Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Слово для мух и слово для пчел
24 июня 2016 в 0:00

 Вопрос, которым неминуемо задается любой говорящий, а тем паче пишущий священник: как его слушают, как читают? Ведь если говорит он или пишет всерьез, если его цель — словом своим послужить спасению ближних, то как же не переживать о том, приносит ли это служение плод, или же нет в нем ровным счетом никакого смысла!

 
Приходской священник, который и проповеди произносит, и исповедь принимает, и во внебогослужебное время с прихожанами общается, может делать в этом отношении выводы, основываясь на реальности, на том, что он видит и слышит. Эта реальность не всегда одинаково утешительна, спору нет, но вполне объективна. Ее, что называется, руками можно пощупать.
 
А вот со словом письменным все чуть сложнее.
 
С одной стороны, пишущему, как правило, гораздо сложнее проследить за тем, каков в целом практический результат его творчества: большая часть читательской аудитории — все же незнакомые ему лично люди. С другой, если говорить о текстах, в том числе и о тех, авторами которых являются пастыри, то они чаще всего рано или поздно попадают в интернет. А там — комментирование, обсуждение на различных форумах и, следовательно, возможность понять, как текст принят, какова читательская реакция на него. Это, безусловно, еще не свидетельство о том, в чьей душе и жизни и какую именно перемену слово произвело (и произвело ли вообще), это — обратная связь с читателем, шанс «почувствовать» его.
 
И слава Богу, что эта связь есть.
 
Но вот, что очень быстро замечаешь, когда на нее «выходишь»: комментарии по преимуществу делятся на два типа. Это либо благодарность за труд и полученную от чтения радость (пользу), либо выражение несогласия с написанным, критика. Первое в принципе должно быть приятно, второе — полезно.
 
Однако приятность под вопросом, потому как не знаешь наверняка, не сиюминутно ли испытываемое человеком воодушевление. Да и обременительна на самом деле похвала для того, кто хоть чуть-чуть пытается внимать себе. Хоть немного...
 
И полезность также сомнительна. Потому что, конечно, критика, она смиряет, но... Но очень жалко, что нередко она оказывается совершенно неконструктивной.
 
О чем я? О том, что то и дело приходится видеть, как написанное и опубликованное кем-то изобличается в «спорности», «противоречивости», «несоответствии», в «непонятности» и т. д. и т. п.
 
Иногда, когда с чем-то подобным сталкиваешься сам как автор, то радуешься: вот, подсказали что-то, чего ты не заметил, указали на то, что ты просмотрел. Но бывает и совсем по-другому. Ты видишь, что налицо некое повторение истории о Ходже Насреддине, его сыне и ослике (помните: кому из них на ком ехать; какой бы вариант не избирался, а все находились недовольные). Разные люди обвиняют один и тот же текст (и автора вместе с ним) в заведомо несовместимых грехах: в «чрезмерном ригоризме, консерватизме» и тут же — в «либерализме». В «неоправданном усложнении» и «неуместном упрощении». В «шаблонности» и «оригинальничаньи». Причем, разумеется, происходит это со статьями самых различных авторов в священном сане, исключения тут крайне редки.
 
И нет тут, в общем-то, ничего странного и необъяснимого. И не потому, что большая часть того, что пишется, пишется абы как. Пишется как раз чаще вполне кондиционно. Просто далеко не всегда избирается верный подход к прочтению. Если задаться целью что-либо оспорить, опровергнуть, то разве это что-либо «устоит»? Сколько находилось и находится людей, которые на протяжении почти 2000 лет находят «противоречия» в Евангелии, объясняют, почему «его нельзя понимать буквально», по какой причине «большинство заповедей неисполнимо»! Что уж мудреного в том, чтобы пастыря, решившего поделиться с народом своим опытом, «разобрать по косточкам»?
 
Вот только... Только принесет ли это кому-то пользу? Пастырю — может быть: если смирится, потерпит, но и трудов своих не бросит. Читающим — вряд ли.
 
А ведь возможен и принципиально иной подход. Постараться понять: что хотел тебе автор сказать? Что стоит за тем или иным его утверждением? Что можешь ты извлечь для себя из прочитанного, какую получить пользу?
 
Хотя это, вне всякого сомнения, зависит от устроения читающего, от состояния его сердца, от того, чего он на самом деле хочет: послушать или поспорить, что-то новое открыть или себя показать.
 
Ну, и от того, кем он является, по меткому выражению старца Паисия — пчелой или мухой. Это и определяет все. В данном случае — что видит человек, смотрящий в книгу, компьютерный монитор или даже слушающий живого проповедника или оратора.
 
Это, упаси Господь, не обида на кого-то и не критика. Это, скорее, просто указание на то, как найти ключ к уразумению читаемого, к обретению от него пользы. Потому что, еще раз повторюсь: священнику так хочется, предлагая людям рожденное жизнью и опытом слово, знать, что кому-то оно и правда поможет, по крайней мере, услышано и понято будет...
 
Игумен Нектарий (Морозов)
 
Источник: «Православие.Ru»
 
Комментарии
«Фарватер для молодых» Новая книга издательства «Зёрна» о воспитании детей
21 июля 2017 в 14:20

В издательстве «Зёрна» наконец-то вышла долгожданная книга, которую необходимо иметь каждой семье, где уже есть или только ожидаются дети или внуки. Книга «Фарватер для молодых» поможет юным читателям избежат

Священномученик Матфей РЯБЦЕВ. Рецензия на книгу
21 июля 2017 в 8:00

Священномученик Матфей был достойным представителем благочестивой священнической династии Рябцевых, род которых ведется от Галактиона Ерофеева, который в конце 17-го, начале 18-го веков служил диаконом в Предтеченской церкви Касимовского се

«Солнце всегда взойдет» Новая художественная книга в издательстве «Зёрна»
20 июля 2017 в 19:10

В издательстве «Зёрна» готовится к печати книга с поэтичным и жизнеутверждающим названием «Солнце всегда взойдёт». Это новый сборник прозы иркутского писателя Александра Донских, автора великол

Слово о православной свадьбе
20 июля 2017 в 8:00

В свое время мне пришлось столкнуться с тем, что православные пары затруднялись в проведении свадеб, как говорят, «в православном ключе». Тогда сначала для выпускников нашей Православной гимназии, а потом и для других, я стала р

 Рецензия на книгу «Быть попом: Нежалобная книга»
19 июля 2017 в 8:00

В свет вышел новый сборник протоиерея Сергия Адодина «Быть попом: Нежалобная книга». Это в форме коротких притч автобиографические заметки. Заметки назидательные, лирические, философские, комические. Данная книга, словно в пр

Еноты в квартире?
18 июля 2017 в 8:00

Цепкие лапы, темная «маска» на глазах, пушистый хвост... Знакомьтесь – енот! Этого симпатичного зверька так и хочется увидеть поближе, а, может быть, даже потрогать… Думаю, многие из вас, юные читатели, видели мульт

«Учение об апокатастасисе…» и другие книги протоиерея Николая Баринова
17 июля 2017 в 8:00

Интервью с клириком Рязанской епархии, настоятелем храма Святых Царственных страстотерпцев протоиереем Николаем Бариновым. Отец Николай, Вы человек, получивший первоначально техническое образование, окончивший семинарию и Московскую духо

Случай у часовни на Скорбященском кладбище
14 июля 2017 в 8:00

Вот что поведала однажды о своем исцелении у часовни на Скорбященском кладбище в 2005 году Наталья Иванова. «Мы с сестрой были на утренней службе в Скорбященской церкви. Последние три года у меня сильно болели стопы ног. Да так сильно

Ключи. Исторический рассказ
13 июля 2017 в 8:00

Груженая телега с двумя седоками запряженная седым мереном, поскрипывая на обе оси, выехав из оврага, вкатилась в густой сумрачный ельник. — Поликарп. Слышь, Поликарп. Как думаешь, успеем обыденкой в р

И.В. Евсин. Строения Богословского монастыря
12 июля 2017 в 8:00

Напротив парадного входа в Успенский собор, у южной ограды мы можем видеть новый двухэтажный гостиничный корпус. Он построен в начале 2000-х годов. На первом этаже находится трапезная для паломников, а на втором гостиница для священнослужит