Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Жизнь «по понятиям» и по закону
22 июля 2016 в 0:00

 Эту статью я намеренно написал сразу после предыдущей, которая называлась «Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону» и, конечно, являлась дискуссионной. В ней шла речь о том, что все вопросы мы, русские, в основном решаем на уровне личных отношений, чем и отличаемся от западного человека, привыкшего жить по букве в ущерб всему остальному. Беспощадная буква там правит бал, на которой выстроена тамошняя человеконенавистническая система.

 
Однако нам по этому поводу не стоит забывать о своих собственных грехах, ибо в своей жизни «по понятиям» мы зачастую заходим слишком далеко. Да, у нас нет того жестокосердия (оправданного буквой закона!), которое душит западного человека. Но зато у нас есть развращающая чрезмерная вольница. Привычка за общими интересами не нести никакой личной ответственности. Причем даже тогда, когда это касается тебя лично!
 
Сколько таких ситуаций встречается на работе, когда все договорились о правилах игры, подходит время подводить итоги - и тут начинается. Да вот давайте войдем в положение, а вот тут сложная ситуация, это от нас не зависело... Поразительно, что мы никогда не хотим ни за что отвечать! Кажется, мы вообще не мыслим себе личной ответственности. Только распределенную между всеми, т.е. безответственность. Во всех наших фильмах позднего СССР эта тема проходит красной нитью. Я не имею в виду перестроечную критику всего того, что было раньше. Речь о другом. О привычке все как-нибудь в конце концов уладить, договориться с нужным человеком, приукрасить результат, затушевать то, что неудобно показать. Мы хотим, чтобы ничего не влекло за собой последствий, а если и влекло, то только заранее предсказуемые. Отчасти эту тему я затрагивал в прошлогодней статье «Не нужно путать справедливость с «халявой».
 
Вот пример из собственного опыта. Учебный процесс в вузе. Объявляется, что в случае невыполнения таких-то условий студенты будут отчислены или, как минимум, к ним будут приняты такие-то меры. Подходит время - условия не выполнены. Ни отчисления, ни  мер. Тут же находятся причины. Все - уважительные. Все правильные. В сухом остатке - обман самих себя и студентов. Зачем мы даем те обещания, которые не можем выполнить? Зачем заведомо идем на обман? Почему мы в своей жизни постоянно разыгрываем спектакль, изображающий внешнее благополучие при полном бардаке?
 
Возможно, я ошибаюсь, но мой личный опыт говорит о том, что причина этого - привычка и убежденность, что все обойдется. Но какой ценой? Ценой перекладывания своей личной ответственности на плечи многих. Оттого бардак и является обыденным явлением в нашей жизни. Вместо того, чтобы делать то, что ты должен делать, и работать так, как ты обязан работать, любую работу мы начинаем с перекура. Зная правила и условия, мы с самого начала их нарушаем, будучи уверенными в том, что наказания неизменно удастся избежать.
 
Вот другой пример. Люди, которые называются студентами, сейчас просто отсиживают свой срок, ожидая диплома и нормального рабочего места. Они исходят из того, что им ОБЯЗАНЫ предоставить рабочее место за то, что у них будет диплом. Но кто обязан? Промышленность в упадке, а связи высшей школы с производством существуют только на бумаге. И они это знают. Но из этого неудобно исходить. Легче всего исходить из того, что я - специалист, а мне не дают рабочего места. Значит, виновато государство, а не я. Да вот в «развитых странах»!.. То, что ты за 5 лет не продвинулся ни на шаг в освоении выбранного ремесла, мало кого волнует. Привычка, что за тебя все время кто-то несет ответственность, сильнее даже инстинкта самосохранения и обустройства своей жизни.
 
При этом вовсе не собираюсь оправдывать нынешний бардак и разрушенную экономику, что на бывшей Украине запущено сильнее, чем в остальной России. Но что ты сам сделал, чтобы улучшить свое положение? А ведь это относится к стране в целом. Кто-нибудь, но не я. «А что я могу?», «да что от меня зависит?» и т.д. И так на любой работе. Мы практически разучились работать, в душе соглашаясь на какой-то минимум, но чтобы только гарантированно и спокойно, без ответственности. Здесь я позволю себе снова утверждать, хоть это многим и не понравится, что справедливость отчасти смыкается в нашем понимании с халявой - пусть по чуть-чуть, но всем поровну и чтобы без лишних усилий. Но это не справедливость, а какое-то плебейство.
 
Игнорируя бездушную сторону закона, мы сбрасываем с себя и личную ответственность, а значит, лишаем себя и личностного начала. Что же потом требовать, чтобы к нам относились с уважением? Если это молчаливая толпа, согласная на управление извне, то ею и будут управлять. Согласны ли мы отдать свободу, лишь бы не нести личной ответственности, - вот критически важный вопрос, который предстоит разрешить в будущем.
 
Евгений Чернышёв, Донецк
Комментарии
Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения бывшего управляющего Рязанской епархией митрополита Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в кот

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа

Архипастырь из крестьян. О книге Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой…»
04 февраля 2018 в 10:50

В издательстве Сретенского монастыря издана книга Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой? Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)». Автор лично знал митрополита Симона и часто общался с ним, получал ду

Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
02 февраля 2018 в 6:55

Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поу

Нужна решимость. Рецензия на книгу Наталии Сухининой «Натюрморт с разбитой чашкой»
01 февраля 2018 в 13:25

Среди воцерковленных людей есть такое мнение, что «мир лежит во зле», неверующие в Бога люди пьянствуют, блудят, предают друг друга. А есть ли такие среди воцерковленных людей? К сожалению, есть. Книга &