Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Сергей Живаго. Купец-благотворитель.
06 апреля 2016 в 0:00

Статья из книги Игоря Евсина "Рязанские благотворители. Сергей Живаго".

В истории рязанской благотворительности ведущую роль играло православное купечество. В основном на средства, заработанные в результате торговой деятельности, стоились новые церкви, ремонтировались древние соборы, благоустраивались монастыри. Купцы спонсировали строительство больниц, богаделен, ночлежных домов.

К началу ХХ века в Рязани действовало двенадцать благотворительных обществ, которым принадлежало 47 различных учреждений. Сорок одно из них предназначалось для взрослых и шесть для детей. Среди этих благотворительных учреждений было 39 богаделен, 3 дома трудолюбия и 5 детских приютов. Некоторые богадельни носили купеческие фамилии их основателей: Муромцевой, Дашковых, Мордвиновых, Антонова, Попова, Сливкова, Мальшина. Львиная доля капитала рязанских благотворительных обществ состояла из пожертвований. Она составляла 47,5 тыс. руб. Около 30 тыс. руб. составляли членские взносы и казённые пособия.

Особенно благотворили рязанские купцы учебным заведениям. Ремонтировали старые здания, или же отстраивали новые, выделяли средства на приобретение учебных пособий, содержали на свои средства малоимущих учеников и выплачивали стипендии преуспевающим. Большую поддержку рязанское купечество оказывало культуре и просвещению. На его средства открылся городской театр, создавались библиотеки, издавались книги и газеты.

Рязанские купцы П. А. Мальшин, Г. В. Рюмин, Н. Г. Рюмин, А. В. Антонов и другие меценаты навсегда остались в истории города Рязани, как крупнейшие благотворители. К этим фамилиям необходимо прибавить и Сергея Афанасьевича Живаго. И хотя он большую часть своей жизни прожил в Москве, но его дела в истории рязанской благотворительности имеют столь большое значение, что его фамилия до сих пор у рязанцев на слуху. Именем Сергея Живаго названо основанное на его средства ремесленное (ныне техническое училище), а на здании первого в Рязани родильного дома висит мемориальная табличка, говорящая о том, что он построен на средства С. А. Живаго. Но, главное, что один из рязанских банков называется в честь него. Вице-президент современного Пробизнесбанка, побывав в Рязани сказал о Живаго-банке, что он «очень удивился, когда узнал, что местные жители до сих пор помнят этот банк и тепло о нем отзываются». По его мнению, современные банки также смогут добиться искреннего признания от народа, если будут относиться к людям с такой же искренней заботой, как Сергей Афанасьевич.

Однако большинство современных банкиров считают, что между банком и клиентом возможны только бизнес-отношения и никакие другие. Вероятно, потому и нет у народа каких-то симпатий к современным банкам, хотя они и тратят немалые суммы на благотворительные цели. Учёный-востоковед В. Рузов в связи с этим справедливо заметил: «Любить можно только живого человека, а не бренд или название организации, и этот секрет известен с древних времен. Поэтому заявление, что такой-то банк перечислил, да хоть 99% на благотворительность вызовет не любовь, а раздражение и всевозможные подозрения».

Человеком, основавшим банк, и которого с искренним уважением почитали современники, и почитают потомки, является Сергей Живаго. Он, пожалуй, единственный из частных банкиров прошлого и настоящего, имя которого вызывало и вызывает симпатию.

И главная причина этому видится в том, что Сергей Афанасьевич был православным христианином, и это позволяло ему направлять средства от банковской прибыли на богоугодные дела. Иначе он не смог бы приобрести симпатии рязанцев никакими благотворительными акциями. В первую очередь потому, что банкиры в православном народе, хотя и неправомерно, но считались чем-то вроде ростовщиков, то есть людей дающих деньги «в рост», под немилосердно большие проценты. Ростовщиков на Руси называли «христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными». По русской поговорке «ростовщик на том свете калёные пятаки руками перебирать станет».

С. А. Живаго сломал этот стереотип, создав в Рязани банк, семьдесят процентов с доходов которого шли на благотворительные цели а оставшиеся тридцать делились поровну: на пополнение основного капитала и на нужды города. Таким образом, благодаря деятельности Сергея Афанасьевича этот банк не только кредитовал город Рязань, но и, как пишет сотрудник Рязанского историко-архивного музея-заповедника «Рязанский кремль» И. Г. Кусова: «обеспечивал малоимущих горожан комплексной поступенчатой системой социальной поддержки. В отличие от устроителей богаделен, которые через свои заведения обеспечивали неимущим спокойную и без лишений старость, С. А. Живаго позаботился о раннем этапе жизни рязанцев, нуждавшихся в помощи. Благодаря С. Живаго, в Рязани ребёнок из бедной семьи с самого момента своего рождения оказывался под опекой городского общественного банка. Первой ступенью в этой системе было бесплатное «родовспомогательное» учреждение, откуда «несчастнорожденный младенец» отправлялся в приют, где он проводил свои первые годы. В дальнейшем повзрослевшие воспитанники приюта направлялись: девочки – в училище при Казанском монастыре, мальчики – в ремесленное училище, после чего, при достижении совершеннолетия, мальчики владели хорошей рабочей специальностью, а девочки имели шанс получить пособие при выходе замуж».

И всё это благодаря банку, по своей сути «ростовщическому заведению». Один из священников Николо-Дворянской церкви города Рязани в 1913 году, когда праздновалось пятидесятиление основание Живаго-банка, после литургии, в своей проповеди сказал: «Да, поистине, банк, основанный Сергием Живаго, есть христианское дело, построенное по слову Христа, на каменном фундаменте».

Пример такого распоряжения банкирскими средствами, направленными на благотворительные цели является весьма поучительным. Потому и остался основатель «ростовщического заведения» в благодарной памяти рязанцев, хотя, как мы уже говорили и провёл и провёл большую часть жизни в Москве.

Сам Сергей Афанасьевич по этому поводу говорил так: «Всякий, кого Бог благословил счастьем, хотя бы и вдали от родины, должен помнить, что Божье благословение будет прочно только в том случае, если он, трудясь для себя, не будет забывать о ближних своей родины».

Думается, что именно эта христианская установка – «не забывать о ближних» и снискала любовь рязанцев к Сергею Живаго, живому человеку, а не бренду, любить который, как говорилось выше невозможно.

Игорь ЕВСИН

Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

«Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отцов, адаптированные для детского чтения и восприятия, стихотворения русских поэтов разного исторического периода, имеющ

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 1

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П