Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Игорь ЕВСИН. История благоустроения Солотчинского монастыря.

14.09.2017, 8:00

Около 1450 года великий князь Иван Феодорович Рязанский воздвигнул в монастыре большой храм в честь чтимого на Руси святителя Алексия митрополита Московского. (Митрополит Алексий почил в 1378 году и по завещанию был погребен в Чудовом монастыре. Через 50 лет чудесным образом были обретены его мощи. После этого и стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю). 

В древнем тексте экспликации к плану Солотчинского монастыря про Алексиевский храм пишется так: «Церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского… при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем…»

Согласно монастырской летописи, в 1552 году в Рождества Богородицы Солотчинском монастыре останавливались войска Царя Иоанна Грозного, которые шли на покорение Казани.

 1570—1580-х годах Солотчинская обитель переживала расцвет. Тогда монастырь считался одним из самых значимых на Руси и был в списке 46-ти самых крупных обителей России. В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела свои дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.

Как писал архимандрит Македоний: «Устроена благоприлично и даже богато по тогдашнему времени и щедро наделёная поместьями… Солотчинская обитель вскоре заняла видное место между рязанскими монастырями так что её настоятели лично были известны Московским митрополитам, святейшим Патриархам и самим великим Князьям и Царям Московским, а потому… были вызываемы на Московские соборы [поместные соборы Русской Православной Церкви] заседание в оных имели в числе первых первое после Епископов…»

К сожалению, в Смутное время, в 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.

Новый расцвет основанной князем Олегом Рязанским обители пришёлся на конец XVII века, когда её игуменом с 1688 по 1697 год был архимандрита Игнатий (Шангин). Именно при этом деятельном монастырском строителе обитель приобрела (в основном) свой нынешний вид. Так, стараниями архимандрита Игнатия были построены Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689 гг.), пятиглавый Рождественский собор (1691 г.) и надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 г.) Кроме благолепных церквей при архимандрите Игнатии построили каменный Настоятельный корпус и было начато строительство каменной крепостной стены.

В 1680 году архимандрит Игнатий купил в московском Чудовом монастыре были башенные часы стоимостью 90 рублей (очень большие по тем временам деньги). Установили их на колокольне Покровской церкви, где были погребены Олег Рязанский и его супруга. Церковь находилась на песчаном берегу. Река год от года подмывала этот берег.  В 1770 году, во время сильного половодья берег был настолько сильно размыт, что стоявшая на этой стороне часть монастырской ограды обрушилась, а Покровский храм накренился. По преданию на краю отвесного берега он продержался около суток. За это время монастырская братия успела снять колокола, вынести из храма иконы и церковную утварь. Но самое главное то, что были спасены останки князя Олега и его супруги. После этого храм рухнул. Как писал священник Николай Любомудров: «В 1790 году от обвала песчаного берега Покровская церковь обрушилась под гору к реке вместе с княжескою гробницею, и того же года, по указу Св. Синода, останки Олега и Евфросинии перенесены были епископом Рязанским Палладием в соборную Рождества Пресв. Богородицы церковь. и положены во вновь устроенную гробницу. Над гробницей, на стене, поставлены иконописные изображения Олега и Евфросинии, сделанные на полотне, длиною в 1,5, а шириною в 1 аршин. Оба изображены в монашеском одеянии (Олег в схиме). Над Олегом следующая славянская надпись XVII или XVIII столетия: «Агiосъ великий князь Олегъ Резанскiи, во крещенiи Iаковъ, в иноцѣхъ Iона». Как известно слово Агиос (греч. ἅγιος — святой) — в греческой, а потом и в русской церковной традиции — обозначает святость. В древности на иконах святые так и обозначались: ἅγιος (по гречески) или же агиос (по-славянски). Таким образом местное почитание благоверного князя Олега началось еще с 1790 года, с благословения Святейшего Синода перенести его останки в Рождественский храм для поклонения верующим. Ныне это изображение или так называемая парсуна князя Олега и княгини Ефросинии находится в Рязанском художественном музее.

После архимандрита Игнатия ещё одним примечательным настоятелем Солотчинской обители был архимандрит Софроний Лихуд, который управлял монастырём с 1723 по 1729 год. Он был грек, присланный со своим братом Иоанникием в Россию из Византии. Оба они были учёные иеромонахи и прибыли для основания при московском Богоявленском монастыре православной богословской школы. Братья Лихуды сыграли огромную роль в истории Русской Православной церкви. Именно они по инициативе Царя Феодора основали в 1685 году первое в России высшее учебное заведение - Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию.

Софроний Лихуд, также, как и его брат обладал обширными энциклопедическими знаниями, имел учёную степень доктора Коттонианской Академии, проповедником и философом. Как же он попал в рязанский монастырь? Во-первых, к тому времени он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. Архимандрит Македоний, указывая на общерусскую значимость Солотчинского Рождества Богородицы монастыря писал, что настоятелями в него «были посылаемы люди заслуженные и большею частью учёные, получившие оный монастырь, как бы в награду за понесённые труды и важные услуги Отечеству». Вот почему вплоть до революции 1917 года Солотчинская обитель была на особом попечении Патриархов и Священного Синода. В ней постоянно производились реконструкции, поновлялись иконостасы, строились новые здания, обустраивалось примонастырское хозяйство. Хотя были и времена, когда монастырь приходил в упадок (как этот случилось после передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии).

В конце XIX века Солотчинская обитель славилась своей иконописной школой, в которой учился уроженец села Солотча Николай Шумов, ставший знаменитым иконописцем. В начале ХХ века монастырь владел 310 десятинами земли и ежегодно получал из казны внушительную сумму в 1249 рублей. При обители было обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами.

Архив монастыря к тому времени хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам. Среди них жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского князя Олега Ивановича, Царей Ивана IV и Федора Алексеевича; дела уголовные и гражданские духовенства и монастырских крестьян; дела о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат.

В книге священника Сергия Булгакова "Русские монастыри в 1913 году" упоминается о Солотчинской обители говорится так: "Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Рязани, в 3 верстах от села Солотчи, при впадении реки Солотчи в Оку. Основан в 1390 году Рязанским князем Олегом, который принял тут иноческий сан; тело его вместе с супругою Евприксиею прежде было погребено в Покровской церкви; в XIV веке останки их перенесены в склеп под соборной церковью, в которой также хранятся кольчуга князя Олега и отломки каменных гробов их. Здесь находятся два древние образа святого Алексия митрополита и святых Бориса и Глеба, высеченный из камня. В числе старинных вещей замечательны: два блюда, из которых одно времен великого князя Василия Иоанновича, и потир, подаренный царями Петром I и Иоанном Алексеевичами".

В начале ХХ века множество паломников притекало в Солотчинскую обитель поклониться останкам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали на себя кольчугу, и Господь по вере подавал болящим исцеление.

В 1917 году к власти в России пришли безбожники и Солотчинский монастырь, как и многие храмы и монастыри был закрыт. Это произошло в 1920 году. После закрытия монастырские здания частично разрушили, храмы изуродовали, многие святыни уничтожили. Сам монастырь превратили в колонию для малолетних преступников.

В 1923 году останки князя Олега Рязанского и его супруги были переданы в Рязанский губернский музей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах музей начал проводить частичную реставрацию некоторых зданий.

В 1990 году состоялась передача честной главы благоверного князя Олега Рязанской епархии. Эта передача произошла благодаря мудрости и деликатности рязанского архиепископа Симона (Новикова), который сумел создать удивительно теплые отношения между епархией и краеведами, между светской и духовной властями. Перед святыней была свершена торжественная панихида, а потом её с честью перевезли в Иоанно-Богословский монастырь и выставили на поклонение в Богословском соборе.

26 ноября 1994 года Солотчинский Рождества-Богородицы монастырь был возрожден как женский. Стараниями его первой наместницы, игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель начала восстанавливаться. Здесь вновь зазвучала молитва, и наладилась монашеская жизнь.

В 2001 году из Иоанно-Богословского монастыря в Солотчинскую обитель передали главу князя Олега Рязанского. Так вернулся великий рязанский князь в основанную им обитель. Несколько недель в храме Рождества Богородицы, от раки с мощами подвижника веры и благочестия явно чувствовалось неземное благоухание. Как вспоминал литератор В. И. Степанов «Благодатное благоухание порой ощущалось настолько сильно, что казалось оно, обволакивало меня теплыми воздушными волнами и проходило сквозь тело и сердце и проникало в душу».  Благоухание и даже мироточение от главы князя Олега, наблюдается и поныне.

Игорь ЕВСИН

См. далее -   Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.

Написать комментарий
Комментарии
Станислав 04.04.2021
1. Собор Рождества Богородицы напоминает цер. Николая в Сапареве Бане в Болгарии. 2. Трапезную палату строил Старцев. 3. Расположение зданий как в Троице Сергиевой лавре.
Рейтинг: 0
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.