Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Потерянное поколение
08 июля 2013 в 0:00


В оренбургском издательстве «Вестник» в 2012 году вышла книга Анастасии Кольцовой «Умереть за Христа». В этой повести отразился мир современной молодёжи с его шатаниями и исканиями, отразилась атмосфера в обществе, лишённом идеологии и высоких социальных и нравственных установок, а также быт простых русских семей, тысячи которых живут как в Оренбурге, так и в Ярославле или во Пскове. Весомость этой небольшой повести в том, что написана она пятнадцатилетней девочкой, которая неподкупно запечатлела мир вокруг себя (вокруг нас).

Героиня Насти Кольцовой - восьмиклассница, сирота Ксюха, отец которой погиб в автокатастрофе, а мать умерла от туберкулёза и «систематического недоедания конца девяностых». Ксюха живёт со старшей сестрой Ленкой, которая работает официанткой. Эта Ленка терпит унижение от тех мужчин, к которым закидывает её собственная неприкаянность. Саму же Ксюху от этого пока Бог миловал, но и она - частенько «бухает» с одноклассниками, болтается по ночному городу в поисках приключений, и некому её ни одёрнуть, ни утешить.

Уже из этого наброска можно было выписать такую картину «На дне», что на её героях негде было б клейма ставить. И таких картин и в кино, и в литературе сегодня достаточно. Но автор бережно относится к своим героям и с пониманием раскладывает по полочкам обстоятельства их жизни: «Пьёт она оттого, что тошно, что деваться некуда, а не для того, чтоб показать свою взрослость... Курит - потому что сначала было кайфово, а теперь бросить не может, красится как шалава - с Ленки пример берёт...».

Вся эта кутерьма ксюхиной жизни продолжается, пока она не встречает Михаила. Этот прилежный студент увлечён чтением, в воскресное утро - он в храме, его дом открыт друзьям, которые уважительно к нему относятся. А уважение в среде подростков заслужить сами знаете, как нелегко. И более того. Михаил принимает Ксюху такой, какая она есть, готов слушать её нытьё по поводу скучной жизни христианина, спокойно относится к её вызывающим поступкам. И почему-то Ксюха идёт за Михаилом: сначала ради чашки чая с постной булкой (а у неё и такой дома нет) идёт к нему в гости слушать его нравоучения, затем ради интереса идёт с ним в церковь, и, в конце концов, (уже не ради интереса!) заступается за Михаила, когда они, прогуливаясь вечером, встречают компанию готов-сатанистов.

История, описанная в книге, это и документальная хроника, и журналистское расследование, и открытое письмо (хочется верить, что не «на деревню деду»).

Судьба Михаила (судьба ещё многих и многих наших современников) сложилась трагически. Даже не потому что все мы сегодня социально незащищены, о чём и пишет в своей книге пятнадцатилетняя Анастасия Кольцова, не потому что современная молодёжь во многом невольно копирует разгулявшийся криминальный мир. А потому что помимо земных законов в нашей жизни действуют ещё и духовные.

Сатанисты ритуально убили Михаила. Михаил осознанно доказывал им свою правоту - правду Христа. В этом кошмаре, в котором живёт современный мир, мальчишка мыслит так: «Люди не бывают плохими. Просто иногда бывает особенно много искушений...». Михаил сознательно ведёт готов ко Христу, доказывая им: «Вы напрямую служите сатане и после смерти пойдёте в ад». Готы хотели, чтобы Михаил стал таким, как они, но он не побоялся ответить на их вызов: «Я пойду с вами, если вы пообещаете пойти со мной». Ему не было жалко себя. Он жалел их. Как Христос, взирающий на заблудший народ.

Пошли эти готы за Михаилом (за Христом) или нет, мы не знаем. Но Ксюха и вся её компания - пошли. Споря, ошибаясь, сомневаясь, но пошли, нащупывая спасительный путь.

Друзьям Михаила не понятно, как это Христос «умер как слабак», не мог «раскидать» своих распинателей и выйти победителем. С этим вопросом они подходят к священнику (отец Александр не на много постарше своих собеседников). Он отвечает им, говоря о Михаиле: «А чо он там всех не раскидал, как супермен в том фильме?.. Из нескольких возможных жизненных путей он предпочёл смерть за Христа. Разве это можно назвать слабостью?»

Вот и думай тут: поколение девяностых. Потерянное ли оно, как его часто называют?

Вот и думай, действительно ли зашла в тупик современная художественная литература?

А я всё же удивилась, как это пятнадцатилетняя Настя Кольцова смогла так ненавязчиво рассказать о шатаниях современной молодёжи: здесь вам и фанаты В. Цоя, и приверженцы национальной партии большевиков, и скинхеды, и сталинисты, и сатанисты, и православные... Наши с вами соотечественники.

Заканчивается повесть описанием пасхального богослужения в храме, куда подростки сами пришли с ведёрками крашеных яиц и куличами, в то время, как некоторые из их родителей пребывали в запое. В храме, где совсем недавно Ксюха маялась, ожидая, пока Михаил отстоит «свою» службу, она наконец почувствовала «какое-то неведанное ею доселе единение» со всеми, кто здесь молился. И с Михаилом.

Очевидно, если разговориться с молодёжной компанией и в храме, и далеко от него, вам расскажут сотни подобных историй. А вот повесть Насти Кольцовой - это ещё и заявка собранного и серьёзного начинающего писателя.

 

 

Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

«Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отцов, адаптированные для детского чтения и восприятия, стихотворения русских поэтов разного исторического периода, имеющ

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 1

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П