Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Награда или испытание?

09.12.2015, 0:00

 Клирос – это награда или испытание? Вот он и трудится: почётный регент храмы Рязани Николай Николаевич Лоханков. Более 45-ти лет он посвятил регентскому делу, тридцать из них прошли в кафедральных соборах Рязани. Этот человек всегда готов поделиться опытом с молодыми регентами и ни одно крупное торжественное богослужение он не пропускает до сих пор.

Как говорится, все главные качества закладываются в человеке в детстве, и, конечно, свою незаурядную музыкальность Николай Николаевич проявлял уже с ранних лет. Он родился в селе Ерахтур Шиловского района Рязанской области. Все дети в их семье играли на гармони, а потом баяне и юного Колю с гармонью всегда с радостью ждали на свадьбах в селе. Эта любовь к музыке, к пению, особенно народному, и определила дальнейший путь Николая Николаевича. Но светской музыкой он долго заниматься не захотел, хотя все возможности были.

В 1967 году поступил в ленинградскую духовную семинарию и академию на пастырское и регентское отделение. Начальником регентского класса был выдающийся музыкант, знаток древнего пения, Николай Дмитриевич Успенский, он и сам вёл некоторые предметы. Николай Николаевич вспоминает, что преподаватели академии произвели на него огромное впечатление, это были люди ещё той, дореволюционной России, образованнейшие люди своего времени, они передавали богатый опыт «из рук в руки».

Примечательно, что в это же время студентом духовной академии был и будущий патриарх Кирилл, с которым лично знаком Николай Николаевич.

На 3 курсе по благословению владыки Никодима (Ротова) он был назначен регентом левого, а через некоторое время и правого хора семинарии. Безусловно, это была большая часть и одновременно ценный и серьёзный опыт. А затем при распределении по окончании учёбы Николай Николаевич получил назначение в Псков на должность регента архиерейского хора.

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает», и постепенно Николаю Николаевичу удаётся собрать настоящий архиерейский хор. Конечно, пришлось потрудиться, три года прошло, пока хор не зазвучал.

Однако владыка Никодим своего земляка благословляет вернуться в Рязань, и после долгих колебаний в 1975 году Николай Николаевич переезжает в Рязань в качестве регента архиерейского хора Борисо-Глебского кафедрального собора, а затем – Христорождественского. Почти тридцать лет он трудился в этой должности, во многом помогала ему его супруга Любовь Лоханкова, солистка этого же хора. В непростое советское время удалось создать замечательный хор, собрать и разучить обширный репертуар (а ноты приходилось в большинстве случаев переписывать вручную), даже сделать аудиозаписи.

Безусловно, чтобы столько лет руководить коллективом, нужно обладать незаурядными способностями руководителя. Но на мой вопрос, какими качествами должен обладать регент, Николай Николаевич ответил очень просто: «Быть духовно образованным, сдержанным, терпеливым и любить свою профессию». Именно любовь и молитва на клиросе, по его словам, являются определяющими в регентском деле. «Молитвенность» или «немолитвенность» пения церковного хора зависит именно от регента: понимает ли он то, о чём поёт, пропускает ли слова через сердце, не отвлекается ли? Тогда и хор будет отвечать регенту, и прихожане будут понимать, о чём поют на клиросе. Именно этим регент отличается от дирижёра. Одни и те же духовные песнопения можно исполнять в церкви и на сцене, но их исполнение должно отличаться.

По словам Николая Николаевича, два человека сыграли определяющую роль в его жизни – архимандрит Авель и владыка Никодим. Это были настоящие пастыри Церкви, которые опекали то непростое время своей молитвой, заботой, советом, благословением многих рязанцев и не только. Возможно, общение с ними, а, может быть, особая природная стойкость характера обеспечили Николаю Николаевичу удивительное творческое долголетие и замечательную работоспособность. Быть регентом – дело непростое, а архиерейским регентом – тем более. Но я лично никогда не видела его на клиросе унывающим или безразличным к работе. Всегда бодр и подтянут, внимателен к службе. Николай Николаевич воспитал и научил славить Бога не один десяток певчих и регентов в разных епархиях Русской Православной Церкви но особенно много – в Рязанской, где регентовал в городских соборах около 30 лет.

«Награда будет на Небесах тем певчим, кто чистым сердцем славит Бога, а здесь всё будет: и испытания, и искушения, надо трудиться!» – говорит Николай Николаевич Лоханков в утешение и в назидание всем певчим.

Варвара МИХАЙЛОВА

Написать комментарий
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия. Одна
14.11.2018, 13:02
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Афанасия Лимасольского «Брак — ад или рай?». Беседы с кипрским митрополитом полны жизненных примеров, юмора и святоотеческой мудрос
12.11.2018, 12:20
В издательстве Никея вышла книга Элизабет Лукас «Искусство уважения». Автор — семейный психолог — рассказывает, как помочь ребенку выработать уважительное отношение к миру и определиться с&nb
07.11.2018, 13:38
Николай Гоголь под конец жизни полностью изменил свои взгляды. Стал очень набожным человеком и старался оказать как можно больше пользы современникам и потомкам. Так на свет появились его «Выбранные места из пер
31.10.2018, 11:06
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.