Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
В чем состоит милосердие. Рассказ о митрополите Симоне (Новикове)
11 августа 2017 в 8:00

Почитатель владыки Симона генерал МВД Иван Федорович Перов вспоминая те времена, говорил: «Бóльшая часть служения рязанского архиерея пришлась на те годы, когда ему было небезопасно лишнее слово сказать. Каждый месяц Первый секретарь Рязанского обкома (глава Рязанской области) владыку Симона приглашал на беседу. Указывал ему, как и что он должен делать. Но владыка не пресмыкался пред ним, и не унижался. Хотя знаете, тогда какая тогда власть была! В советский период политика государственная заключалась в том, чтоб чаще архиереев на кафедре менять, чтобы не моглиони не могли войти в курс дел епархии, чтоб не мог полюбить своего архипастырянарод. А владыке Симону судил Господь судил прослужить на одном месте более 30 лет. При нем в Рязани сменились четыре первых секретаря сменились, из них каждый указывал ему, что делать, и каждый грозился снять его с рязанской кафедры. Но секретари приходили и уходили, а владыка Симон оставался. И в курс епархиальных проблем вошел, и решал эти проблемы, и был возлюблен своей паствой. Это была явная Божия помощь владыке в его нелегком архиерейском служении».

Служа на Рязанской кафедре, архиепископ Симон всегда следовал словам апостола Иакова, что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) При нем епархиальное управление перечисляло ежегодно тысячи рублей для помощи больным и инвалидам. «Наша задача общая задача, – в одной из проповедей говорил митрополит Симон , –научить людей с сочувствием друг к другу относиться ».

Это было сказано в начале 1990-х годов, в очень тяжелые для нашего народа времена.

Архиепископ Симон, разделяя это утверждение, предпринимал активные действия в практической помощи тем, кто оказался в тяжелых жизненных ситуациях. А таковых на рязанской земле было очень много. Из-за вспыхнувших в бывших советских республиках военных конфликтов, только в Рязанскую область переселилось более шестнадцати тысяч обездоленных людей. Для помощи им и другим неимущим владыка Симон ежемесячно перечислял в социальные структуры не только епархиальные, но и личные средства. Такие перечисления шли с пометкой: «Неимущим, обездоленным, детям-сиротам». А по большим церковным праздникам он собирал подарки и отправлял с ними своих иподьяконов в больницы. Они поздравляли тяжелобольных и дарили им архиерейские подарки, а на вопрос: «От кого?» по благословению владыки говорили: «От православных христиан». 

Один из рязанских журналистов однажды спросил архиепископа Симона:

– Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит милосердие?

– Все очень просто, – ответил владыка. – Твори добро, помогай нуждающимся. Действуй, как евангельский самарянин, – в этом и состоит милосердие.

Сам же владыка жил более чем скромно. Известный рязанский писатель Алексей Хлуденев так рассказывал о его трапезе: «Пришел я однажды для разговора с владыкой в епархиальное управление на улице Фрунзе, зашел в приемную. Там уютно было, хорошо. На стенах висели картины, в клетках пели канарейки. Помню, он сказал мне:

– Слышите, как хорошо поют эти птички? Бога славят. Всякое дыхание да славит Господа. Тем паче люди. Лишь бы правильно они Его славить умели. Мы – православные христиане, а православный – значит правильно славящий.

Потом мы долго говорили с владыкой о моем романе “Князь Олег Рязанский”. После разговора владыка оставил меня на вечернюю трапезу. И я впервые узнал, как питается наш архиерей. Его трапеза состояла из винегрета, картофельного пюре, рыбной котлеты и компота. Это же он предложил и мне. Мы поужинали. Я про себя только подивился скромности владыки Симона, его аскетическому образу жизни. А скромность у него проявлялась во всем – и в пище, и в комнате, где он жил, и в поношенном архиерейском одеянии. Даже в речах неторопливых и в скупых, но очень точных словах была скромность…

Помню, в разговоре он по-философски глубокомысленно заметил: “Мы, христиане, должны жить, как ничего не имеющие, но всем обладающие…”»

Простоту жизни рязанского архиерея отмечали все, кто бывал у него в доме на улице Фрунзе. Келья архиепископа Симона была небольшой, тесной, загруженной книгами и различными вещами. При этом рязанский архиерей однажды заставил ее еще и… гробом. Об этом случае Евгений Каширин вспоминал: «Как-то пригласил меня владыка для разговора о фотографировании Иоанно-Богословского монастыря. Пришел я, значит, захожу в его келью, а у него там гроб стоит. Там и без того тесно было, а тут еще гроб откуда-то взялся… Я растерялся, а потом набрался смелости и спросил:

– Скажите, владыка, а почему здесь гроб стоит?

– Знаете, Евгений Николаевич, иногда подвижники ставят у себя в келье гроб, чтоб хранить памятование о смерти. А я никакой не подвижник, и у меня, братец, совсем другая история. Есть в Борисоглебском приходе одна глубоко верующая старушка. Как-то она сильно заболела и решила для себя заранее гроб заготовить. Купила она гроб, поставила в сарай. Ну, стоял он там и стоял. А старушка выздоровела и решила навестить свою сестру, которая живет в другом городе. И на кого-то надо было ей оставить свой гроб, поскольку сын у нее сильно запивал и мог его пропить… Ну и обратилась эта старушка ко мне. Как не помочь? Помог. Только вот старушка эта обещала через неделю приехать, да загостилась у сестры, и вот уже второй месяц гроб так и стоит в моей келье».

Для сегодняшнего времени такое поведение облеченного высоким саном архиерея покажется очень странным и даже маловероятным. Ну, представьте себе, обращается к владыке какая-то старушка и просит его взять на сохранность гроб. Впрочем, и старушки такие уже вряд ли бывают… Но каковы же должны быть отношения между паствой и владыкой, чтобы можно было вот так, запросто, попросить архиерея на время гроб в епархиальное управление взять?!

Архипастырь из крестьян, владыка Симон нужды своей паствы воспринимал как ниспосланную от Бога возможность для проявления своей любви к простым людям. И потому принимал людей в любое время, даже ночью. Удивительно, но при этом у него всегда хватало времени на молитвы и псалмопение. 

Ведя молитвенный, аскетический образ жизни, владыка Симон в служении проявил свой многогранный талант как архипастыря и как руководителя-хозяйственника, как богослова и как ученого-историка, как общественного деятеля и как русского патриота. За патриотический вклад в исследование истории Рязанской земли владыке Симону присвоили два высоких светских звания – Почетного гражданина города Рязани и Почетного гражданина Рязанской области.

В Русской Православной Церкви авторитет рязанского архиерея также был весьма высок. 

Удостоился рязанский архиерей и высоких государственных наград.

 Для рязанской же паствы он являлся «свечой на подсвечнике», особенно при совершении богослужений и произнесении проповедей. Чаще всего владыка служил в Борисоглебской церкви.  Здесь, на месте служения святителя Василия, владыка Симон порой вспоминал свою юность и ярославского блаженного, который предрек ему архипастырство на Рязанской земле…

Игорь ЕВСИН

См. далее - Симон (Новиков), митрополит

Комментарии
Великая книга Дмитрия Лихачева
17 октября 2017 в 8:00

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 г. –1999 г.) — академик, знаменитый ученый, исследователь литературы древней Руси. В сентябре сего года отмечалось 18-летие его кончины (он умер, когда ему было 105 лет). Известно, что за 4 года д

Духовный бытописатель Игнатий Потапенко
16 октября 2017 в 8:00

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу Игнатия Потапенко «Повести и рассказы из духовного быта». Данная книга напечатана по изданию 1903 г. Напомним, что Потапенко Игнатий Николаевич (1856 г. –1929 г.

     Нет мне в мир дороги. Рассказ об игумене Нифонте.
13 октября 2017 в 8:00

День выдался жаркий и знойный. Над лесом уже с утра зависло томное марево. Ветра не было и комары, до того не очень заметные, к полудню озверели. Плотной серой массой они навалились, словно облако и гудели, гудели, гудели. Он шел сосновым б

Женщина в пёстром… Рецензия на книгу Натальи Сухининой
12 октября 2017 в 12:00

«Женщина в пёстром. Повесть о том, о чём не принято говорить» - так называется новая книга православной писательницы Сухининой Наталии. Она повествует о женщине, что не имеет твёрдых духовных и нравственных ориентиров. Потому он

Юрий Воробьевский «Янтарная глава». Отрывок из новой книги
11 октября 2017 в 10:30

Есть удивительная книга, которую можно без устали читать главу за главой. Книга эта — монастырская костница. За многими почивающими здесь главами — удивительные истории. Они складываются в живое предание

Духовная мудрость и прозорливость владыки Симона
11 октября 2017 в 8:00

Владыка Симон очень понимал  роль Церкви и средств массовой информациив в духовном инравственном воспитании. Из православных СМИ редактора, да и журналисты  всегда обращались к нему благословениемза и советом. Рязанский архиерей,

Игорь ЕВСИН. Пророчество Пелагеи Захаровской о войне
10 октября 2017 в 8:00

В декабре Россия будет отмечать дату контрнаступления советских войск под Москвой. Это была первая за годы второй мировой войны победа над немецко-фашистскими войсками, которая развеяла миф об их непобедимости. Эта дата памятна для всех нас

Писатель Эдуард Успенский о проблемах детской литературы
09 октября 2017 в 8:00

В российском читательском обществе на сегодня широко обсуждается предложение главы Министерства образования Ольги Васильевой о создании перечня детских книг для начиная с детского сада. Васильева предложила вернуться к традиционной детской

Я - свидетель. Рассказ
06 октября 2017 в 8:00

-  Степ, а Степ? Чо мы его все время этой улицей водим? Уже два дня как водим, а Степ? – сиплым голосом ныл худой длинный солдатик в выцветшей гимнастерке с трехлинейкой на плече и недокуренной цигаркой в зубах. Солдатик этот вхо

Для чего рождается человек
05 октября 2017 в 8:00

На Ученом совете в Рязанской православной духовной семинарии, предшествующем началу учебного года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк вручил одному из ее преподавателей, секретарю Ученого совета, доценту, кандидату исторических наук О