Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Духовная литература нашего времени
28 апреля 2014 в 0:00

 

Протоиерей Артемий Владимиров о новой книге архимандрита Рафаила (Карелина) "На пути из времени в вечность. Воспоминания".

Эта долгожданная книга содержит в себе воспоминания одного из самых значимых духовных писателей и богословов нашего времени архимандрита Рафаила (Карелина). В ней вы найдете драгоценные для современника воспоминания о встретившихся на жизненном пути о. Рафаила подвижниках благочестия: это и знаменитые Глинские старцы - митрополит Зиновий, схиархимандрит Андроник, схиархимандрит Серафим; это и Патриархи-Католикосы Грузии послевоенных лет; блаженные, Христа ради юродивые; благочестивые христиане.

В книге содержится замечательная беседа об Иисусовой молитве, которая является духовным посохом для всякого христианина. Очень значимы изречения подвижников благочестия нашего времени, большинство из них отцу архимандриту Рафаилу повстречалось в Грузии, где прошла его юность и где он подвизается и поныне.

Мне хотелось бы преимущественное внимание уделить главе, посвященной схиигумену Савве (Остапенко), замечательному подвижнику, наставнику 60-х годов ХХ столетия, духовные чада которого до сих пор не желают и не могут забыть своего доброго пастыря, погребенного в Псково-Печорском монастыре. Раскрыв эту главу, вы прежде всего обращаете внимание на фотографию схиигумена Саввы (Остапенко), который уже в зрелых годах, имея молитвенный навык, поступил простым иноком в Троице-Сергиеву Лавру и очень скоро, как цветущая вишня привлекает к себе шмелей и пчел, привлек к себе десятки и сотни душ, жаждавших духовного окормления. С фотографии на Вас смотрит схиигумен Савва, от теплого отеческого взора и любящих лучезарныхгографияего глаза которого просто невозможно отвести взгляд. Чуден дар отца Саввы - любить преданно, бесконечно, жертвенно, забывая самого себя.

"Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого, - пишет отец Рафаил,- Я воспринимал его как преемника праведного отца Иоанна Крондштадского. Мне кажется, что отец Иоанн Крондштадский благословил даром молитвы отца Савву, как будто бы даровал ему силу и высокое дерзновение молиться за людей. Схиигумен Савва был всегда радостен, словно он только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ее со всеми нами. Но особенно преображался он во время храмовой молитвы, тогда и облик его напоминал отца Иоанна. Я помню его взгляд лучистый, ясный, глубокий, как будто проникающий до глубины души. Эти глаза были чистыми, как кристаллы, через которые сияет вечность...".

Отец Рафаил в этих воспоминаниях пишет о том, как он стал свидетелем литургического служения отца Саввы: "Особая благодать мира, покоя, тишины осеняла всех молящихся. Нам с вами остается только жалеть, что мы можем, читая эти воспоминания, лишь слышать эти свидетельства, но никогда уже не станем вплоть до встречи с подвижниками русской земли на Страшном суде свидетелями их дерзновенной молитвы. А каким был отец Савва в его пастырстве? Лучезарный, светлый батюшка был достаточно строгим и определительным. Он не любил подолгу говорить с людьми. Дело в том, что спасение, по утверждению преподобного Амвросия Оптинского, не во многих словах заключается. Отец Савва говорил, что нужно уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он говорил, что для решения духовных вопросов достаточно нескольких минут, и нельзя позволять людям распоряжаться твоим временем, что для правильного руководства надо встречаться с человеком не часто и на короткое время, объясняя ему это, например, так: "У меня есть для тебя 5 минут, уложись в это время, ты не один". Или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге не более одной страницы. Исключения отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: "Я помолюсь о тебе". И, как правило, человек получал ответ, иногда совершенно неожиданно...".

Кажется, очень простые, но глубоко значимые истины. Ведь весьма часто мы с вами, дорогие братья и сестры, вольно или невольно отклоняясь от Евангельского идеала, позволяем обольщать самих себя и выбираем подмены и суррогаты, скрывающие от нас Христа. Да, действительно, "спасение не во многих словах заключается". И тот, кто хочет изложить, выплеснуть свою сердечную боль, тот, кто хочет получить совет, дабы найти золотую середину, царский путь, и выйти из недоумения, конечно же, в состоянии и за малые минуты изъяснить суть своего вопроса. И как часто человек, сбивающийся с темы на тему, подменяет подлинную просьбу, подлинное покаяние таким словоизвержением, иногда рисуясь и красуясь, иногда впадая в праздное многословие, а, значит, и в осуждение, утомляя пастыря, которого, безусловно, ждут еще многие дела, неведомые этому словоохотливому собеседнику.

Можно сказать, что отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью, что ни одно слово духовника, даже сказанное в шутку, не должно пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю.

О. Рафаил продолжает: "Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: "Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?" Он ответил: "Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа, если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем". Когда я спросил: "А как преодолеть эту страсть?" Он ответил: "Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога". А затем добавил: "Молись Божией Матери - Она наша взбранная Воевода".

Отец Рафаил пишет о первой встрече, которую даровал ему Господь с будущим схиигуменом Саввой в коридоре, в покоях наместника Троице-Сергиевой Лавры. Там благодатный батюшка ждал решения своей судьбы. Дело в том, что в душные хрущевские годы, когда наша Церковь была откровенно гонима, всякое скопление людей уже привлекало к себе внимание невидимых, но вездесущих агентов Комитета госбезопасности. Тем паче сердце России, Троице-Сергиева Лавра, куда съезжались и стекались иностранцы, не могло быть вне поля зрения этих людей в штатском. Между тем, каждый Божий день у входа в монастырские строения толпился народ. Он ждал появления любимого батюшки, который никогда без улыбки не подходил к человеку. Народ ждал возможности принять от него благословение, увидеть его лучезарный взгляд, попросить старца о молитве. Энергии отца Саввы хватало на всех, никто не чувствовал ни холода, ни формального отношения, ни казенного обращения, но, как мотыльки вьются вокруг свечи, так народ кружил и кружил вокруг этого светильника Православия. Ясное дело, власти не могли простить Троице-Сергиевой Лавре такого светлячка, и вот приходит тайный указ отправить его подальше. Отец Савва направляется, конечно, не без Божьего Промысла, в знаменитый Псково-Печорский монастырь. Архимандрит Рафаил с удивлением замечает, что отец Савва, который, как оперившийся птенец, расставался с гнездом -Троице-Сергиевой Лаврой, не выказывал никакого волнения, ни раздражения, ни недовольства, но был спокоен, потому что вверил себя всецело в руки Господа Бога Вседержителя.

"... Научите меня молиться. Какова значимость молитвы Иисусовой в жизни христианина? Что нужно для того, чтобы научиться молиться не устами и перстами, а молиться сердечно? - вопрошал один молодой человек уже опытного монаха. И батюшка не отговорился двумя словами, но, приметив боголюбие в любознательном, духовно просвещенном юноше, обратил к нему свой взор, и этого взора было достаточно, дабы душа молодого человека навеки прилепилась во Христе к своему духовному наставнику. Первая встреча - не последняя встреча. Действительно, мы назовем подлинным таинством встречу духовного отца, который рождает вас в Духе Святом, благовествуя Вам Господа Иисуса Христа и открывая путь к духовно-нравственному совершенству через исполнение Евангельских заповедей...".

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2790

 

Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

Доброе чтение для детей и не только». Рецензия на книги «Зернышки. Добрые истории для малых ребят». «Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отц

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 16-

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П