Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Духовный мед игуменьи Варвары
11 сентября 2015 в 0:00

 В день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в день первого августовского Спаса отошла ко Господу на 84 году жизни первая настоятельница монастыря Рождества Богородицы в Солотче игуменья Варвара (Самарина).

Матушка Варвара всю свою жизнь тяжело трудилась сначала на земле-матушке, а потом на ниве духовной. И самый главный ее клад, мед духовный – возрожденный Солотчинский монастырь. В этой древней обители рязанской земли, основанной в 1390 году князем Олегом Рязанским, покоятся его мощи. При Олеге Рязанском монастырь, возводимый и украшаемый на средства рязанского князя, был процветающим духовным центром, где князь в конце своей жизни и принял монашеский постриг с именем Иоаким.

В 1994 году, после долгого разорения в годы советской власти, монастырь вновь стал возрождаться. Митрополит Симон (Новиков), тогда управляющий Рязанской епархии, благословил монахиню Варвару, старосту храма Рождества Христова в г.Михайлове, стать его первой насельницей, а в 1995 году возвел ее в сан игуменьи.

Лидия Александровна, так звали в миру матушку Варвару, родилась 28 ноября 1931 года в крестьянской семье в Подмосковье. Маму ее звали Татьяна, папу – Иван. Уже в 14 лет, после окончания 7 классов, Лида начала работать в совхозе. Когда семья переехала в село Пушкари, ее поставили учетчицей в совхозе «Михайловский». Тяжело жили тогда: лебеду, крапиву ели, но трудились в полную силу. Лиду всегда уважали односельчане за умение хорошо и добросовестно делать любую работу, за жизнелюбивый, приветливый нрав. Она могла объединить вокруг себя людей, всегда всем помогала.

Рассказывает архимандрит Андрей (Крехов), наместник Свято-Троицкого монастыря в Рязани: «Промыслом Божьим после семинарии и, еще учась в академии, я оказался в храме села Малинки Михайловского района, который меня благословил восстанавливать митрополит Симон. Выхожу из автобуса и спрашиваю у бабушки: «А где же храм?» – «Вон он», – отвечает и показывает на развалины: купола валяются, вся крыша в тополях, ни окон, ни дверей, кирпич сыпется со сводов. В душе все так и упало. Но благословение есть, надо восстанавливать. Варвара, тогда ее звали Лидией Александровной, начала нам помогать. Тогда она, староста храма, стояла за свечным ящиком в обычной одежде. Ее все уважали: и верующие, и неверующие. Она знала, к кому обратиться за помощью и всем помогала».

До 48 лет матушка работала в совхозе, а потом пекла просфоры, несла послушание за свечным ящиком, была старостой Христорождественского михайловского храма, который никогда не закрывался. Иноческий постриг с именем Варвара она приняла от рук архимандрита Авеля (Македонова) 10 декабря 1989 года, а 19 августа 1990 года он же постриг ее в монахини, оставив прежнее имя. Когда матушка уже была старшей сестрой в Солотчинском монастыре, в 1995 году архиепископ Рязанский и Касимовский Симон возвел ее в сан игуменьи.

В детстве матушка была шустрая, боевая и всегда, как она себя помнит, верила в Бога. Рассказывает Наталья Мендельштам: «С игуменьей Варварой я познакомилась в последние годы ее жизни. Матушка помогала моей семье обосноваться на рязанской земле, и мы как-то с ней очень сблизились. Она часто рассказывала о своем детстве, о своей маме, бабушке Дарье, которая в Пушкарях воспитывала ее в вере. Когда в школе плохо говорили о Боге, она просто уходила с урока. Матушка была учетчицей, но часто выполняла работу агронома. Все у нее получалось ловко и споро, что вызывало у всех уважение. Она так себя вела, что люди не смели при ней ничего плохого говорить ни о Боге, ни попрекать ее верой. Смолоду она ходила с бабушками в церковь, а ей советовали: «Дело молодое. Лучше бы в театр пошла». Матушка рассказывала, что не хотела быть игуменьей в монастыре, два раза отказывалась. Тогда владыка Симон ей сказал: «Ты будешь отвечать перед Господом». Ради страха Божьего она согласилась».

Первые годы в монастыре были очень тяжелые. Не было келий для сестер, отопления. Матушке приходилось спать в одежде и в валенках». В 90-е годы прошлого века страна жила тяжело. Но постепенно по молитвам игуменьи и сестер у монастыря появились помощники, благодетели. Сестрам приходилось много трудиться, и матушка Варвара показывала пример.

«Она сама к себе очень строгая была», – рассказывает про игуменью Варвару игуменья Анна (Сычугова), настоятельница Казанского женского монастыря в Рязани, прежде – насельница Солотчинской обители. Считала – «как это послушание не выполнить?» И нас она научила послушанию. Могли нас разбудить ночью, когда нужно было что-то срочно сделать. Многому непривычному для городских жителей мы здесь научились. Я очень благодарна матушке за то, что прошла такую школу послушания. Бывало всякое, много разных ситуаций, сложностей, искушений. Она, если даже погорячится, отходчива была, всегда милостью покроет, не было памятозлобия. Эти качества к ней людей привлекали. Приезжали люди в монастырь отовсюду, очень ценили ее доброту душевную.

После смерти мамы мы с отцом из Киева приехали в Солотчу. Отца матушка приняла в монастырь на послушание, а меня – в монастырь. Она сказала мне, что мамой у меня теперь будет Матерь Божья. Она очень любила икону «Отрада и утешение» и нам привила любовь к этой иконе».

Годы трудов и молитвы игуменьи Варвары и сестер принесли видимые плоды. При матушке был отреставрирован собор Рождества Пресвятой Богородицы, много монастырских построек, кельи для сестер, появилось свое хозяйство, коровы, куры. На подворьях монастыря было возведено три храма, четыре часовни. Но главное – что трудами и молитвами игуменьи Варвары была выстроена сестринская община монастыря, из которой уже вышли три игуменьи: игуменья Анна, игуменья Иустина (Свиряева), настоятельница Милостиво-Богородицкого монастыря в районном центре Кадом и нынешняя настоятельница монастыря, игуменья Анимаиса (Данилова).

Матушка Иустина рассказывала, что часто вспоминает игуменью Варвару, когда возникают какие-то сложные ситуации, как она себя вела, что делала, и, чем больше отдаляется время, когда она сама жила рядом с ней и была ее келейницей, тем больше ценит ее мудрость.

А игуменья Анимаиса до самого конца блаженной кончины матушки Варвары была рядом с ней, поражалась терпению и смирению, с каким она переносила тяжелую болезнь и просила ее советов по многим вопросам устроения монастырской жизни.

«Матушка Варвара всегда говорила, чтобы мы жили мирно, не ругались, не спорили, тогда и на душе будет мирно, и монастырь будет процветать. Молитвенные правила, которые ввела матушка, я не меняла, традиции монастыря поддерживаются, как при матушке. Она очень любила Матерь Божью, так мы начинаем день с акафиста Божьей Матери и заканчиваем крестным ходом с Ее иконой и пением «Богородице, дево, радуйся».

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара. Она знала о своем смертном часе и мирно отошла ко Господу утром 14 августа. На ее отпевании, которое возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин в Солотчинском монастыре, было много ее духовных чад, которым она передала любовь к Богу. «Это был человек Церкви, жизнь ее заключалась в том, чтобы сделать дело благое для храма Божьего, и она, пока были силы, делала все возможное для блага Церкви, для спасения православных людей», – сказал владыка об игуменье Варваре в своем прощальном слове.

Похоронена матушка за алтарем Рождество-Богородицкого монастыря.

Ирина ЕВСИНА

Комментарии
Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
15 июня 2018 в 16:18

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек. Наши матери и отцы жили во

Как избавиться от интернет-зависимости. Советы психологов
11 июня 2018 в 11:30

Иногда я ловлю себя на мысли, что сижу в интернете абсолютно бесцельно. Прокручиваю ленту, обновляю страницу и не понимаю, что я вообще сейчас делаю, чем занимаюсь? Мне неинтересно, но я все равно про