Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Святитель Феофан Вышенский о писательстве

11.01.2015, 0:00

 

Православный мир находится на пороге 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского.

Как воспринимались слова Вышенского старца его современниками, и какое значение они имеют сейчас, через 120 лет после его кончины, для нас? Какие темы, раскрытые святителем Феофаном, актуальны по сей день?

Святитель Феофан – не только потомственный священнослужитель, миссионер, пастырь, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение Отечества, содействовавший открытию церковно-приходских и воскресных школ, учёный, богослов, педагог, затворник Вышенской пустыни, но и русский духовный писатель, автор публицистических произведений.

Феофан Затворник в одном из своих писем говорит: «Писать – это служба Церкви, или нет?! Если служба, – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?».

Сокурсник преосвященного Феофана по академии – митрополит Московский Макарий (Булгаков) вспоминал: «Никто лучше его не писал– только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения».

Как отмечает биограф святителя Феофана Затворника, архимандрит Георгий Тертышников, студент Георгий Говоров (мирское имя св. Феофана) в Киевской академии развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только сокурсников, но и преподавателей.

Исследователь жизни и творчества Святителя Феофана – протоиерей Георгий Климов – упоминает, что он «был одним из самых плодовитых духовных писателей XIX столетия. Все его творения исполнены, с одной стороны, искренности и простоты, с другой, – духовной силы и глубокой веры».

Наш современник митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в исследовании «Русские духовные писатели синодального периода» ставит Феофана Затворника в один ряд с наиболее яркими духовными писателями XVIII-XIX веков – святителями Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским, Игнатием (Брянчаниновым) и святым праведным Иоанном Кронштадтским.

Большое внимание в своих трудах Феофан Затворник уделял молитвенному таинству: «Труд молитвенный, вот в чём состоит: умом в сердце пред Господом, зреть выну Господа, ходить пред лицем Его, возносясь к Нему и падая пред Ним в самоуничижении непрестанно, и сидя и ходя и беседуя».

Размышляя о значении молитвы, Святейший Патриарх Кирилл в одной из проповедей сказал следующее: «Святитель Феофан Затворник говорил: «Весь смысл молитвы в двух словах: «Господи, помилуй»». Когда мы упоминаем эти слова, нам кажется, что мы просим Господа не наказывать нас, однако, слово «помилуй» имеет гораздо большее значение и более широкий смысл, чем только просьба о пощаде».

В интервью журналу «Православие и современность», данном в июле 2014 года,  игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма города Саратова, обращается к следующим словам святителя: «Если ты молишься Богу, ты должен чувствовать в сердце своем некую «болячку», которая заставляет тебя свое сердце чувствовать, из его глубины взывать».

Жизнь Феофана Затворника принято разделять на две части – до и после ухода в затвор. В письмах «О монастырском уединении», «Об одиночестве в монастыре», «О затворничестве» святителем Феофаном раскрыта тема затворничества – одна из главных в духовно-творческом наследии писателя: «Кто-то, когда-то сказал: сделай, чтоб мысли твои не заходили за стены монастыря, и скоро обрящешь сладкий покой монастырскаго уединения. Это блаженнейшая часть Марии — устроиться так, чтоб и в мысли ничего не было, кроме церкви и келлии».

Раскрывая тему веры в Господа, духовный писатель использовал риторический вопрос – стилистическую фигуру – вопросительное предложение, содержащее утверждение, не требующее ответа: «Дела свои делайте понемножку, с усердием, а о плодах очевидных менее помышляйте. Мысли хорошо беречь, и берегите. Что блуждать по распутиям? Как же солнце-то увидеть, когда пыль столбом и туман вокруг? Разныя мечтания заслоняют Господа. Что слаще Его и краше? Зачем же отрываться от Него и смотреть на ничтожность?».

Интересно, что Феофан Затворник противопоставляет способность человека к покаянию и праведность: «Покаяние – вот прямой и незаблудный путь спасения, а не праведность». В этой связи вспоминаются слова митрополита Рязанского и Касимовского Симона о жизненном пути великого русского поэта Сергея Есенина: «От жизни с её страстями и ошибками, грехами и падениями, конечно, страдала и изнывала его душа, но эту жизнь преодолел его дух».

Святитель даёт определение монашества: «Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге», противопоставляет внешнее и внутреннее – облачение и дух: «Да что такое разумеют под монашеством? Ряса, клобук, четки и прочая внешность, точно не Спасителем учреждены... А сила и дух монашества указаны Им Самим – в Его собственном лице…».

Святитель Феофан называет качества, присущие монаху: «благочестие, добрая нравственность, чистота сердца», сопоставляет монаха с аскетом и пустынником ( «В апостольские времена были аскеты, – они же в последующее время пустынники, монахи…»).

Темы, которые затрагивал Вышенский старец в своих творениях, – монашество, монастырское уединение и затворничество, покаяние, вера в Господа, молитва, а также заветы и советы святителя – актуальны и по сей день не только для церковнослужителей, но и для мирян. Об этом, в том числе, свидетельствует создаваемое нашими современниками Полное собрание творений святителя, возрастающий интерес к личности Феофана Затворника среди духовных пастырей и богословов, историков и филологов, журналистов и пользователей социальных сетей.

Павел КВАРТНИКОВ

 

Написать комментарий
В издательстве Терирем вышло 3-е издание книги «В начале было слово», содержащее проповеди священника Иоанна Павлова разных лет. Одна из тем проповедей — Благодать, которая снисходит на христиан
08.02.2019, 16:34
В издательстве Даниловского монастыря вышла книга «От первого лица». Это рассказы протоиерея Саввы Михалевича о себе и своих знакомых. Интересные, поучительные, грустные, смешные, разные. Знаменитый писатель Фенимор Купер, ко
08.02.2019, 13:13
В издательстве Никея вышла книга психолога Екатерины Бурмистровой «Приручить дракона». Автор рассказывает, как бороться с детским гневом и самому не впадать в это состояние. В одной из тем Е
06.02.2019, 10:41
В издательстве Московской Патриархии вышла небольшая книжка «Покаяние как исцеление». Она адресована всем, кто ходит в храм и принимает участие в таинстве Исповеди. Один из вопросов, которые поднимает
31.01.2019, 16:10
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.