Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Терпимые не терпят
03 апреля 2014 в 0:00

 

Книга «Беспощадная толерантность» появилась на прилавках московских магазинов в конце апреля и уже взорвала Интернет (отклики в бумажных СМИ автору этих строк пока не попадались). Нет-нет, новый Гоголь не явился и Достоевский тоже - они по-прежнему, как грибы, не растут. Это всего лишь сборник написанных разными авторами фантастических рассказов. Жанр вообще-то на любителей, к числу коих я не принадлежу. Книгу, тем не менее, прочла с интересом. Думаю, заинтересуются многие - по причинам, связанным не столько с фантастикой, сколько с реальностью.

Вовсе не хочу сказать, что «Беспощадная толерантность» - это прямо-таки вклад в мировую литературу. Честно говоря, Олдос Хаксли в своей бессмертной антиутопии «О дивный новый мир» написал на сходную тему куда круче. Но Хаксли творил в 1932 году и не сталкивался со многими из тех вызовов современной жизни, которые уже стали пугающей реальностью в западных странах и не сегодня-завтра обрушатся на нас. Об этих вызовах, собственно, и напоминают авторы, чьи рассказы вошли в сборник.

Как всегда в подобных изданиях, что-то получилось лучше, что-то хуже. Не называю понравившиеся мне произведения, поскольку мой вкус не эталон и у других читателей могут возникнуть иные предпочтения. Но удивляет злоба, с которой на книгу ополчились некоторые критики. Один рецензент вообще не смог найти цензурных слов, и потому разразился сплошь нецензурными, благо Сеть всё выдержит. Другой, озаглавив свой опус «Здравствуйте, доктор Геббельс!», авторов приравнял к фашистам, а их произведения, через заковыристую метафору, сравнил с фекалиями. Для потенциальных читателей тоже нашел доб­рые слова. Но при этом рецензия выдержана в стиле: «Боюсь, не слишком ли я для вас культурен». К примеру, в одном рассказе мелькает реминисценция из Фолкнера, и критик закипает от негодования: не могут чумазые на фортепьянах играть! Не по рангу этим мерзким фашистам знать, кто такой Фолкнер!

Как-то странно всё это. Толерантные вы наши, одним понравилось, другим не понравилось, но зачем же кричать-то, зачем стулья ломать? Это неприлично, в конце концов.

Причина столь бурной реакции видна уже из аннотации к сборнику: «Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость - в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыкновенной повседневностью? В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? И чем это может грозить государству и обществу?».

Вот оно что. Авторы сборника посягнули на священных коров современного либерализма: права ЛГБТ-сообщества и мигрантов. Такое не прощается. Для тех, кто не в теме: ЛГБТ - это лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы, транссексуалы. Их «радужный» флаг - на обложке книги. Короче, это «приверженцы нетрадиционной сексуальной ориентации», как говорят теперь. Раньше говорили попросту - извращенцы. У нас в России пока еще можно так говорить. Еще можно называть извращения извращениями, говорить, что это противоестественно, что это мерзость перед Богом. Во многих странах, как известно - уже нельзя. Адекватная оценка этих явлений (в терминах ЛГБТ - «гомофобия») там преследуется по закону. Примеры у всех перед глазами: в СМИ постоянно мелькают сюжеты о том, как навязывают свои взгляды и образ жизни сексуальные меньшинства. В США студент университета, католик, посмел неодобрительно отозваться о гомосексуализме и тут же вылетел из вуза. Еще легко отделался. В Англии дедушка-опекун запрещал внучке читать книгу об однополых браках, рекомендованную школьной программой,- лишился и опекунства, и внучки. В той же Англии - совсем недавний случай - стариков, владельцев маленького отеля, затаскали по судам и разорили за то, что отказались предоставить парочке путешествующих геев номер с двухспальной кроватью. В Вене действует детский сад «Забава и забота», где мальчикам объясняют, что они должны быть кроткими и уступчивыми, дарят им косметички, знакомят с массажем; девочек учат работать с инструментами, играть в футбол, поощряют стремление настаивать на своем, добиваться желаемого криком и кулаками. Цель - воспитание «половариабельного» человека. Одна из устроительниц, Рената Браунер - видный австрийский политик, представитель социал-демократической партии. Даже страны третьего мира стараются не отставать: в Бразилии с 2008 года в школьную программу с 1-го по 9-й класс официально введен предмет «Сексуальное разнообразие». Тогдашний президент, социалист Луис Лула да Силва, объявил гомофобию «самой извращенной болезнью, когда-либо поражавшей человеческий ум».

В рассказах, представленных в «Беспощадной толерантности», все эти тенденции доведены до логического конца, до полного абсурда. Ну и что, авторы имеют на это право, на то и существует художественная литература, сатира, фантастика, антиутопия. Да и где он, логический конец? На исходе 1980-х мы получили возможность читать запрещенную прежде антиутопию «О дивный новый мир». Там, напомню, много-много одинаковых детей взращивается в пробирках, а самые непристойные слова - отец и мать. Это казалось гротеском. Но прошло около двух десятилетий - и вот вам, пожалуйста, попытки клонирования, экстракорпоральные «дети-снежинки», суррогатное материнство, однополые семьи с правом усыновления и, как следствие, «родитель № 1» и «родитель № 2». Не увидим ли мы завтра наяву то, о чем предупреждают - пока еще только предупреждают! - авторы «Беспощадной толерантности»?

Логический конец, похоже, придет вместе с апокалипсисом. Как дошли мы до жизни такой, когда извращенное становится нормой, а нормальное отношение к извращениям в культурнейших странах преследуется по закону? Совершенно очевидно, что это - результат секуляризации. Если человек - мера всех вещей, если Библия не авторитет, значит, допустимо всё, что угодно. Гомосексуалисты - не грешники, не развратники, они нормальные, просто они другие. Пусть создают однополые семьи, совет им да любовь.

Вовсе не призываю к тому, чтобы гомосексуалистов бросали в тюрьмы и концлагеря. Я вообще против концлагерей для кого бы то ни было. Христианство учит нас ненавидеть грех, но не грешника. Гомосексуализм как таковой - не преступление, а именно грех, но на то нам и дарована Господом свобода, чтобы мы сами решали - грешить или не грешить. Праведность из-под палки немногого стоит, и до тех пор, пока гомосексуалисты не ущемляют права других, пускай себе живут как хотят. Но парадокс в том, что в обществе, которое в борьбе за права человека потеряло религиозное измерение жизни, эти самые права человека тоже летят в тартарары. Если гомосексуалисты не извращенцы, а просто «другие», почему не дать сладкой парочке ребенка на усыновление? Об отнятом у этого ребенка праве вырасти - при иных обстоятельствах - нормальным человеком лучше не заикаться. Что значит «нормальное» или «ненормальное» в мире, где утрачена вертикаль? Всё нормально, ваша Библия нам не указ, пусть расцветают сто цветов.

Христианство - это последняя крепость, сохраняющая то, что в европейской культуре веками почиталось нормой, последний оплот свободы в тоталитарной уравниловке. Потому и ненавидят Церковь приверженцы содомского кошмара и их скрытые адепты. Если можно кривляться и орать похабную песню в храме, почему нельзя сменить биологический пол или взять однополого партнера? А либеральные СМИ потом отмажут: паскудство назовут перформансом либо смелой гражданской акцией, а арестованных участниц этого паскудства - узницами совести. Без всякого этой самой совести зазрения... От слов, от правильных наименований зависит, между прочим, очень многое: ведь нынешняя содомская вакханалия начиналась с того, что вместо слова «пол» стали говорить «гендер» (об этом интересующиеся могут почитать в статье известного немецкого социолога Габриэлы Куби «Актуализация гендерной проблематики - секретная революция», pravoslavie.ru/jurnal/45514.htm). Потому, наверное, книга рассказов, где нормальное названо нормальным, а ненормальное - ненормальным, и вызвала такую странную реакцию.

Никакой оголтелой ксенофобии или «гомофобии» в книге, кстати, нет. Напротив, в рассказе «С жемчужными крыльями» авторские симпатии явно на стороне не скинхедов, а их жертв. В рассказе «Теория невербальной евгеники» несчастный гомик, замученный гестаповцами, вызывает сочувствие, а нацисты - омерзение. Совершенно нормальный человеческий подход. Жизнь сложна и не сводима к примитивным формулам, всякое в ней бывает. Впрочем, в рецензии, о которой говорилось выше, наличие в книге подобных рассказов объяснено весьма хитроумно: составитель якобы поместил их для того, чтобы было чем оправдываться, когда привлекут за развязывание и разжигание. Но такое чтение в сердцах попросту некорректно. Вообще, для того, чтобы придать побольше убедительности своему гневному пафосу, критик порой грубо искажает сюжеты: один из лучших, на мой взгляд, рассказов сборника, «Дом для чебурашки», пересказан так, что родной автор не узнает.

Впрочем, столь бурная реакция на «Беспощадную толерантность» свидетельствует о том, что участники сборника метко попали в болевые точки. Ну, а шум в Интернете популярности и раскупаемости книги не повредит, скорее, напротив.

Оксана Гаркавенко

Газета «Православная вера» № 10 (461), 2012 г.

 

 

Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

Доброе чтение для детей и не только». Рецензия на книги «Зернышки. Добрые истории для малых ребят». «Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отц

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 16-

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П