Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
О личности Грозного царя
10 марта 2016 в 0:00
 
Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия
 
О фильме режиссера Эшпая «Царь Иоанн Грозный» …
 
Просмотрел многосерийный фильм режиссера Эшпая «Царь  Иоанн Грозный». Он более серьёзен, чем «Царь» Лунгина. Этот последний я не стал полностью смотреть- достаточно было посмотреть фрагменты, чтобы понять весь его антиисторизм и надуманность. А вот о фильме Эшпая хочется поговорить, хотя там тоже хватает стереотипов о кровожадности Грозного. Впрочем обо всём по порядку.  Режиссёр фильма придерживается искусственной концепции Карамзина о двух периодах жизни Ивана Грозного. Первый период относительно спокойный, царь ведёт себя сдержанно. После смерти любимой супруги Анастасии, которую якобы отравили, под воздействием внушений окружающих, Иоанн начинает зверствовать. Нелепость. Дело в том, что Анастасию действительно отравили, как и старшего сына Ивана, которого якобы Грозный убил посохом, как показано в фильме. Сам Иоанн тоже был отравлен. Всё это было доказано Герасимовым после вскрытия им в 1963 году царских захоронений. На черепе царевича Иоанна не было обнаружено никаких телесных повреждений и следов запекшейся крови на корнях волос.
 
Душераздирающая сцена казни детей опальных людей. Босиком зимой дети идут к плахе. Слышится сухой щелчок от удара  топора, раздаётся гул в народе. Впечатляюще, но ...абсолютно не достоверно. Казнь детей на Руси всегда была запрещена. Как же тогда быть с упоминанием в царском заупокойном синодике имён с присовокуплением «со чады»? А это дети погибших в пожарах, при нашествии иноплеменных, дети знаемых царём людей. Судебники Ивана III и Ивана IV предусматривали казнь только взрослых. В судебнике Ивана IV казни предусматривались за 10 преступлений (в судебнике  Ивана III немного меньше). В каждом отдельном случае смертный приговор утверждался царём.
 
Об Адашеве. В фильме он отравляется. В летописях данных об этом нет. Хотя Адашев был приближён к царю, но он был сторонником боярской демократии, поддерживал оппозицию. Вообще в это время шла борьба между сторонниками двух форм правления - дохристианского с князем и вече и христианского с царём и подданными. Кстати, Адашев, которого так оправдывает Карамзин, оказался родственником известного историка....
 
О Курбском. Его заслуги были неоспоримы (взятие Казани и прочее). Но вот в разгар Ливонской войны, которая сначала была удачной для Московского государства, он переметнулся к врагу, бежал в Литву, оставя при этом жену и сына. Курбский сдал всю московскую агентуру в Литве и возглавил поход против Грозного. Вся Европа ополчилась на Русь. Курбскому не удалось отбить Полоцк, зато он основательно пограбил окрестные монастыри. Полоцк был взят войсками Ивана Грозного в 1563 году. Крестным ходом с крестом преподобной Ефросинии Полоцкой шел он на город. Русские войска потеряли всего 86 человек. Из 12 тысяч жителей Полоцка русские войска вышли встречать 10 тысяч, которые тут же устроили вече, на котором вынесли смертный приговор местным иудеям, притеснявшим православный народ. Их хотели уничтожить, но царь сказал, что тех, кто покается, не трогать. Не покаявшихся оказалось 300 человек. Царь приказал передать их судьбу на волю Божию. Они были поставлены на лед реки Двины, лед подрубили у берегов. Лед толщиной в метр не выдержал, и они стали тонуть точно так, как это было на Чудском озере. Вот с этого момента началось обливание грязью Иоанна Грозного. В Талмуде сказано: «Кто ударит еврея по щеке подлежит смерти», а здесь погибло 300 человек. Когда иудеи празднуют Пурим, они сжигают чучело Иоанна Грозного. Вот изначальный источник, откуда исходит ненависть и шельмование царя Иоанна. На него был наложен херем, т.е. проклятье на вечные времена.  Курбский был родовитым Рюриковичем, претендовал на первые роли в государстве, им двигали амбиции. Кстати, он прихватил с собой «в долг» казну Псково-Печерского монастыря. На монастырские деньги им было куплено графство в Ковно. О том, что заговоры были не плодом больного воображения царя, а реальностью показывает эпизод в фильме, когда опричники у литовской границы останавливают обоз боярина Федорова. Этот боярин утверждал, что выехал прогуляться... вместе со всем скарбом, семейством и челядью. Заговорщики планировали схватить Грозного под Минском и выдать Литве. Заговор был раскрыт. Схватили около 300 бояр, половина из которых была казнена.
 
Сцена, когда царь заставляет бояр плясать, а те отказываются («мы не скоморохи»). Петра l еще можно представить в этом плане, но не Грозного - категорического противника плясок, запрещенных Стоглавым Собором.
 
Полный абсурд - сцена, когда царь вкушает скоромное в пост. А как быть со словами юродивого Николы, сказанными царю у ворот Пскова («мясца ты не поел и кровушки не попил»). Не идет ли речь о Причастии? Почему нужно непременно предполагать кровожадное людоедство по отношению к Иоанну Грозному?!    
 
Казнь 2-х воевод бежавших с поля боя. Нереально. Кнутом только могли наказать и обязательно после судебного разбирательства.
 
Насилие и разврат опричников. Выдумки и наветы недоброжелателей царя: Курбского и иже с ним, иностранных наемников.
 
Сожжение книгопечатни Ивана Федорова. Это могли сделать враги. Федоров исполнил свою миссию и отправился во Львов, куда был приглашен князем Острожским. Была острая необходимость печатать здесь книги для православных, которые подвергались гонениям.
 
Нужно отметить, что Церковь, духовенство, митрополиты Макарий и Филипп показаны в фильме в положительном ракурсе. Сам царь Иоанн показан как страдающий, испытывающий внутреннюю боль, нуждающийся в поддержке.
 
Пьяный Иоанн рвется на исповедь к митрополиту Филиппу. Нужно подчеркнуть, что пьянство было запрещено. На Руси существовал сухой закон. Впрочем, употреблять вино разрешалось в двунадесятые праздники. «Домострой» запрещал держать в домах вино. Недалеко от нашего храма - там где сейчас Дом на Набережной был царев кабак, который держал целовальник (он целовал крест, что не будет спаивать народ). По домам хмельное не варили. Привозить из Польши отравленное зелье, т.е. водку было запрещено.
 
Митрополит Филипп. В летописях нет оснований для позднейших трактовок конфликта царя с ним. Да, у него проскальзывали недовольные нотки, т.к. некоторые представители рода Колычевых, к которому относился сам Филипп, были причастны к заговору. Митрополит хлопотал о них, чем вызвал раздражение у опричников. Над митрополитом было проведено два суда. Он был приговорен к смертной казни по обвинению в содомии, однако царь приговор не утвердил. Вначале владыку содержали в Никольском монастыре на Берсеневке, а потом сослали в Отрочь монастырь в Тверь. Малюта отправился за ним как за свидетелем по делу о ереси жидовствующих. Дорогу к монастырю перегородили несколько сот вооруженных людей. Малюте удалось прорваться в монастырь. Когда он вошел в обитель, там уже шло погребение митрополита Филиппа... Позднейшие историки приводят пространные диалоги Грозного с Филиппом. Возникает вопрос: а кто слышал эти диалоги? Писарь записывал? Филипп был обвинен в грехе содомии, обвинен бездоказательно заговорщиками. И сцена, когда Малюта бросает под ноги ссыльному митрополиту голову его послушника - полная фантазия. На самом деле Филипп был оправдан и Малюта спешил сообщить ему об этом, но не успел...
 
Колоритно показан в фильме папский посланник Поссевин. Он пытался склонить Грозного к принятию католичества. В Москве Поссевин имел диспут с царем. Он передал Грозному желание папы поминать его за богослужениями в Русской Церкви. За это он обещал царю содействие в получении Полоцка, Минска, Киева и всех вотчин его предков. Иоанн Грозный не пошел на это. «Мы приняли Христову веру от апостола Андрея, брата апостола Петра, и с тех пор храним веру нерушимо» - таким был его ответ.
 
Царь умер якобы во время игры в шахматы. Маловероятно - ведь игра в шахматы была запрещена Стоглавым Собором.
 
Сцена смертельного ранения Малюты. На самом деле Малюта погиб при  штурме крепости в Ливонии. Малюта просил похоронить его в монастыре в попираемом месте. Царь приказал похоронить его в Иосифо-Волоцком монастыре. Однажды во время очередного посещения монастыря, я с прихожанами пропел вечную память у места погребения М. Скуратова - в трапезном Богоявленском храме под лестницей.
 
Сын царя Федор показан в фильме безвольным и недалеким. Однако смирение нельзя путать с безволием и недопустимо называть смиренного человека глупым.
 
Отношение к Иоанну Грозному - это своеобразный тест, который проявляет суть любого человека. В книге митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа» о Грозном говорится как о государственнике. Старец Николай Гурьянов говорил, что ему «не нужно оправдываться. Совесть его перед Богом и Церковью чиста: он хранил Господом врученное Царство и Церковь от врагов и ереси жидовствующих». За несколько десятилетий царствования Иоанна Грозного было репрессировано в 8 раз меньше, чем за одну Варфоломеевскую ночь во Франции. Это к вопросу о русских варварах и цивилизованном Западе. Обычно ссылаются на синодики царя, которые он рассылал по монастырям на помин души. Там 3 тысячи имен. Очевидно, что это список вообще всех тех людей, за которых царь молился об упокоении. Имен репрессированных там не так много.
 
Недавно в интернете появилась статья неизвестного мне епископа Амвросия (Епифанова) «Без царя в голове». В свой статье автор противопоставляет «не жестокого и не кровавого» Ивана III Ивану IV имевшему «зверонравный характер». Кстати, этой позиции придерживался и известный историк Л. Махнач. На самом деле Иван III был жестоким человеком, он даже не пощадил собственного брата. Далее - он вяло сопротивлялся распространению ереси жидовствующих.  Даже в кремлевских соборах служили тайные еретики. Его судебник впервые ввел на Руси смертную казнь, чего раньше не было и что противоречило «Русской Правде».  Он не создал систему самодержавной власти. Самодержавие ограничивала Боярская Дума. Теоретиком и практиком  самодержавия был именно Иоанн Грозный. При нем появилась регулярная армия, были приняты казаки на царскую службу. Зверства в Новгороде и Пскове - это плод больного воображения. Вообще понятие «казнить» относится к наказаниям вообще и не означает предать именно смерти. Иностранцы упоминают 300 и даже 700 тысяч  жертв. На самом деле реальные тысячи погибших были жертвами эпидемии. Что касается покорения Казани, то нужно отметить что походы на нее предпринимались неоднократно и начались они уже в правлении Ивана III. Успех, однако, пришел только после проведения Стоглавого Собора наведшего порядок в Церкви. Епископ Амвросий упрекает Грозного, что он не принимал участия в военных действиях. Странно, разве полководцы в первую очередь не организовывают и контролируют? Кстати, взрыв стен Казани прогремел в момент, когда Иоанн причащался за литургией. На пути к Казани массово устанавливались поклонные кресты, закладывались часовни, храмы и монастыри. По указанию преп. Сергия был заложен г. Свияжск. Один из храмов нового города был посвящен Преподобному. Нужно еще раз подчеркнуть, что такого описания казней какие встречаются у Горсея, Штаддена и у других иностранных наемников, в летописях нет. Недоброжелательные иностранцы путают качели с виселицами, подобно тому, как однажды Буш принял разведение мостов за приготовление к запуску ракеты.
 
Возвращаясь к фильму, хотел бы напомнить, что негативное отношение к царю Иоанну Грозному нередко заканчивалось трагически. У Репина, написавшего картину о якобы убиении царем своего сына, отсохла рука. Писатель Гаршин, позировавший для этой картины, бросился с 3-го этажа и разбился. Е. Евстегнеев, сыгравший роль Иоанна Грозного в отрицательном ракурсе, внезапно умер. У известного артиста Александра Михайлова во время спектакля «Смерть Иоанна Грозного», где он играл царя, на сцене хлынула кровь горлом. Он потерял 2,5 литра крови, едва не умер, был почти при смерти. В больнице он прочитал книгу владыки Иоанна и стал по другому относиться к Иоанну Грозному. Спектакль же стал называться уже просто «Иоанн Грозный».
 
При царе Иоанне Грозном территория нашей страны увеличилась в несколько раз. Негативное отношение к царю как следствие ставит под сомнение и казанский поход и присоединение к Сибири, т.е. мы рубим сук на котором сидим. Этого нельзя делать ни в коем случае. В заключение немного личного. Как и в случае в Распутиным, с Грозным у меня похожая история, а именно - помимо моей воли происходит нечто необычное. Не буду повторяться насчет Распутина, а вот о Грозном скажу. Несколько лет назад к нам в храм пришел один старообрядец. В их среде, насколько мне известно, в отношении Иоанна Грозного доминируют те же стереотипы (а ведь при нем состоялся знаменитый Стоглавый Собор, который они так почитают!) Этот старообрядец предложил за сравнительно небольшую цену приобрести икону Грозного царя. Эта икона украсила мою келью. 
 
Комментарии
28 октября 2016 в 0:00

«Зернышки» — небольшие книжечки (их уже 13), в состав которых входят рассказы, сказки, притчи Святых Отцов, адаптированные для детского чтения и восприятия, стихотворения русских поэтов разного исторического периода, имеющ

Пристяжные лжи
29 сентября 2016 в 0:00

  Об этой книге «Романовы. Подвиг во имя любви» уже рассказывалось в статье «Анатолий Степанов: Кого мы хотим обмануть?!». Отзвук чувства вины в нашей общей беде - в неоднозначном принятии обществом выводов 1

Четыре года под полумесяцем
25 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет на русском языке книга очевидца преступлений против человечности венесуэльского "солдата удачи" Рафаэля де Ногалеса Мендеса "Четыре года под полумесяцем". Об обстоятельствах издания этой книги Русской

23 сентября 2016 в 0:00

 Проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» победил в номинации «Электронная книга» национального книжного конкурса.    Приложение создано на основе иллюстрированной четырехтомной антологии русской по

Бабы-дуры. История проигранной войны
21 сентября 2016 в 0:00

 С 1970-х годов, как отмечает С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием», в СССР на имя Антонио Грамши и на малейшее упоминание о его теории был наложен строгий запрет. Началась подспудная подготовка к перестройке

Книга русских людей
18 сентября 2016 в 0:00

 Олег Платонов рассказал о выпущенном Институтом русской цивилизации альбоме «Русский государственный календарь» …   Институт русской цивилизации по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вен

Аввакумов костер
16 сентября 2016 в 0:00

 Давний друг Н.Коняева член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России иерей Алексий Мороз в интервью «Русской народной линии» поделился своим мнением о книге «Аввакумов костер».   Эт

Взрывоопасная однобокость
14 сентября 2016 в 0:00

 Вышла в свет монография митрофорного протоиерея Александра Соколова «Православная церковь и старообрядчество». Книга издана по благословению епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова). «В книге излагает

Маккавеям
12 сентября 2016 в 0:00

 Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Б

Об электронных книгах
09 сентября 2016 в 0:00

 На вопрос врача, не желает ли Пушкин видеть кого-        нибудь из приятелей, поэт посмотрел на полки книг     и сказал: «Прощайте, друзья!»      (Из воспоминаний друзей П