Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Школа служения Богу
31 октября 2014 в 0:00

Среди многочисленных средних специальных, высших учебных заведений семинарии кажутся для современного человека, выпускника школы наиболее закрытыми, недоступными. На самом деле это не так. Семинаристом может стать каждый юноша, мужчина, православный христианин, который понимает, что в жизни нет выше дела, как служить Господу, через Слово Божье приводить людей к жизни вечной. Рязанская духовная семинария в день памяти апостола Иоанна Богослова в этом году отмечала свое десятилетие.

Актовый день был особенно торжественным и проходил в два этапа. Первый день Божественную литургию в семинарском храме в честь апостола Иоанна Богослова возглавил протоиерей Николай Сорокин – ректор семинарии. Во второй – богослужение в Иоанно-Кронштадтском храме возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, который и председательствовал далее на торжественном собрании. Многочисленные гости в лице представителей духовных школ, в том числе и Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, светской власти Рязанской области и города приветствовали собравшихся и дарили подарки-книги, как это и принято в день рождения. Затем актовую речь «Человек в библейской традиции» перед собранием произнес протоиерей Сергий Рыбаков, заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии.

Ректор семинарии, протоиерей Николай Сорокин на торжественном собрании кратко напомнил собравшимся историю ее становления, что «первоосновой Рязанской духовной семинарии была цифирная школа, открытая местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном Яворским в 1722 году». За это время из стен духовной Рязанской школы вышло множество архиереев, известных ректоров академий, семинарий, талантливых профессоров, ученых, миссионеров и проповедников. Это и прославленный в лике святых святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский, это и протоиерей Василий Гаретовский, ректор нашей духовной семинарии. Среди выпускников семинарии были такие выдающиеся ученые, как первый российский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, первый директор Рязанского губернского музея и директор губернского архива Иван Дмитриевич Яхонтов. Очень многие выпускники нашей семинарии были известными профессорами академий.

 

В 1917 году для всей Русской Православной Церкви наступили непростые времена. Рязанская духовная семинария, как и рязанское духовное училище, были закрыты, а здания их были национализированы.О новейшей истории Рязанской духовной семинарии и годах учебы в ней Ирине ЕВСИНОЙ рассказал ее выпускник, ныне инспектор семинарии отец Евгений АЛЕНИН. Несколько лет во время своей учебы он по крупицам собирал новейшую историю Рязанской семинарии, которая выросла в блестящую дипломную работу.

– Возрождение семинарии началось в далеком 1990 году с полугодичных курсов при Борисоглебском соборе. Управляющий тогда Рязанской епархией, митрополит Симон (Новиков) не скрывал, что мечтает возродить семинарию по образцу московских духовных школ в Троице-Сергиевой Лавре, где он долгое время был инспектором и преподавал. Поскольку это было невозможно в тогдашних реалиях, то возрождалась семинария как училище. Сначала обучение было годичное, потом оно увеличилось до 2-х лет, потом до 3-х, 4-х в 1998 году.

 Первые годы возрождения Рязанское духовное училище возглавляли в разные периоды протоиерей Анатолий Лазарев, протоиерей Петр Кравцов. Всегда были проблемы с помещениями, и училище сначала находилось в восстанавливаемом Троицком монастыре, а позже переехало в нынешний корпус семинарии на территории Рязанского кремля. Здание было в ужасающем состоянии, и, чтобы привести его в порядок, были приложены огромные усилия всех тогда учащих и учащихся.

К 10-летию училища 5 февраля (от ред. в день рождения митрополита Симона) в 2000 году был освящен Ильинский храм, который приписали к училищу. В 2003 году новым ректором уже при митрополите Павле стал протоиерей Николай Сорокин. И только в 2004 году Учебный комитет дал разрешение на переформирование Рязанского духовного училища в семинарию.

 

Очень много трудов по становлению семинарии положил ныне епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий, епископ Воскресенский Савва, ныне первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии. Сегодня пять архиереев Русской Православной Церкви – выпускники нашей духовной школы, это: митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Вологодский и Устюжский Игнатий, Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Читинский и Краснокаменский Владимир и епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий. – Отец Евгений, многие семинаристы, в том числе и названные вами архиереи, поступая сюда учиться, уже имеют специальное или даже высшее образование. Вы, уже дипломированный экономист, с престижной работой, женатый, тоже решили в свое время стать семинаристом. Почему вам там хотелось учиться, что вами двигало? Понимали ли вы, что вся ваша жизнь изменится в корне?

– В детстве, когда мы жили в Михайлове, родители водили меня в храм один раз в год – Великим постом. Но мне повезло: у нас в школе был православный кружок, куда я с удовольствием ходил. Учительница была очень хорошая, верующая, и от нее даже больше, чем от семьи я узнавал о канонах православной веры, об устройстве храма, святых Русской Православной Церкви. Наверное, уже тогда у меня зародилось желание учиться в семинарии. Но жизнь шла своим чередом. Я окончил институт по экономической специальности, стал работать в банке. К тому времени мы с родителями уже жили в Рязани, и я был прихожанином Христорождественского собора. Здесь, в воскресной школе и познакомился со своей будущей женой.

 

На работе случился банковский кризис, нужно было увольняться с работы. Думаю, все было по промыслу Божьему, потому что я уже окончательно собирался поступать в семинарию. Супруга поддерживала меня в этих планах, она была готова к такому повороту событий. И это великое счастье, когда жена, особенно, если она матушка, тебя поддерживает, а главное – не мешает. Но искушения у меня были с родителями. Сначала они меня не поняли: как же – их сын столько учился, работает в престижном месте, а тут… Потом они все-таки смирились, решили, что главное – чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь. Сейчас, когда мои родители воцерковились и уже ко всему по-другому относятся, они понимают, что были глубоко неправы.– Какие предметы, изучаемые в семинарии, вам нравились больше всего? Помогал ли вам жизненный опыт, предыдущее образование их усваивать?

– У меня было большое желание учиться, мне всегда нравились все предметы. Несмотря на то, что я закончил семинарию с отличием, все равно есть ощущение, что я чего-то не доучил. И все время стараюсь заниматься самообразованием. Сейчас, оборачиваясь назад, думаю, что было бы хорошо поучиться очно, какие-то послушания понести по мере сил, почувствовать сам дух семинарии. В настоящее время промыслом Божьим я являюсь дежурным помощником проректора по воспитательной работе, и у меня есть возможность глубже окунуться в жизнь семинарии, восполнить то, что я недополучил на заочном отделении. Помимо моего служения вторым священником в Лазаревском храме Рязани, послушания в семинарии, я учусь в Санкт-Петербургской духовной академии на библейском отделении. Мне всегда нравилась библеистика, и вот, промыслом Божьим, я продолжаю ее изучать.

 

Лично для себя я вижу большой плюс в том, что не пошел в семинарию учиться сразу после школы. К этому времени я успел и в банке поработать, и в ЖКХ. Это был бесценный жизненный опыт, который помогает в моем служении. Я по-доброму могу позавидовать ребятам, которые в семинарии учатся после школы, но у них маловато житейского опыта. Ко мне неоднократно обращаются прихожане с такими вопросами, которые я могу решить потому, что я сам с этим сталкивался. Какая-то несправедливость на работе или еще что-то. У каждого свой жизненный путь, каждого Господь по-своему ведет. Некоторые говорят, что хороший священник, если он служит с юных лет, а другие считают, что тот, кто стал батюшкой в 40 лет. Невозможно все привести к общему знаменателю. Я много видел и положительных, и отрицательных примеров и в том, и в другом случае. Это все индивидуально, каждый человек своего опыта набирается.– Какими качествами должен обладать семинарист, чтобы хорошо учиться, закончить семинарию?

 

– Главное, первейшее условие для семинариста – это любить службу, иметь смирение и терпение. Семинария – закрытое учебное заведение, здесь изучают особые дисциплины, как в армии. Своенравным, своевольным ребятам здесь приходится очень тяжело, но… спасительно! Надо перевоспитываться. Если человек готов к этому, то поможет и братская любовь, которая здесь воспитывается, и взаимопомощь. Для поступающего в семинарию важны не столь интеллектуальные способности, как человеческие, христианские качества. Базовый уровень, который здесь дается, достаточно высокий, но при желании, трудолюбии, определенных склонностях к изучению богословских наук их можно вполне успешно освоить.– Отец Евгений, почему сейчас семинарии не столь многочисленны, хотя известно, что на приходах не хватает священников? Храмы восстанавливаются, а служить некому.

– В Казанском женском монастыре в Рязани до революции было 500 насельниц, а сейчас – две! Так же и в других монастырях. Рязанская семинария, как и многие другие, только возрождается. Мы находимся в провинциальном городе. В Сретенской семинарии в Москве, например, конкурс – 6 человек на место. Кстати, заочников-семинаристов у нас в несколько раз больше, чем очников. Даже некоторые священники в своих семьях сыновей благословляют сначала получить государственное образование, а потом идти в семинарию. Пока семинария не выдает диплом государственного образца. Я бы пошел в очники, но уже был женат, и мне надо было где-то работать, кормить семью, я не мог постоянно жить в семинарии. Такие реалии… Церковь у нас еще инвалид, ее побили в советские годы, она пока еще с костылем, хромает. Еще проблемы в том, что сила земного притяжения слишком велика. Материальная составляющая у священника тоже непонятна. Некоторые считают, что батюшки очень богато живут. Если из-за этого в священники пойдут – это страшно. Посвятить себя служению Богу, будь ты в монашестве или в священном сане, – это очень серьезный шаг.

 

У нас в семинарии есть учащиеся, которые приходят в семинарию, не определясь до конца, кем они хотят быть. К сожалению, есть те, которые так же, как в монастырях, послушания проходят, а потом уходят, понимая, что это не их путь. Я считаю, что это нормальная практика, хотя в одной из близлежащих семинарий говорят, что не стоит принимать нам тех, кто еще не определился, потому что определиться должны еще в воскресной школе. В семинарию должны приходить те, которые уже готовы к служению. Думаю, если такие придут, это еще не гарант того, что они не сойдут со священнического пути. Если есть стремление стать священником, то надо попробовать поступить в семинарию. Вдруг, действительно, получится хороший священник.– А вы пожелали бы своему сыну идти по этому пути?

 

– Наверное, да. Но сначала мне надо воспитать его, как православного христианина. Служение Богу – дело благодатное но очень тяжелое, поэтому он сам в будущем должен сделать свой выбор. Мы же знаем поговорку: «Лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником».– Каким вы видите будущее семинарии? Что нужно еще сделать?

 

– Семинария развивается, идет вперед своим путем . Сейчас мы хорошо взаимодействуем с кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.А.Есенина. Наши учащиеся имеют возможность со второго курса заочно учиться на теологии, к концу учебы иметь еще и диплом светского учебного заведения. Чтобы расширяться, семинарии необходимы новые помещения. Этот вопрос поднимал владыка Вениамин на торжественном акте по случаю 10-летия семинарии. До революции Рязанская семинария имела прекрасное здание. Сейчас там находится Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Надеемся, что со временем все встанет на свои места…– Спасибо, батюшка, за интервью. Поздравляем всех учащих и учащихся Рязанской духовной семинарии с 10-летием. Желаем всем Божьей помощи на ниве духовного образования и воспитания.

 

 

Комментарии
Всем ли можно подавать милостыню? О милостыни и благотворительности
25 февраля 2018 в 10:30

«Всякому, просящему у тебя, давай...» (Лука 6: 30). «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (Матфея 5:7). «...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостын

Говорите меньше, и тогда вы научитесь слышать. О книге протоиерея Игоря Макарова «Непроизнесенное...»
23 февраля 2018 в 15:19

Казалось бы, что нового можно написать о предназначении человека, о жизни и смерти, о духовных и житейских проблемах? Все уже написано в Евангелии, в поучениях святых отцов, в книгах богословов.

Иван-чай. О пользе русского чая. Рецепты
21 февраля 2018 в 16:34

Вкус иван-чая можно назвать приятным, с кисловатым привкусом и травянистым оттенком. Но выпить две чашки подряд, например, для меня непостижимо, потому что вкусовые рецепторы воспринимают его как настой лекарственных тра

Православные авторы, книги которых читают чаще всего
19 февраля 2018 в 16:05

Создать объективную подборку лучших православных авторов довольно сложно. Не всегда автор, чьи книги читают чаще других пишет действительно полезные для христианина вещи. Так, например, творения святых отцов пользуются меньшей популярностью

Как провести масленицу
14 февраля 2018 в 18:14

Некоторые православные христиане считают масленицу языческим гулянием. В этом празднике есть языческие корни связанные с проводами зимы и началом весеннего равноденствия. Отсюда и такие ритуалы, как сжигание чучела зимы,

Только любовь порождает всё прекрасное. Духовные советы митрополита Симона (Новикова)
14 февраля 2018 в 9:46

5 февраля исполнилось бы 90 лет со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова). К этой дате был приурочен выпуск книги Игоря Евсина «Легко ли быть владыкой» в которой р

Можно ли православным посещать католические храмы в паломничествах?
12 февраля 2018 в 13:54

Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры? А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если

Виды православных четок. Как выбрать, как молиться по четкам
10 февраля 2018 в 12:45

Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Де

Церковные благовония. Как использовать
08 февраля 2018 в 12:11

В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола

Григорий Богослов. Великий каппадокиец. Жизнь и труды
05 февраля 2018 в 10:35

Седьмого февраля (25 января) Церковь отмечает день памяти св. Григория Богослова епископа Константинопольского. В истории Церкви только три человека удостоились называться богословами — это евангелист и апостол Иоа