Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Зачем нужно целомудрие?

04.09.2013, 0:00

 

Статья православного педагога Софьи Никулиной.

 

ЦЕЛОМУДРИЕ КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

 

В широком смысле этого слова «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» (Свт. Феофан Затворник Вышенский), и есть не что иное, как НЕПОРОЧНОСТЬ.

Обратимся к смыслу, заложенному в двух корнях этого сложного слова: -цел- и –мудр-. Так и напрашивается следующее умозаключение:

Будешь цел (уцелеешь), если будешь мудр. И, наоборот:

Ты мудр, если сохраняешь свою целостность и верен цели. А цель христианина – спасение души.

Первоначально значение этого слова на греческом языке было: благоразумие, здравомыслие, премудрость.

Целомудрие, рассматриваемое в узком смысле слова как добродетель, противоположная разврату и бесстыдству, называется чистотою. (Вспомните главу «Добродетели», третья из них – чистота, что к Богу присоединяет). Итак, целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата. Синонимами целомудрия являются: «неиспорченность», «девственность», «безгрешность».

О хранении этой добродетели сложено немало поговорок и пословиц:

* Не трись возле сажи, сам замараешься.

* Береги платье снову, а честь смолоду.

* Пить да гулять – добра не видать.

*Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

* Кто табак курит, Святого Духа из себя выкуривает.

Святые говорят, что, когда человек вступает в пору юношества, за ним пристально следят и ад, и Небо. И это понятно, ведь юный возраст – ответственейшая пора становления, обретения дальнейшего жизненного пути. Как хочется Небу, чтобы молодые хранили себя от пороков и грязи мира, а темным силам, наоборот, хочется сбить с толку подростков, вот и идет борьба за неокрепшие души.

 

НЕ УЧАСТВУЙТЕ В ДЕЛАХ ТЬМЫ

 

Что мы часто видим в жизни? Порой кажется, что мир сошел с ума! Что ни возьми: курение, пиво, рок-музыка, бесстыдная мода, разного вида шоу, наркотики, пропаганда культа тела, –все погибельно. «Не участвуйте в делах тьмы», – предупреждает апостол Павел. И душа, и тело даны человеку от Бога, поэтому по смерти будем отвечать перед Творцом и за грехи нехранения своего тела в чистоте. Зачем отравляли его сигаретным дымом и алкоголем? Почему выставляли свою наготу напоказ? Зачем оскверняли себя бесстыдными разговорами и делами? Аж на трех мытарствах испытывается душа за грехи блуда! Это очень серьезно.

Конечно, вы, ребята, читающие эти строки, люди благоразумные, но иногда по младости лет и неимению опыта, а порой по ложному пониманию свободы личности, тоже можете попасть в сети лукавого и даже принять порок за норму, поэтому разговор о чистоте нравов – один из главных.

В христианине все должно быть целомудренно: внешность, одежда, походка, поведение, речь. Как мальчику, так и девочке необходимо ограждать себя от дурных сообществ, быть осторожными с незнакомыми, избирательными в дружбе.

К внешним признакам целомудрия относятся скромность и стыдливость. Дерзость в обращении и развязность в манерах несовместимы со званием христианина. По учению отцов Церкви, всякое грубое или фамильярное прикосновение к другому человеку является дерзостью.

Всем девочкам надо помнить, что они цветочки благоуханные, если хранят себя в чистоте. Грубость, крикливость, хохот, визг, кокетство не к лицу девочке-христианке. Каждой девочке хочется быть красивой. Кто же против? Мама? Бабушка? Вовсе нет. Просто надо знать, что главное в красоте внешней – это опрятность, аккуратность. Красиво, если на умной головке прическа, а не растрепка. Красиво, если на умелых ручках – обработанные ноготки, а не раскрашенные коготки. Платье принцессы всегда красивее смотрится, чем спущенные потертые джинсы и майка-коротышка. «Боевой раскрас» делает нежное личико либо карикатурным, либо вызывающе агрессивным. Какая же в этом красота?

А ведь девочки – будущие невесты. Само слово невеста содержит в себе тайну. Невеста – это та, которая еще не ведает (корень –вест- и приставка не-), т.е., не знает супружеской жизни. Она только готовится вступить в брак. Ее целомудрие внешне подчеркивает белоснежное платье и фата.

Мальчиков зачастую привлекают девочки доступные и развязные. Но сколько бы раз я ни задавала им вопрос: «Хотели бы вы видеть свою невесту с сигаретой в зубах и синяком под глазом?» Все ни смеялись и говорили: «Нет!» Но ведь и хорошая девочка не потерпит рядом с собой выпивоху, разгильдяя и сквернослова.

Иногда в мальчишеских компаниях, из желания юных выглядеть «взрослыми», подвергается осмеянию и опошлению самое возвышенное и святое чувство – любовь. Грязные анекдоты, двусмысленные шуточки оскорбительны, а матерная брань несет хулу на самое святое, что есть у православных людей – Пресвятую Богородицу, Которая есть Пречистая Дева! За эту чистоту Бог поставил Ее выше всех ангелов. Нет, конечно, такое поведение без-образ-но, т.е. без образа Божьего. Разве допустимо это для православного христианина, будущего воина и будущего главы семьи?

Настоящая любовь делает человека добрее, великодушнее, отзывчивее, готового принести любую жертву ради спасения любимого.

 

ПОДВИГИ РАДИ ЛЮБИМЫХ

 

В добрых русских сказках говорится, какие подвиги совершали юноши ради любимых, как они боролись за свою любовь; как верны были своим женихам юные девы, как берегли они свою невинность для суженых.

Верность, чистота, жертвенность, взаимное уважение и доверие, согласие и терпение – вот верные признаки настоящей любви. Не думайте, мальчики и девочки, что такая любовь бывает только в сказках. В жизни немало примеров возвышенной, спасительной, благородной любви не для (удовлетворения своих желаний), а ради своей второй половины. Не ради игры слов называют одного из супругов «половиной». Ведь, соединяясь в браке, муж и жена становятся одним целым. В Таинстве венчания происходит это чудо соединения, когда двое становятся одной душой и одним телом! Недаром в народе говорят: «Муж и жена – одна душа», или «Живут они душа в душу».

Само слово пол, встречающееся нам в анкетах, когда мы называем его либо мужским, либо женским, также напоминает об этом единстве, этой целостности. Ведь из Библии мы знаем, что Господь сотворил женщину из ребра Адама. Поэтому обязанность мужа – любить и защищать свою жену, а обязанность жены – повиноваться мужу во взаимной любви.

Ярким примером истинного благочестия и целомудрия является для нас святая семья последнего русского царя, Николая II. Царь и царица Александра сохранили свой брак в полной непорочности и святости отношений. Детей они воспитали ангелоподобными. Четыре великие княжны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, разные по характеру, темпераменту, наклонностям, все одинаково были чисты без изъяна. Цесаревич Алексей, этот земной ангел, – весь сияние младенческой невинности! Семь светильников веры и целомудрия! Вот с кого стоит брать пример для подражания. Святые родители знали, чтобы воспитать детей чистыми, непорочными, надо:

-воспитывать их в любви к Богу, к Церкви;

-приучать к труду и дисциплине;

-не нежить, не баловать;

-кормить простой пищей, не пресыщать;

-следить за их развитием, наклонностями;

-удалять от пустых развлечений, роскоши;

-сочетать любовь со строгостью.

Родители всех известных Церкви святых придерживались именно таких правил. Так воспитывала, например, св.Григория Богослова его мать Нонна. Будучи отроком, увидел он чудесный сон. Ему явились две прекраснейшие девы в длинных белых одеждах. На его вопрос: «Как их зовут?» – они сказали ему, что их имена Чистота и Целомудрие и что они спутники Иисуса Христа и подруги тех, кто хочет всецело посвятить себя благочестивой жизни. Сон произвел на отрока такое впечатление, что он решил посвятить себя безбрачной жизни.

Конечно, дети, путь монашества – это особый путь по указанию и промыслу Божьему, это путь для избранных.

Среди моих учеников сегодня есть и священники, имеющие семью, а есть и монашествующие (монахи и монахини), но всем им, без исключения, с самого детства, сколько их помню, было присуще это качество, эта драгоценная добродетель – целомудрие.

Позволю себе, не называя имен, рассказать о чудесном явлении двум маленьким девочкам во время пребывания их в летнем лагере православной смены. Как-то они, две тезки, во время тихого часа вели благочестивую беседу о Боге, о святых и выразили детское желание познакомиться с кем-нибудь из них. И тут их взгляды, устремленные на небо, видимое из окна, привлекло облачко. И что вы думаете?! Все четче из этого облачка им стал являться образ старца, в котором они узнали батюшку Серафима Саровского. Девочки очень обрадовались и особенно не удивились, так как по своей наивности и чистоте думали, что ко всем детям приходят в гости святые. По прошествии многих лет одна из них стала многодетной мамой, выйдя замуж за чтеца и звонаря одного из храмов, а другая – монахиней Дивеевского монастыря.

 

Софья НИКУЛИНА

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.