Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Как пастухам явилась светозарная жена

03.07.2014, 0:00

История Пюхтицкой иконы Пресвятой Богородицы начинается более чем за триста лет до ее написания - с обретением первой пюхтицкой чудотворной святыни - Успенской иконы Божией Матери. Оба прославленных образа, неразрывно связанные духовными узами, находятся в настоящее время в Успенском соборе Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии.

Предание гласит, что более четырехсот лет тому назад в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») простым эстонским пастухам явилась Светозарная Жена, стоящая в сиянии невечернего света. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу. Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («Puhitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.

Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.

В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди. Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм.

В 1891 году несколько сестер Костромской Богоявленско-Анастасьиной женской обители во главе с монахиней Варварой были посланы в Эстонию для основания монастыря. Основанный ими и освященный в 1892 г. Пюхтицкий монастырь стал одним из главных центров распространения православия в Эстонии.

Божия Матерь, всегда проявлявшая особое попечение о Своем избранном уделе, даровала зарождающемуся монастырю и великого духовного наставника - всероссийского молитвенника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ревностный воин Христов батюшка Иоанн стал поистине родным отцом для сестер обители. Чувствуя особый молитвенный дух Святого места, о. Иоанн посылал туда многих своих духовных чад со словами: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного».

С именем праведного Иоанна Кронштадтского непосредственно связана история пюхтицкого образа Божией Матери «У источника». В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Известно, что Батюшка много молился перед этой иконой.

Сохранилась проникновенная дневниковая запись, сделанная о. Иоанном на праздник Успения во время его пребывания в Пюхтицах, которую принято связывать с образом «У источника»: «На 15-е, в день Успения Богоматерии, 1898 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас»: «Милейшая есте, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».
Перед кончиной о. Иоанн завещал образ одной благочестивой петербургской чете. В свою очередь незадолго до смерти престарелые супруги передали икону монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель. Престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), встречавшая с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону, именно в этот день получила от епархиального управления долгожданное извещение об освобождении ее от игуменского послушания, а новая настоятельница еще не была назначена. Так Царица Небесная невидимо приняла игуменский жезл в Своей обители.

Через несколько дней после возвращения иконы в Пюхтицу, произошло одно знаменательное событие, которое в полной мере раскрыло духовное значение обретенного образа для Пюхтицкой обители. В монастырь приехал некий военный и, войдя в монастырский собор, долго плакал, стоя на коленях перед Пюхтицкой иконой Божией Матери. На удивленные вопросы он ответил: «Это Она явилась мне тогда», и рассказал удивительную историю о себе. Оказалось, что во время войны этот человек был летчиком, которому дали приказ разбомбить монастырский собор. «Помню, подлетаю к монастырю, - рассказывал военный, - а вся гора в тумане. Было это при ясной солнечной погоде. Я развернулся, сделал круг - вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу - стоит вся в голубом Женщина и говорит: «Сынок, не разоряй Мой Дом!» Этот рассказ находит подтверждение и в воспоминаниях местных жителей, не раз видевших в годы войны бомбы над монастырем, которые неведомой силой были относимы в сторону.

Говоря словами «Сказания о Пюхтицких иконах Божией Матери», «несравненный светозарный образ Пречистой Девы Богородицы, лучами своими озаряя Пюхтицкую обитель, радуя души православных, являет всем, что Игумения на сей Святой горе - Сама Царица Небесная, некогда здесь явившаяся и не оставляющая Своим заступничеством малое стадо Христово, покрывая безграничным милосердием Своим всех, с верою прибегающих к Ее всесильной помощи и предстательству».


Иконография


Пюхтицкий образ Пресвятой Богородицы «У источника» изображает явление Божией Матери в виде «Чудной Госпожи Лазоревой» (акафист Пюхтицкой иконе, кондак 4) на Журавлиной горе. Богоматерь представлена стоящей на земле в голубом одеянии, на фоне суровой природы прибалтийского края.

В иконе, изображающей Богородицу не в окружении небесной славы, но находящейся на земле, зримо выражена мысль о всегдашнем пребывании Божией Матери в избранном Ею уделе, о молитвенном заступлении Пречистой Девы за страждущую землю.

Близким иконографическим прототипом иконы является Боголюбский образ Божией Матери, с которым она празднуется в один день (18 июня / 1 июля). Боголюбская икона также написана на сюжет «явления» и представляет Богоматерь стоящей на земле. Нечто общее имеется и в трактовке лика Богородицы, имеющего на обеих иконах сходное выражение. Отличает лики удивительная нежность и кротость, заставляющая вспомнить те очи, которые узрел в видении св. праведный Иоанн Кроншщтадский, «очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные».

На лицевой стороне пюхтицкой иконы внизу сохранилась старинная дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».


Тропарь, глас 1


Утешение всех скорбящих, / Скорая Помощнице в туге сердечней к Тебе прибегающим, / услыши нас, Владычице, / и даждь нам на пути к жизни вечней/ душ и сердец от скверн очищение / и яко елень на источники водныя / к Царству Небесному // неустанное стремление.


Кондак, глас 4


Пресвятая Богородице, Дево,/ утоли жажду спасения страждущия души моея / у Источника вод живых - / Божественнаго Слова, Сына Твоего, Христа Бога нашего, / Призри на любящих и славящих Тя, Пречистая, / и покрый нас покровом милосердия Твоего // от всяких зол, тревог и бурь моря житейскаго.


Величание


Величаем Тя, Светозарная Дево, и почитаем осиявшее гору Пюхтицкую благодатное явление Твое.


Молитва


О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим: прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей Его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего. Призри на жажду спасения и посильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым Его стадом по неложному слову Его, во Святем Евангелии реченному: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дата вам Царство». О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.