Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Гонение на духовенство середины XX века
05 апреля 2017 в 11:35

Ранее мы кратко описали последствия революции 1917 года в отношении Православной Церкви. В этот раз подробнее коснемся гонениям на духовенство.

Сохранить ссылку на статью:

 

Как из атеизма делали «религию»

Одним из направлений борьбы с церковью строителей коммунизма было репрессии духовенства. Согласно учению марксизма религия являлась «надстройкой» над материальным «базисом». Соответственно, уничтожив материальную базу церкви в виде закрытия храмов и изъятия имущества большевики надеялись, что церковь самоликвидируется. Расчет власти был очень простым: на приходе нет священника, не совершается богослужение и согласно законодательству приход закрывается. А храм и имущество переходит в управление местных властей. Таким образом, народ не посещая храм, вскоре забудет Бога.

Духовенство для коммунистов было враждебным классом в составе буржуазии. И отношение к ним было соответствующее. Кроме того священство было для них и идеологическим врагом. Это касалось не только священства, но и видных публицистов писателей, философов, ученых.

Вспомним знаменитый «пароход философов» на котором были высланы из России видные философы с мировым именем. Это Б. Вышеславцев, И. Ильин, С. Франк и др. Все, имеющие какое либо влияние на умы народных масс подвергались контролю со стороны органов безопасности. Не обошла эта участь и духовенство. Священники, учившие о вере в Бога, жизни по заповедям, входили в явное противоречие с религией атеизма.

Действительно, атеизм являлся и является верой в отрицание Бога. Человеку предлагается поверить в то, что Бога не существует. Коммунисты взяли из религии все внешние формы. Даже «моральный кодекс строителя коммунизма» ни что иное как переделанные заповеди Евангелия. Были введены вместо православных коммунистические праздники. К примеру — 1 Мая, 8 Марта. Вместо венчания введены комсомольские свадьбы. Вместо почитания православными святых мощей — мавзолей с телом Ленина. Вместо икон — портреты вождей в кабинетах. Однажды в разговоре, один священник меня спросил: «А ты не думал, почему большевики народ называли массами?» и сам ответил: «Масса — это что-то бесформенное, из которого можно слепить все что угодно. Необходимо только заставить рассудок этих народных масс мыслить в нужном русле». Поэтому говоря о гонениях на духовенство в период правления богоборческой власти, необходимо иметь в виду эти две позиции: атеистическое учение марксизма и борьба за умы народных масс.

 

Репрессии 30-х годов

В ранний период власти большевиков, в период гражданской войны репрессии носили скорее стихийный характер. Власть была неокрепшей, молодой. Не было налажено централизованное управление. Поэтому на местах часто царил произвол. Народ, поверивший новой власти, не особо препятствовал репрессиям духовенства со стороны большевиков. Особенно страшным периодом в истории церкви был период 1933–1937 годов. По решению Советского правительства все дела по атеистической пропаганде и уничтожению церкви были преданы в органы НКВД. Аресты, ссылки и расстрелы приобрели массовый характер. Только в 1937 году было арестовано 59 архиереев. Приговорены к расстрелу «судебной тройкой» за этот год 60 епископов.

По разным оценкам ученых историков в период с 1937 по 1941 год было репрессировано около 500 тысяч верующих разных конфессий, из них около 200 тысяч было расстреляно. Перед началом волны репрессий в 1937 году, в Русской Православной церкви насчитывалось 290 архиереев. К началу войны 1941 года уцелело только 10 (десять) епископов и 500 священников. И это на весь Советский Союз! По сравнению с 1914 годом духовенство уменьшилось на 93–95%. Церковь была почти полностью уничтожена. Обвинения были более чем абсурдными. Одного епископа обвиняли в создании террористической организации, а члены этой «террористической организации» были женщины-монахини.

Ныне прославленный в лике новомученников Российских святитель Лука (Войно-Ясенецкий), описывал допрос «конвеером». Этот метод допроса сводился к тому что следователи менялись, а арестанту не давали отдыха в течении длительного времени. Этот допрос длился 13 (тринадцать) суток. А епископа Афанасия (Сахарова) арестовывали 11 раз. Шесть раз он был осужден. Он провел в общей сложности 22 года в лагерях и еще 7 лет в ссылках. И много еще тех исповедников, которые нам неизвестны. Возможно, по их молитвам и помиловал Господь нашу землю.

 

Размышления о причинах гонений

Читая и анализируя этот период, приходишь в недоумение. Каким образом Святая Православная Русь допустила уничтожение храмов и расстрел духовенства? Конечно, есть писатели, которые идеализировали дореволюционную церковь. Но факты говорят об обратном. В основной массе дореволюционная церковь перестала быть церковью как мистическим Телом Христа. Она была одной из структур государственного режима, отвечающая за нравственность в государстве. И управлял этой структурой вполне светский чиновник. И священник на местах для простых обывателей был также чиновником на местном уровне. Слишком оторванной была церковь от простого народа.

В материалах Поместного Собора 1918 года описывается эпизод, когда разбойники убили священника прямо на глазах прихожан. А прихожане и не думали заступаться за своего пастыря. Они стали растаскивать оставшееся имущество. И было это еще до революции 1917 года. В другом месте прихожане решили, что у дьякона «не больно красивый голос» и решили поставить своего. Для этого они заставили священника выдать им диаконское облачение и облачив мужика заставили его произнести ектенью, чтобы убедиться в правильности своего выбора.

Конечно такие случаи были не повсеместно, но они очень показательны. Священник не был отцом для своих прихожан. И церковь не являлась лечебницей душ. Была простая формальная обязанность посещать церковь, без какой либо работы над собой. А духовенство жило своей жизнью, не особо вникая в нужды прихожан. Ведь не выдумывали сюжеты для своих картин художники. Посмотрите «Чаепитие в Мытищах» —

Кликните по картинке, чтобы увеличить

или «Пасхальный крестный ход» П. Г. Перова —

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Если мы прочтем творения святителя Игнатия Брянчанинова, то увидим, как он переживал за этот формализм в отношении к Богу и Церкви.

Есть еще одна замечательная книга, написанная до революции неким иеромонахом Тихоном. Она называется «Архиерей». В ней в художественной форме описывается состояние церкви перед революцией. Как этот формальный подход к делу спасения, эту мертвую казенщину попытался изменить молодой активный архиерей.

И в наше время мы видим ту же картину. Тот же формализм и бездушие в верхах. Такая же оторванность духовенства от жизни простых прихожан. Такое же желание устроить «царство божие» здесь, на земле. Но, как говорится, парадокс истории в том, что она ничему не учит. К чему придем с таким отношением к церкви и людям — одному Богу известно. Но явно ни к духовному возрождению Святой Руси.

А закончить хочется все же на позитивной ноте. В такие минуты часто вспоминаются слова одного из святых, кажется это Паисий Святогорец. «Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом», — писал он.

Борис (Феодосий)

 

Если вы желаете более глубоко разобраться в теме гонений на Православную Церковь, обратите внимание на следующие книги —

Художественные:

Отец Арсений

Документалистика:

«Приспело время подвига...». Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. о начале гонений на Церковь

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Книга первая (А)

Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью

Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции

О подвижниках времен гонений:

Обращение к старцам в духовной жизни русских ХХ века (Период гонений на веру и Церковь): Историко-этнографическое исследование

Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества

Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу

 
Комментарии
Одиночество. Это Крест, испытание или грех?
14 ноября 2018 в 13:02

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия. Одна

В браке нужно меняться, а не менять. Митрополит Афанасий о том, почему распадаются семьи
12 ноября 2018 в 12:20

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Афанасия Лимасольского «Брак — ад или рай?». Беседы с кипрским митрополитом полны жизненных примеров, юмора и святоотеческой мудрос

Семейный психолог: помогаем ребенку с будущей профессией
07 ноября 2018 в 13:38

В издательстве Никея вышла книга Элизабет Лукас «Искусство уважения». Автор — семейный психолог — рассказывает, как помочь ребенку выработать уважительное отношение к миру и определиться с&nb

Николай Гоголь: «Что делать, когда несправедливо упрекают»
31 октября 2018 в 11:06

Николай Гоголь под конец жизни полностью изменил свои взгляды. Стал очень набожным человеком и старался оказать как можно больше пользы современникам и потомкам. Так на свет появились его «Выбранные места из пер

Как читать Псалтирь
26 октября 2018 в 17:39

Псалти́рь (женск. род) — это «церковная песнь» в переводе с греческого. Ее чтение необязательно для верующего, но полезно в определенных жизненных обстоятельствах. Содержание Псалтири Псалтирь состоит из 20 

«Просто поговорите...» Протоиерей Сергий Николаев о любви и ревности
16 октября 2018 в 14:06

В издательстве Ковчег вышла книга протоиерея Сергия Николаева «Чтобы Ангел не улетал...». Священник рассказывает о том, как обрести счастье в православной семье. «Жена-начальник» Вспоминаетс

Быть дедушкой — это чудо! Священник Александр Дьяченко о внучатах
11 октября 2018 в 12:17

В издательстве Никея вышла новая книга «Чудо быть дедушкой». В ней священник Александр Дьяченко делится житейскими историями о своих внуках. Истории священника не столько назидательные, сколько милые и с

«Разделение на своих и чужих...» и другие ошибки новоначальных христиан
09 октября 2018 в 17:50

Я хожу в храм более 10 лет. За это время мне встречались люди, которые были восторженными неофитами, а позже превращались в атеистов. Часто новоначальные христиане видят все не так, как есть на самом деле. Черное

«Это хорошо!» Мудрость на все случаи жизни
08 октября 2018 в 16:29

Есть одна старинная притча о царе и его друге философе, который всегда говорил «Это хорошо!». Однажды царь и философ отправились на охоту. Философ, заприметив зайца, натянул тетиву и выпустил стрелу.

Издательство «Зёрна» проводит ежегодный поэтический конкурс. Принять участие может любой желающий
04 октября 2018 в 15:13

Конкурс «Когда душа молчать не может» проводится каждый год, начиная с 30 сентября. Любой желающий может прислать в группу ВКонтакте свои стихотворения. Победителя определяет профессиональное жюри. В прошлом году победителями