы известны – чтение Апостола и Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон, Причащение Святым Христовым Тайнам.

– Как научиться, глядя на людей, их не осуждать?

– Когда человек кого-то осуждает, он неизбежно рассматривает поступки человека. Но всё, что человек совершает, напитано тем или иным духом. А душа человеческая очень проста – что рассматривает, тем духом и пропитывается. Оттого после такого рассматривания у нас самих на душе делается темно, тягостно, душно. И потому и бывает, что, осудив, делаем так же – рассматривали чужой поступок, да и напитались соответствующим настроем и духом, а, напитавшись, из него и сами поступили. Так вот, если не хотим страдать, станем избегать пристального рассматривания плохих вещей и поступков.

– Стоит ли вставать на защиту Патриарха и Православной церкви в социальных сетях, когда пишут очень обидные вещи?

– Древние преподобные отцы Египетской пустыни говорили: «Если тебя не спрашивают, не начинай говорить». Так и здесь – если к нам обратились с этим, можем ответить, если только сумеем это сделать тактично и достойно. А если у нас возникает побуждение влезть в чужую беседу, то всё-таки возникает вопрос: а точно ли хорошо так поступать? Сомнительно. Но здесь возможны, так сказать, нюансы. В том числе такой: а услышит ли нас тот, к кому мы хотим обратиться? Может ли он вообще сейчас кого-то услышать?

– Может ли дедушка быть крестным своего внука?

– Да, может.

– Я совсем еще не знаю молитв, потому что только прихожу к вере. Можно молиться своими словами?

– Своими словами молиться можно и нужно. Но вот какое значение имеют молитвы чужими словами, т.е. по книжкам. Всё, что знаем и умеем, мы перенимали у других людей, учились у них. Так и здесь, когда мы читаем чужие молитвы, – а они ведь записаны за святыми, – мы входим в их опыт, именно он, их опыт там отображён. И, насколько можем, усваиваем его. Но во всём, что мы умеем, мы прилагаем и свой опыт, потому и своими словами тоже к Богу и святым обращаемся. И, поскольку мы всю жизнь учимся (даже Пресвятая Богородица любила учиться чему-то хорошему, умела слушать собеседника, что уж говорить о прочих людях), непрестанно к чужим текстам и обращаемся, всё новое там находя.

– Боюсь показать в школе, что я верю в Бога, потому что мои друзья считают это все ерундой. Я не хочу остаться один. Как мне быть?

Не нужно веру свою афишировать, размахивать ей, как флагом. Потому что в случае афиширования и «размахивания» веры в нас как раз и недостаёт. А вера сама должна говорить в наших поступках, словах и всём нашем настрое. Тогда, если станет известно друзьям о нашей вере, это не будет для окружающих нас ерундой и чем-то позорным, а наоборот, заставит задуматься. А как говорит вера? Она предполагает, что мы помним о Боге, что Он близко, что Он и видит всё, и помогает. А значит, мы живём внимательно, не поступаем, как попало, не говорим, что придётся, не культивируем сорных мыслей и чувств. Тогда и окружающим с нами хорошо, потому что мы бережно и внимательно к ним относимся. Тогда человек является носителем мирного духа.

– При входе в храм часто, особенно по праздникам, стоит много цыган, просящих милостыню очень назойливо. Как к ним относиться?

Все мы люди, даже если не умеем себя вести и назойливо пристаём к кому-то. Например, пристаём к Богу со своими просьбами, продолжая непрестанно грешить при этом. И всех нас бывает жалко. И Господь нас щадит и подаёт милостыню. Но Отцы всё-таки сказали (например, прпп. Арсений Великий, Варсануфий Великий), что милостыню стоит подавать по мере возможности.

 

Комментарии
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду