Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Умру, но никогда не скажу об этом
24 апреля 2016 в 0:00

 Из книги православного писателя Игоря ЕВСИНА «Торчино, Мокрицы, Феодотьево»: 

 
"Советская власть в Феодотьевской округе была установлена в октябре 1918 года. А 15 февраля федотьевцы докладывали Ленину о создании в волости ячейки большевиков. Вот что писала об этом губернская газета «Искра» от 21 марта 1918 года: «Граждане Федотьевской волости, собравшиеся на волостное собрание, решили организовать партийную ячейку большевиков. Собрание вынесло сочувствие всем народным борцам за свободу: Председателю СНК тов. Ленину, тов. Луначарскому».
 
Но не все были довольны таким поворотом дела. Многие готовы были восстать против нового прядка. Жители Торчино и Мокриц до сих пор хранят в своей памяти эпизоды установления советской власти в Федотьевской волости, к которой они были приписаны. По воспоминаниям торчинского старожила Григория Акинина орудовали здесь латышские стрелки и местные коммунисты. Как он говорил: «Шли они с Гавриловского на Малино и Федотьево, а мокрицынцы и торчинцы устроили на них засаду. Но кто-то предупредил об этой засаде латышских стрелков и они первые напали на засаду. Всех мужиков убили и пошли на Малино. Там они стали расстреливать крестьян не согласных с установлением советской власти».
 
Мокрицынцы помнят, как репрессировали жителя их села во время принятия первой Конституции СССР в 1924 году. «Собрание было в Федотьево, в сельском клубе, — рассказывала старожилка деревни Мокрицы. – При обсуждении Конституции один мокрицынский мужик сказал, что, мол, это не Конституция, а проституция. После собрания его забрали в тюрьму, откуда он уже не вернулся».
 
Несмотря на репрессии жители Мокриц и Торчино, покуда действовала феодотьевская Успенская церковь, приходили в неё на поклонение списку с чудотворного образа Божией Матери, явленного на «Старом» поле. На празднование Феодотьевской иконы они даже тогда, когда было много полевых работ, стремились побыстрее выполнить свою норму и, даже не заходя домой, мылись в речке Кишне, надевали на себя чистую одежду и спешили в храм.
 
Когда же храм разрушили они стали ходить на место явления Феодотьевской иконы. Молились Божией Матери там, в чистом поле под высокими небесами. Молились в нерукотворном храме Господом созданной природы. Особенно много верующих стало приходить к этому месту во время Великой Отечественной войны. Практически из каждого мокрицынского и торчинского дома кто-то ушёл на фронт и многие из них не вернулись, сложив свои головы на полях жестоких сражений….
 
С самого начала войны в Феодотьевской волости развернулась кампания в поддержку сталинского лозунга «Всё для фронта, всё для победы!».  Мокрицынцы и торчинцы собирали  для Красной Армии тёплые вещи варежки, носки, валенки, овчиные тулупы. В соседнем с ними селе Мжакино, узнав о том, что в плодах шиповника содержится ценное вещество, которое способствует лечению ран, школьники собрали и сдали в аптеку 39 килограммов шиповника.
 
В 1942 году в нашей стране среди школьников развернулось Всесоюзное соревнование за лучшую помощь фронту. Торчинцы и Мокрицынцы которые учились в Феодотьевской средней школе, приняли в нём самое активное участие. В результате Феодотьевская школа наряду с Кутуковской, стали победителями соревнования по оказанию помощи Красной Армии прославились на весь Советский Союз.
 
В годы войны было сделано послабление православной Церкви.  Открывались закрытые церкви, священники могли свободно совершать богослужения и исполнять требы – крестить, венчать, служить панихиды и молебны. Верующие Мокриц, Торчино и Федотьево стали приглашать батюшек для молебнов и панихид у места явления чудотворной иконы. Кроме того из дома в дом переносился сохранённый чудотворный список с Феодотьевской иконы. Перед ней читался акафист, звучали псалмопения и молитвы.
 
В своих нуждах торчинцы и мокрицинцы всегда обращались к иконе Феодотьевской Божией Матери.  Особенно в болезнях, перед свадьбой и перед дальней поездкой. А к спасённому списку с него относились с трепетом и благоговением. Слёзно молились перед ним и торжественно с псалмопениями переносили из дома в дом для освящения жилища и благодатной помощи скорбящим, унывающим, больным. Вплоть до хрущёвских гонений к чудотворному списку с Феодотьевской иконы свершались паломничества. Это зафиксировано в хранящемся в Рязанском государственном архиве документе от 1951 года. В нём говорится: «К этой чтимой святыне – паломничество местных граждан, зажигаются свечи и лампады».
 
В трудные послевоенные годы торчинцы и мокрицынцы и феодотьевцы активно участвовали в восстановлении вырубленных для нужд Советской Армии лесов. Сажали лесозащитные полосы, которые предохраняли землю от эрозии, улучшали на полях микроклимат и способствовали повышению урожайности.
 
Жизнь была тяжёлая, полуголодная. Старожил деревни Торчино Григорий Акинин вспоминает: «Мы мальцами ходили на Гавриловское поле, собирали щавель и оставшиеся после уборки ржи колоски. В это время мимо проезжал объездчик и отругал нас за колоски. Но заявлять в милицию не стал. А были случаи, что людей за колоски в тюрьму сажали». Мокрицынские женщины рассказывали, как они собирали лебеду и липовый цвет. Потом толкли их и добавляли в муку. Вместо сахара в Мокрицах, Торчино и по всей округе использовали коноплю. Её сладковатые зёрна толкли в ступе, а потом посыпали блины из лебеды и липового цвета. Картошку мололи, замачивали в воде. На дно осаживался крахмал, а из выжимки – мезги готовили лакомство – оладушки, которые назывались дранки, драчоны. Очень любили торчинцы и мокрицынцы оладушки из картофеля. Делали из картошки и кисель. Варили в мундире, чистили и, пока тёплая, толкли до киселеобразной массы.
 
Работали мокрицынцы и торчинцы от зари до зари. Но работы хватало не всем. Некоторые крестьяне уходили на заработки в Рязань, и даже в Москву. Почётным колхозным нарядом считалась работа на торфоразработках в Шатуре. Ныне она относится к московской области, а тогда входила в состав Рязанской. Тогда деньги колхозникам не платили, а на торфоразработках платили. Потому и стремились попасть туда торчинцы и мокрицынцы. Хотя работа на торфоразработках была крайне тяжёлой.
 
Но шло время, и жизнь колхозников постепенно налаживалась. Крепло сельское хозяйство. К 1960-м годам в Торчинском колхозе было 90 голов крупного рогатого скота, свинарник, овчарня, курятник. Поля давали неплохие урожаи ржи, гречихи, проса, овса. Царём полей был картофель.
 
«Народ как-то воспрянул, – рассказывал торчинец Григорий Акинин, –стала чаще слышаться гармошка, весёлые песни. В клубе часто показывали кино. Помню, киномехаником в нём работал Андрей Фёдорович Головастиков. И когда у него что-то не ладилось во время показа фильма, мы свистели и кричали ему – сапожник! Кричали не потому, что хотели его обидеть, а потому, что хотелось поозоровать. Свистели, топали ногами. А он не обращал на это внимания. Устранял неполадку и показывал фильм дальше. Головастиковых в Торчино было много семейств. Этот род и поныне жив».
 
По рассказам Акинина в Мокрицах, недалеко от дома Алиповых жили монашки из разорённых монастырей, а в Торчино жил старец Степан, которого в народе за праведность называли святым. На праздник Параскевы Пятницы они собирались, ходили по домам и служили мирским чином молебны, потом кропили святой водой избу, хлев и скотину.
 
Особенно торчинцы и мокрицынцы чтили зимний праздник в честь святителя Николая чудотворца, который приходится на 19 декабря. На Параскеву и Николу они приглашали священника из церкви села Новики, который служил молебен на месте явления Феодотьевской иконы Божией Матери.
 
Были и случаи действия в этих местах тёмной силы. Старожилы до сих пор помнят, как однажды напился мужик и стал бузить. Родные крепко связали его и положили на кровать – пусть, мол, проспится.   А сами закрыли на замок дом и ушли в клуб. Приходят поздно ночью, а его нет, хотя дом как был закрыт, так и остался. И окна все закрыты. Стали они искать мужика и нашли за двором, в снегу. Он был по-прежнему крепко связанный. Развязали, привели в дом, отогрели и стали расспрашивать, как он очутился за двором. Ни на какие вопросы он не отвечал. Только твердил: «Умру, но никогда не скажу об этом». И, правда, он никому никогда об этом не рассказывал. Так и унёс тайну с собой в могилу".
 
Игорь ЕВСИН
Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

Доброе чтение для детей и не только». Рецензия на книги «Зернышки. Добрые истории для малых ребят». «Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отц

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 16-

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П