Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Жизнь «по понятиям» и по закону
22 июля 2016 в 0:00

 Эту статью я намеренно написал сразу после предыдущей, которая называлась «Христос проповедовал жить «по понятиям», а не «по закону» и, конечно, являлась дискуссионной. В ней шла речь о том, что все вопросы мы, русские, в основном решаем на уровне личных отношений, чем и отличаемся от западного человека, привыкшего жить по букве в ущерб всему остальному. Беспощадная буква там правит бал, на которой выстроена тамошняя человеконенавистническая система.

 
Однако нам по этому поводу не стоит забывать о своих собственных грехах, ибо в своей жизни «по понятиям» мы зачастую заходим слишком далеко. Да, у нас нет того жестокосердия (оправданного буквой закона!), которое душит западного человека. Но зато у нас есть развращающая чрезмерная вольница. Привычка за общими интересами не нести никакой личной ответственности. Причем даже тогда, когда это касается тебя лично!
 
Сколько таких ситуаций встречается на работе, когда все договорились о правилах игры, подходит время подводить итоги - и тут начинается. Да вот давайте войдем в положение, а вот тут сложная ситуация, это от нас не зависело... Поразительно, что мы никогда не хотим ни за что отвечать! Кажется, мы вообще не мыслим себе личной ответственности. Только распределенную между всеми, т.е. безответственность. Во всех наших фильмах позднего СССР эта тема проходит красной нитью. Я не имею в виду перестроечную критику всего того, что было раньше. Речь о другом. О привычке все как-нибудь в конце концов уладить, договориться с нужным человеком, приукрасить результат, затушевать то, что неудобно показать. Мы хотим, чтобы ничего не влекло за собой последствий, а если и влекло, то только заранее предсказуемые. Отчасти эту тему я затрагивал в прошлогодней статье «Не нужно путать справедливость с «халявой».
 
Вот пример из собственного опыта. Учебный процесс в вузе. Объявляется, что в случае невыполнения таких-то условий студенты будут отчислены или, как минимум, к ним будут приняты такие-то меры. Подходит время - условия не выполнены. Ни отчисления, ни  мер. Тут же находятся причины. Все - уважительные. Все правильные. В сухом остатке - обман самих себя и студентов. Зачем мы даем те обещания, которые не можем выполнить? Зачем заведомо идем на обман? Почему мы в своей жизни постоянно разыгрываем спектакль, изображающий внешнее благополучие при полном бардаке?
 
Возможно, я ошибаюсь, но мой личный опыт говорит о том, что причина этого - привычка и убежденность, что все обойдется. Но какой ценой? Ценой перекладывания своей личной ответственности на плечи многих. Оттого бардак и является обыденным явлением в нашей жизни. Вместо того, чтобы делать то, что ты должен делать, и работать так, как ты обязан работать, любую работу мы начинаем с перекура. Зная правила и условия, мы с самого начала их нарушаем, будучи уверенными в том, что наказания неизменно удастся избежать.
 
Вот другой пример. Люди, которые называются студентами, сейчас просто отсиживают свой срок, ожидая диплома и нормального рабочего места. Они исходят из того, что им ОБЯЗАНЫ предоставить рабочее место за то, что у них будет диплом. Но кто обязан? Промышленность в упадке, а связи высшей школы с производством существуют только на бумаге. И они это знают. Но из этого неудобно исходить. Легче всего исходить из того, что я - специалист, а мне не дают рабочего места. Значит, виновато государство, а не я. Да вот в «развитых странах»!.. То, что ты за 5 лет не продвинулся ни на шаг в освоении выбранного ремесла, мало кого волнует. Привычка, что за тебя все время кто-то несет ответственность, сильнее даже инстинкта самосохранения и обустройства своей жизни.
 
При этом вовсе не собираюсь оправдывать нынешний бардак и разрушенную экономику, что на бывшей Украине запущено сильнее, чем в остальной России. Но что ты сам сделал, чтобы улучшить свое положение? А ведь это относится к стране в целом. Кто-нибудь, но не я. «А что я могу?», «да что от меня зависит?» и т.д. И так на любой работе. Мы практически разучились работать, в душе соглашаясь на какой-то минимум, но чтобы только гарантированно и спокойно, без ответственности. Здесь я позволю себе снова утверждать, хоть это многим и не понравится, что справедливость отчасти смыкается в нашем понимании с халявой - пусть по чуть-чуть, но всем поровну и чтобы без лишних усилий. Но это не справедливость, а какое-то плебейство.
 
Игнорируя бездушную сторону закона, мы сбрасываем с себя и личную ответственность, а значит, лишаем себя и личностного начала. Что же потом требовать, чтобы к нам относились с уважением? Если это молчаливая толпа, согласная на управление извне, то ею и будут управлять. Согласны ли мы отдать свободу, лишь бы не нести личной ответственности, - вот критически важный вопрос, который предстоит разрешить в будущем.
 
Евгений Чернышёв, Донецк
Комментарии
Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
17 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об

Смириться или проявить волю? Как найти золотую середину в духовном смирении
28 апреля 2018 в 17:18

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобратьс

Как бороться с грехами, если их нет?
26 апреля 2018 в 15:03

Существует довольно большая категория людей, которые считают, что у них нет серьезных грехов. Они не воруют, не блудят, не пьянствуют, не курят, не гневаются, никого не обижают. Что это за люди и прав

Митрополит Павел (Пономарев) о браках и разводах
19 апреля 2018 в 16:17

Митрополит Павел (Пономарёв) — бывший управляющий Рязанской епархией, а ныне экзарх Белорусской Православной Церкви. В книге «Беседы с владыкой Павлом» содержатся высказывания относительно

Паломничество Ланселота. Обзор романа-антиутопии Юлии Вознесенской
17 апреля 2018 в 15:34

Роман «Паломничество Ланселота» переносит нас в будущее, в те времена, когда миром будет править антихрист. Поделиться статьей с друзьями:   Жизнь в виртуальном мире В начале произведения

Сколько бы много грехов у нас ни было, у Бога милосердия более. Наставления старца Кирилла (Павлова) из книги «Помним»
11 апреля 2018 в 15:06

В интернет-магазине «Зерна» появилась книжная новинка «Помним. Жизнь и наставления архимандрита Кирилла (Павлова)». В книге описываются встречи и беседы с одним из наиболее почитаемых старцев

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
05 апреля 2018 в 14:45

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себ

Встречаем Пасху 2018. Выбираем подарки и пасхальную утварь
30 марта 2018 в 14:05

Доброго дня. На этой странице вы найдете все необходимые для встречи Пасхи товары. Пасочница, подставка под кулич, подарки родным, книги, свечи, сувениры. Мы постарались подобрать полезные и недорогие товары, которые пользуются популярность

Как рязанцы спасли Москву от позора
28 марта 2018 в 16:27

Театр начинается с вешалки, Рязань с Кремля, а Кремль с Успенской колокольни. Но это сегодня. А когда-то город Переяславль-Рязанский начинался с дубовых ворот, над которыми высились сторожевые башни.

Ошибки в духовной жизни. О книге Марины Захарчук «В радость или в тягость?»
23 марта 2018 в 15:40

Размышлениями о духовной жизни в старые времена занимались только богословы. Потом на эту тему печатно стали высказываться архиереи и священники. К сегодняшнему времени каждый писатель или публицист может размышлять