Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Слово для мух и слово для пчел
24 июня 2016 в 0:00

 Вопрос, которым неминуемо задается любой говорящий, а тем паче пишущий священник: как его слушают, как читают? Ведь если говорит он или пишет всерьез, если его цель — словом своим послужить спасению ближних, то как же не переживать о том, приносит ли это служение плод, или же нет в нем ровным счетом никакого смысла!

 
Приходской священник, который и проповеди произносит, и исповедь принимает, и во внебогослужебное время с прихожанами общается, может делать в этом отношении выводы, основываясь на реальности, на том, что он видит и слышит. Эта реальность не всегда одинаково утешительна, спору нет, но вполне объективна. Ее, что называется, руками можно пощупать.
 
А вот со словом письменным все чуть сложнее.
 
С одной стороны, пишущему, как правило, гораздо сложнее проследить за тем, каков в целом практический результат его творчества: большая часть читательской аудитории — все же незнакомые ему лично люди. С другой, если говорить о текстах, в том числе и о тех, авторами которых являются пастыри, то они чаще всего рано или поздно попадают в интернет. А там — комментирование, обсуждение на различных форумах и, следовательно, возможность понять, как текст принят, какова читательская реакция на него. Это, безусловно, еще не свидетельство о том, в чьей душе и жизни и какую именно перемену слово произвело (и произвело ли вообще), это — обратная связь с читателем, шанс «почувствовать» его.
 
И слава Богу, что эта связь есть.
 
Но вот, что очень быстро замечаешь, когда на нее «выходишь»: комментарии по преимуществу делятся на два типа. Это либо благодарность за труд и полученную от чтения радость (пользу), либо выражение несогласия с написанным, критика. Первое в принципе должно быть приятно, второе — полезно.
 
Однако приятность под вопросом, потому как не знаешь наверняка, не сиюминутно ли испытываемое человеком воодушевление. Да и обременительна на самом деле похвала для того, кто хоть чуть-чуть пытается внимать себе. Хоть немного...
 
И полезность также сомнительна. Потому что, конечно, критика, она смиряет, но... Но очень жалко, что нередко она оказывается совершенно неконструктивной.
 
О чем я? О том, что то и дело приходится видеть, как написанное и опубликованное кем-то изобличается в «спорности», «противоречивости», «несоответствии», в «непонятности» и т. д. и т. п.
 
Иногда, когда с чем-то подобным сталкиваешься сам как автор, то радуешься: вот, подсказали что-то, чего ты не заметил, указали на то, что ты просмотрел. Но бывает и совсем по-другому. Ты видишь, что налицо некое повторение истории о Ходже Насреддине, его сыне и ослике (помните: кому из них на ком ехать; какой бы вариант не избирался, а все находились недовольные). Разные люди обвиняют один и тот же текст (и автора вместе с ним) в заведомо несовместимых грехах: в «чрезмерном ригоризме, консерватизме» и тут же — в «либерализме». В «неоправданном усложнении» и «неуместном упрощении». В «шаблонности» и «оригинальничаньи». Причем, разумеется, происходит это со статьями самых различных авторов в священном сане, исключения тут крайне редки.
 
И нет тут, в общем-то, ничего странного и необъяснимого. И не потому, что большая часть того, что пишется, пишется абы как. Пишется как раз чаще вполне кондиционно. Просто далеко не всегда избирается верный подход к прочтению. Если задаться целью что-либо оспорить, опровергнуть, то разве это что-либо «устоит»? Сколько находилось и находится людей, которые на протяжении почти 2000 лет находят «противоречия» в Евангелии, объясняют, почему «его нельзя понимать буквально», по какой причине «большинство заповедей неисполнимо»! Что уж мудреного в том, чтобы пастыря, решившего поделиться с народом своим опытом, «разобрать по косточкам»?
 
Вот только... Только принесет ли это кому-то пользу? Пастырю — может быть: если смирится, потерпит, но и трудов своих не бросит. Читающим — вряд ли.
 
А ведь возможен и принципиально иной подход. Постараться понять: что хотел тебе автор сказать? Что стоит за тем или иным его утверждением? Что можешь ты извлечь для себя из прочитанного, какую получить пользу?
 
Хотя это, вне всякого сомнения, зависит от устроения читающего, от состояния его сердца, от того, чего он на самом деле хочет: послушать или поспорить, что-то новое открыть или себя показать.
 
Ну, и от того, кем он является, по меткому выражению старца Паисия — пчелой или мухой. Это и определяет все. В данном случае — что видит человек, смотрящий в книгу, компьютерный монитор или даже слушающий живого проповедника или оратора.
 
Это, упаси Господь, не обида на кого-то и не критика. Это, скорее, просто указание на то, как найти ключ к уразумению читаемого, к обретению от него пользы. Потому что, еще раз повторюсь: священнику так хочется, предлагая людям рожденное жизнью и опытом слово, знать, что кому-то оно и правда поможет, по крайней мере, услышано и понято будет...
 
Игумен Нектарий (Морозов)
 
Источник: «Православие.Ru»
 
Комментарии
Рецензия на книгу «Под кровом Всевышнего» Н. Н. Соколовой
21 февраля 2017 в 11:35

Книга Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего» выдержала в России уже три издания. Ее автор — представительница известной православной семьи, женщина с необычной судьбой, скончавшаяся совсем недавно — в 2014 году. О

«Разорвать тишину». Рецензия на книгу Николая Гаврилова.
21 февраля 2017 в 8:00

Бывает чтение развлекательное, бывает познавательное, бывает интеллектуальное. Разное бывает чтение. Книга Николая Гаврилова «Разорвать тишину» это чтение в целом не позитивное, но необходимое для духовной встряски. Основой сюже

Как выбрать венчальную икону в подарок
20 февраля 2017 в 12:40

Венчальные иконы (Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица) занимают особенно почетное место в православных семьях, олицетворяя духовное единство супругов. Само же венчание представляет собой церковное таинство, благословляющее союз мужч

Писатель Эдуард Успенский о проблемах детской литературы
20 февраля 2017 в 8:00

В российском читательском обществе на сегодня широко обсуждается предложение главы Министерства образования Ольги Васильевой о создании перечня детских книг для начиная с детского сада. Васильева предложила вернуться к традиционной детской

Горное Мумиё. Раскрывая тайну природного лекарства
18 февраля 2017 в 12:25

Мумиё (греч. — «исцеляющее и сохраняющее организм») — это биогенный горный бальзам, уникальное лечебное средство, добываемое в пещерах с древности и до наших дней.   «Слёзы гор» Все народы В

Зеленые целители. Целебные свойства тимьяна, липы, калины, мяты и ромашки
17 февраля 2017 в 14:05

Вы никогда не задумывались, почему так заполнены наши аптеки? Повальная армия больных спешит вылечиться от всех болезней, приняв очередную порцию таблеток, даже не задумываясь о возможных последствиях. Причин этому можно найти много. Соглас

«Несвятые святые». Рецензия на самую популярную православную книгу последних лет
16 февраля 2017 в 15:35

Книгу наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона Шевкунова, впервые вышедшую в 2011 году, сегодня называют самым известным Православным бестселлером России. В 2012 году произведение стало лауреатом премий «Больша

Религиозные чувства верующих надо защищать
16 февраля 2017 в 8:00

Религиозные чувства верующих надо защищать – так считает известный политический деятель, бывший главный прокурор Крыма, а ныне заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопа

«Моя жизнь со старцем Иосифом». О самой популярной книге про Афон
15 февраля 2017 в 15:15

Книга «Моя жизнь со старцем Иосифом» является настоящим душеполезным сокровищем для христианина. Впервые издана эта работа была в Греции в 2008 году под названием «Мой старец Иосиф, Исихаст и Пещерник» и с того момен

Что такое кумранские рукописи?
15 февраля 2017 в 8:00

Недавно весь мир облетела сенсационная весть - в Израиле, в окрестностях знаменитого по Библии Мертвого моря найдена пещера, пол которой был просто усеян разными обломками древних глиняных кувшинов, а в них когда-то хранились бесценные кумр