Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Белый цветок России
30 мая 2017 в 8:00

7 июня – 135 лет со дня рождения Царицы-мученицы Александры Федоровны. В связи мы публикуем  материал Ксении Маслеевой «Белый цветок». " Главное в жизни Императрицы Александры Федоровны – ее любовь к Богу и ближнему. Искренняя вера в Бога и доверие Ему образовали в Государыне ту духовность, которая воссияла во всех ее делах: и как царицы православной державы, и как христианской матери и супруги.

Будущая российская Императрица родилась 7 июня 1872 г. в Дармштадте на юго-западе Германии в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и английской принцессы Алисы. Она была шестым ребёнком. В семье девочку звали Аликс, а за весёлый, добрый нрав называли "солнышком".

Родители Аликс отличались щедрой благотворительностью, это же качество воспитывалось и в детях. К величайшему горю, мать умерла от дифтерии, ухаживая за больными детьми, когда Аликс было всего 6 лет. И с этого времени девочка стала смотреть на все происходящее серьезно, рано познав всю хрупкость земного существования.

Впервые Аликс увидела будущего супруга – цесаревича Николая Александровича – в 1884 году, на свадьбе старшей сестры Эллы (Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны). Цесаревич Николай и принцесса Аликс переписывались много лет. И в 1894 г. Августейшие родители дали своё благословение на их брак. Но чтобы стать женой правящего монарха России, принцессе необходимо было принять православное вероисповедание, отказавшись от лютеранства. Ей нелегко было это сделать, и внутренние духовные поиски истины заняли у неё несколько лет, но все-таки она всей душой, глубоко и искренне приняла Православие.

Царь и Царица были счастливы и как супруги, и как родители. На двадцатилетие брака своей венценосной супруге Государь Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь. Это было следствием того, что в основе их брака было целомудрие, т.е. мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями.

Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они его возделывали. Царица Александра писала: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...»; «Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

Образованием своих детей Императрица занималась лично сама почти по всем предметам, кроме узкоспециальных. Государыня утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

Святой чете это удалось – они вырастили прекрасных детей. Яркой деталью благотворного воспитания, например, является то, насколько глубоким было единение царевен, которые нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен – ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия).

Вечера часто проводились «в семье». Они заполнялись музыкой, беседами, рукоделием и чтением. Если Император мог к ним присоединиться, то он читал вслух, отдавая предпочтение истории, русской литературе, поэзии или евангельским текстам. В такие вечера дети впитывали ту духовную любовь, которая помогла семье сплотиться во всех трудностях и в дальнейшем взойти на Голгофу всем вместе, когда никто не дрогнул, никто не предал.

Александра Федоровна приучила детей вести дневник и писать письма, лишь только они начинали постигать азы грамотности. Это было одним из непременных элементов воспитания. Таким путем они должны были учиться связно излагать свои мысли и впечатления. Любимой темой для разговоров с дочерьми были молитва и различные выражения отношения человека к Богу.

Благотворительная деятельность была также тем, чему Императрица отдавала себя с присущей ей самоотверженностью, помимо узкого круга семьи и друзей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Она была очень чутка и отзывчива на чужое горе: при малейшей возможности она посещала больных сама, а если не могла это сделать, писала теплые, утешительные письма, посылала любимые книги и цветы. Она выделяла деньги на нужды благотворительности, урезая свои собственные расходы. Часто Государыня передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближённых, стараясь сохранить всё в тайне. Александра Федоровна учреждала работные дома, школы для сиделок, ортопедические клиники, "Дома материнства", "Школы народного искусства", дома для рабочих, приюты, госпитали, осуществляла поддержку семей как погибших, так и сражавшихся на полях брани, и многое другое.

Одна из наиболее ярких страниц в истории благотворительности, оказываемой Государыней, – благотворительные базары. Особое внимание было обращено на борьбу с туберкулезом. Средства, вырученные с базаров, шли на лечение бедных туберкулезных больных. Каждый год устраивался народный «Туберкулезный день». Проводили его очень широко, по всей стране. В Петербурге он получил название «Дня Белого цветка» и первый раз был устроен в 1911 г. День Белого цветка вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырех раз в год.

Когда началась Первая мировая война, Александра Федоровна поступила так, как подсказало ей ее любящее христианское сердце: пошла служить России, которая вступила в период тяжелых испытаний. Она стала работать сестрой милосердия в госпитале, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Царица поступила как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми.

Выучившись на сестер милосердия, Царица вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной ежедневно по многу часов проводили в госпиталях. Они ухаживали за ранеными, сидели возле умирающих, страдальцев, утешая их. Государыня и Татьяна работали также и хирургическими сестрами. Несложно представить себе их мужество, выдержку и огромную христианскую любовь.

После свержения Государя Николая II с престола в 1917 г., Александра Федоровна явилась для своего супруга и для всей семьи твердой духовной опорой и поддержкой в тяжелых испытаниях. Позже, находясь в ссылке, предчувствуя скорую казнь, она в письме к Анне Вырубовой подводила итоги своей жизни: «…чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».

Как истинная мать своего народа, Государыня не покинула Россию, хотя имела такую возможность. Она осталась вместе со своим венценосным супругом и детьми, чтобы разделить все тяготы вместе со своей страной, которую они горячо любили. Царица писала из тобольской ссылки: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России… как хочется с любимым больным человеком все разделить, …так и с Родиной».

Привыкшая делать людям добро, Царица и в ссылке старалась не упустить ни малейшую возможность. Больная, изнемогшая от испытаний, Александра Федоровна в преддверии Рождества Христова для своих тюремщиков сделала елку, трапезу и подарила каждому из двадцати по Евангелию с закладками, которые сама изготовила и разрисовала.

Государыня жила принципом, что «только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Духоносный старец протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Царица была великая молитвенница, и ее прошения Господь слышал и благословлял. Своей молитвой Императрица спасала очень многих, вымаливала от смерти… Она чувствовала чужую боль... Императрица была самой великой русской царицей».

Для всех Государыня Александра Федоровна находила место в своем любящем сердце: для мужа она была любимой и верной помощницей и опорой в жизни; для детей – заботливой матерью; для страдающих, раненых, скорбящих – утешительницей и сестрой милосердия; для России – Царицей и матерью народа.

Для всех женщин Царица Александра – образец женственности, чистоты; супруги и матери. К ней часто обращаются с просьбами о замужестве, о зачатии, о помощи в родах, в воспитании детей, во всех женских скорбях и нуждах. И она помогает".

Ксения МАСЛЕЕВА

См. далее: Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России. Воспоминания фрейлины в трех книгах

Комментарии
Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду