Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Бабушкина арифметика

08.08.2014, 0:00

 

 

В последние годы учителя и психологи отмечают, что многие дети уже к концу первого класса, а то и раньше, не проявляют интереса к учению. А многие даже не хотят ходить в школу. Но что же изменилось в школе? Почему еще не так давно, лет 40-50 назад такой проблемы не было? И знания, которые получали в 60-70-е годы, были намного прочнее?

 

1. ОПЕРАЦИИ ПАЛОЧКАМИ

Два года назад я узнала о программе «Русская классическая школа», которая является «ретропрограммой», так как именно по ней учились бабушки и мамы современных школьников. И вот я держу два учебника по математике, а точнее, арифметике за 1 и 4 класс авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляка. Листая эти учебники, вспоминаешь свою начальную школу, и огромный интерес к самому мною любимому предмету – математике – «царице всех наук». В чем же загадка этих учебников? Теперь я могу их проанализировать как психолог.

Сразу вспоминается возрастная психология. Мышление у детей к моменту обучения в школе носит наглядно-образный, а у многих и наглядно-действенный характер. И вот с первых страниц «Арифметики» идет опора именно на эти формы мыслительных процессов. Предлагается оперировать предметами (палочками, кружками, квадратами и др.), даже используются счеты.

Все картинки из повседневной жизни подобраны таким образом, что их можно использовать для составления задач. На протяжении всего 1 класса дети постепенно усваивают новое, вырабатывают навыки счета на простых жизненных примерах. Нет ощущения перегруженности лишней информацией. Теории нет вообще. Но, решая примеры и задачи (которых очень много), ребята учатся мыслить логически, используется много схем. Тем самым развивается словесно-логическое мышление. Даже введение умножения в конце 1 класса не производит ощущение перегруженности, так как вытекает из предыдущего материала очень логично, и ребенок понимает, что оно сильно упрощает решение многих задач. Тем самым поддерживается постоянный интерес к предмету. Особенно обращают на себя внимание задачи, которые поддерживают межпредметные связи (об их развитии много говорится в нынешних ФГОСах). Например, «Зимой корова давала в день 9 л. молока, а весной стала давать на 3 л больше. Сколько литров молока давала корова в день весной?» Интересно, а современные дети (особенно городские) знают о том, что корова зимой дает молока меньше?

 

 

СЕРЬЕЗНЫЕ И НЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

В «Арифметике» за 4 класс также можно найти такие примеры. «Расстояние по железной дороге от Москвы до Екатеринбурга – 1822 км, от Екатеринбурга до Новосибирска – 1359 км, от Новосибирска до Иркутска – 1851 км и от Иркутска до Владивостока – на 931 км больше, чем от Екатеринбурга до Иркутска. Сколько километров от Москвы до Владивостока? Найдите на карте эти города». Весь теоретический материал (правила, законы) в полном объеме представлен в 4 классе, но он очень просто сформулирован.

Некоторые задачи ставят серьезные проблемы, и решив их, становится понятно, почему необходимо внимательно относиться к природе. Вот, например: «В городе 1000000 автомобилей. Каждый автомобиль в день поглощает примерно 11 кг кислорода. Сколько гектаров леса восполнят кислород, поглощенный всеми автомобилями города за день, если 1 га леса в день выделяет примерно 200 кг кислорода?» Решив эту задачу, уже не нужно будет убеждать детей в необходимости посадки деревьев и бережного к ним обращения. То есть, задание еще имеет своей целью и воспитание.

Многие задачи можно использовать для решения бытовых проблем. Вот задача для устного счета: «Когда пекут оладьи, то на каждые 500 г муки берут 2 яйца, 2 кружки молока, стакан сахара, 3 ложки масла и пол-ложки соли. Сколько нужно взять каждого из этих продуктов, чтобы испечь оладьи из 2 кг муки?» Дети научатся не просто рассчитывать количество ингредиентов блюда, но и узнают его рецепт.

Все задания одного урока построены таким образом, что происходит постоянная смена деятельности. А это также способствует поддержанию высокой мотивации в течение всего урока, и поможет привить любовь детей к самому предмету. А именно этого так не хватает современным детям. К сожалению, не знакома с учебниками по другим предметам, но уже можно предположить, что они не менее интересны. Приходит на ум лишь народная мудрость, что новое – это хорошо забытое старое. Я думаю, что пришло время прекратить эксперимент над нашими детьми, и наконец-то вспомнить нашу самую лучшую в мире русскую классическую школу.

Наталья ЛАРИНА, преподаватель математики, психолог

 

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.