Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

День Ангела или день рождения?

17.04.2014, 0:00


В последнее время с печалью можно наблюдать формирование некоей новой «традиции» у православных христиан - праздновать свои дни рождения. Откуда это пошло? В советское время при атеистической государственной идеологии такое было вполне объяснимо, но у современных православных это явление довольно трудно понять.

Итак, что такое день рождения? Святитель Лев Великий пишет: «Если бы Сам Создатель не снизошел до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама (Рим.5,14) и вплоть до последних времен царила бы смерть и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели.» Таким образом, согласно Православному вероучению, одного закона рождения достаточно, чтобы стать причиной вечной погибели. «В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя...» - говорит святой Давид. Рождение человека происходит во грехе. Само плотское зачатие есть канал передачи первородного греха. И только лишь последующее таинство крещения оправдывает и само зачатие, и рождение. Вот что пишет об этом святитель Афанасий Великий: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, то есть вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя... Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию.» Итак, все рождаемое от Адама подлежит проклятию и вечному осуждению. Что же здесь можно праздновать?! Святой праведный Иов, например, проклял день своего рождения: «Да погибнет день, в оньже родихся, и ночь оная, в ню жереша: се, мужеск пол...» (Иов.3,3), а современные православные празднуют...

И, тем более, предосудительно праздновать день своего рождения монахам, которые умерли для мира, чтобы избрать новую жизнь для Бога. По сути дела обряд монашеского пострига - это есть добровольная смерть. И вдруг, какой-то совершенно непонятный с духовной точки зрения возврат к своему греховному зачатию и рождению, и к прошлой жизни, от которой они отреклись...

На самом деле в Церкви празднуются дни рождения, но только у святых. Да и то не у всех, а только тех, чьи рождения послужили Великой тайне нашего Искупления. Дни Рождества Церковь отмечает кроме, разумеется, Христа, у Богородицы и Иоанна Крестителя. А празднования дней рождения у современных христиан есть ничто иное, как явное обмирщение, почитание начала греховной жизни, привнесение плотского элемента в духовную жизнь, языческий предрассудок.

Для христиан было бы правильным праздновать не плотское, а духовное рождение - крещение, когда человек рождается «не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога.» (Ин.1,13). С древних времен установилась традиция у православных христиан праздновать не сам именно день крещения, а день Ангела - именины - день святого-небесного покровителя, в честь которого было совершено наречение имени при крещении. «Потому-то (евангелист) напоминает нам и о самом способе (духовного) рождения и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его превосходство, говоря: "которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (ст.13). И это он сказал для того, чтобы мы, познав ничтожество и уничижение нашего первого рождения от крови и похоти плотской, постигнув напротив важность и достоинство второго рождения по благодати, возымели высокое о нем понятие, понятие, достойное этого дара от Того, Кто рождает нас таким образом, и затем со своей стороны показывали великое о нем попечение.» (святитель Иоанн Златоуст).

Будем же традиционно праздновать наше духовное возрождение для вечной жизни, а не плотское рождение и духовную смерть, предаваясь языческому невоздержанию и непотребству.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.