Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru

Храмы и святыни Солотчинского монастыря

08.09.2017, 8:00

Когда только подходишь к Солотчинскому Рождества-Богородицы монастырю, то сразу замечаешь древнюю каменную стену, которая очень впечатляет своим видом, похожим на крепостное укрепление с бойницами для вооруженных ратников.

А когда-то это стена была деревянной. Строить каменную стену с тремя башнями и Святыми вратами начали с восточной и южной стороны лишь в 1694-1698 годах, а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741-1745 годах. С внутренней стороны монастыря стены представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и ее деревянное ограждение. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и ведут внутристенные каменные, лестницы. Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. Недавно покрытые железом синего богородичного цвета деревянные кровли монастырской стены, а также всех храмов и построек очень повысили художественную выразительность прекрасного ансамбля Солотчинской обители.

При подходе к монастырю мы увидим прерывающую цельность монастырской стены надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь, которую по преданию построил знаменитый рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов, известный возведением Успенского собора Рязанского кремля и других храмов в пышном, затейливом стиле нарышкинского барокко. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году.

Предтеченская церковь необычна по своему облику. При всей своей приземистости она легка, светла и вся устремлена ввысь. Ее наружные стены отделаны затейливой каменной резьбой. Это «каменное узорочье» являет собой образец нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов. (Впоследствии оно распространилось по всей России и стало называться московским барокко). Но главная ценность внутренней отделки Предтеченского храма - это уникальные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Предтеченской церкви мы видим не орнаментальные детали («квадратики» или «полоски»), а четыре крупных цветных панно с изображениями Евангелистов. Их фигуры настолько крупные, что снизу их можно увидеть в деталях.

Автором этих уникальных изразцов был знаменитый мастер Степан Иванов по прозвищу «Полубес». Откуда взялось такое странное прозвище неизвестно. Однако мастером он был талантливым. Его изразцы преподносились в подарок самсому Царю Алексею Михайловичу и очень ему понравились. Изразцами Степана Иванова украшены многие храмы Москвы, но таких изразцовых панно, как в Солотчинском монастыре, более не встречается нигде, кроме как на московской Успенской церкви в Гончарах.

При входе в монастырь впереди мы увидим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Это была первая монастырская постройка, которую в конце XIV века возвел основатель обители сам великий князь Олег Иванович Рязанский. В XIV деревянную церковь по обветшалости снесли и на ее месте построили каменный храм, который по преданию был однокупольным. Он относился к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. То есть ее вход поддерживали не четыре, а два столпа, которые к нашему времени к сожалению, не сохранились, как и сам пристроенный к храму торжественный вход. На рубеже XVI- XVI веков храм Рождества Богородицы значительно реконструировали, он стал пятикупольным, а сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для храмового зодчества XVI. И тем не менее этот храм в своей основе является одним из самых древних на Руси.

Во второй половине XVII века под Рождественским храмом устроили гробницу первого строителя этого храма и основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского и его супруги княгини Ефросинии. А до того, как мы уже говорили их честные останки покоились в подмытой рекой и рухнувшей Покровской церкви.

В богоборческие годы храм сильно пострадал. Имущество было частью уничтожено, частью разграблено, останки князя Олега и княгини Ефросинии, а также их иконописное изображение забрал рязанский музей.  Само здание было реконструировано под клуб с кинозалом. Сегодня трудно в это поверить, но вплоть до начала 1990-х годов в храме Рождества Богородицы показывали кино и устраивали дикие танцы на месте бывшей княжеской усыпальницы…

Ныне церковь восстановлена, в ней ведутся службы. И хотя от прежней настенной росписи остался только небольшой фрагмент, но смотря на него мы можем понять насколько прекрасна была роспись этого древнего храма.

Слева от Рождественской церкви мы увидим двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа, а справа – реконструированные корпуса келий.

Духовская церковь с трапезной палатой была построена по образцу трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля при настоятеле Архимандрите (Шангине). Возводил эту церковь Яков Бухвостов. В ее украшении Бухвостов использовал различные архитектурные приемы. Так детали окон трапезной он сделал из белого камня с вставками из разноцветных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов. Такие же изразцы украшают и барабан главки купола. Причем, удивительно – ни один изразец по деталям барельефа и по своей расцветке не похож на другой. Этот редкостный мастерский подход является настоящим художественным произведением. Исскуствовед Александр Николаевич Бабий, рассказывал, что секрет окраски изразцов Духовской церкви утерян, поскольку тот или иной цвет на изразце появлялся не путем нанесения красочного покрытия, а путем обжига отдельных его деталей различными породами дерева. К примеру обжиг осиной дает синевато-зеленоватый оттенок, обжиг сосной – дает желтый цвет и так далее… 

Слава Богу, что ныне мы можем полюбоваться таким редкостным искусством древнерусских мастеров и восславить Господа за его милости.

В нижнем этаже Духовской церкви находится восстановленный храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сама же церковь стараниями матушки Анимаисы и благотворителей ныне преобразилась. Внутри появились замечательные по художественному исполнению росписи, а снаружи храм отделан красивым красным декоративным кирпичем.

Напомним, что все сохранившиеся в монастыре каменные постройки, за исключением Рождественского собора Рождества, возведены в конце XVII века, когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. И лишь в западной части обители расположены хозяйственные здания начала XX в.

В Солотчинской обители имеются благодатные иконы и святыни. К ним относятся Казанская икона Божией матери, Икона Божией матери Отрада и Утешение, ковчег с мощами святых угодников Божьих, честная глава благоверного князя Олега Рязанского.

Проходишь монастырские ворота и попадаешь в другой мир. Все заботы и тревоги остаются за стенами монастыря, а на душе мир и покой. Красивые древние храмы, благолепные монастырские службы, любовь и забота матушки игуменьи Анимаисы с сестрами, все настраивает на молитвенный лад. Покидаешь монастырь, наполненный радостью, умиротворением и желанием приезжать сюда еще и еще…

Игорь ЕВСИН.

См. далее - Игорь ЕВСИН. Тихая обитель. Рассказ о Солотчинском монастыре.

Написать комментарий
В издательстве Никея вышла книга размышлений священника Дмитрия Климова «Антиманипуляция». Одна из тем, которую поднимает отец Дмитрий — ребенок в церкви. Как приучить детей ходить в храм? Как избежать ошибок и что делать,
25.12.2018, 12:37
В книге «От суеты земной к жизни истинной» собраны беседы с протоиереем Валерианом Кречетовым. Одна из бесед называется «Что важнее, ходить в храм или делать добрые дела?» Священник отве
21.12.2018, 16:52
Зачем мы ездим в паломничества? Каждый, наверно, переживал такой этап, когда есть зуд побывать везде, во всех святых местах, приложиться ко всем святыням, привезти домой освященные камешки, сувениры, землицу... Это
14.12.2018, 18:52
№1. Натюрморт с разбитой чашкой. Наталия Сухинина Самой продаваемой книгой 2018 года оказалась история об иконописце, попавшему в так называемый любовный треугольник. Наталия Сухинина ведет своих героев через падения, испытания дружб
14.12.2018, 13:43
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.