Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Писатель и молитвенник. Новые материалы о Н.В. Гоголе

22.09.2017, 8:00

Фонд Президентской библиотеки представил на своем портале материалы /раритетные/ конца XIX в. – начала XX в., Экспозиция рассказывает о жизни писателя, дает наглядный анализ его творчеств, знакомит с историей создания знаменитых литературных произведений. Примечательно, что литературный дар Гоголя Николая Васильевича признан был только после смерти писателя, а именно тогда, когда его комедии «Ревизор» и «Женитьба» встали в ряд классических произведений. А по раскрытии его талана в «Тарасе Бульба» и «Мертвых душах» Гоголь был единодушно признан гением. Критики и литераторы очень высоко оценили произведение «Мертвые души». Они увидели в нем ценность историческую. На библиотечном портале представлена книга Щеглова И. Л. «Подвижник слова: новые материалы о Н.В. Гоголе» (1909 г.).

В ней говорится «Поживи Гоголь лишних десяток лет и доведи до конца грандиозное издание „Мертвых душ“ – то кто знает? Мы бы имели, может быть, под рукой, художественную картограмму типических разновидностей русского человека своего рода, квалификацию полную по родам и видам коренных национальных свойств наших исторически сложившихся?!» В электронном фонде Президентской библиотеки представлена биография писателя. Известно, что Гоголь Н.В. родился в 1809 г. в Полтавской губернии на хуторе Васильевка, в семье помещика небогатого. А. Н. Анненская в книге «Н.В. Гоголь», что была издана в 1891 году в Петербурге, сообщает о том, что отец писателя, Василий Афанасьевич, человек очень неглупый был, остроумный необыкновенно, на своем веку много испытавший и повидавший, рассказчик неистощимый и балагур. На хутор Васильевка беспрестанно собирались близкие и дальние соседи, и хозяин гостеприимно и радушно угощал их произведениями малороссийской кухни. Потешал приправленными солью малороссийского юмора рассказами. Вероятно здесь, среди этих соседей и нашел Николай Васильевич прототипы своих Иванов Никифоровичей, Афанасиев Ивановичей, Голопузей, Шпанек и других героев своих произведений. Анненская А.Н. подробно описывает и лицейский период жизни Николая Васильевича.

Она показывает нам его глазами одноклассников. О ее словам у Гоголя никогда не было настоящих друзей. В нем не замечалось простодушной откровенности с самого детства. Не замечалось и сообщительности. Он всегда был как-то странно скрытен, в душе его всегда оставались уголки такие, куда ничей глаз заглядывать не смел. Даже о самых обыкновенных вещах часто он говорил не просто, а скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства и облекая ее какою-то таинственностью. Лицеисты со свойственной детям проницательностью эту черту в характере Гоголя скоро подметили, и он у них долго носил прозвище „таинственный Карло“. Гоголь именно во время учебы в лицее сделал на писательском поприще первые шаги и даже был избран редактором журнала «Звезда», что издавали сами лицеисты. Будущий классик к этой должности со всей ответственностью относился. Лицеистам хотелось придать своему изданию вид печатных книг, потому Гоголь целые ночи просиживал, разрисовывал заглавные листы. Что же его ранних литературных шагов касается, то А. Н. Анненкова пишет, что ни одно из этих полудетских произведений Гоголя, к сожалению, не уцелело, а о самой „Звезде“, недолго издававшейся, у бывших лицеистов сохранилось воспоминание очень смутное. Они помнят только то, что все статьи их журнала были преисполнены риторики и написаны самым напыщенным слогом. Только такой род писания они считали настоящей литературой и делом серьезным. Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки», стала первой крупной работой Н. Гоголя. Она пропитана любовью к родному краю, к чертам народным украинского характера. В ней повествование наполнено сюжетами фольклорными. Увлеченность Гоголя украинскими традициями раскрыла в нем талант историка и этнографа. Этому посвящена книга 1910 г. «Гоголь-этнограф». Ее электронная копия также доступна на портале Президентской библиотеки. Ее автор, Соколов Борис.

Там есть хорошая цитата из самого Гоголя. В ней писатель желает что, если бы это в самом деле было так: я тогда всю жизнь свою любезной своей родине посвятил бы, описывая юмор ее жителей с обычаями, ее природу, поверья, изустные предания и легенды. Согласитесь - это источник неисчерпаемый, обильный, рудник непочатый и богатый. Стилистика произведений Гоголя со временем изменилась сильно с всецелым принятием в сердце православной веры. Тогда он, как бытописатель превратился в проповедника. Об этом говорит Котляревский Н.А. в книге «Н. В. Гоголь», с которой можно ознакомиться в читальном электронном портале Президентской библиотеки. По словам Котляревского, такое превращение издавна подготовлялось, чуть ли не с первых шагов на литературном поприще Гоголя. Никакого резкого перелома его творчество, никакого кризиса не испытывало, однако общий его характер изменился незаметно и постепенно. Момент наступил, когда Гоголя воплощение жизни в искусстве стало интересовать меньше, нежели чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни. В продолжении второй части произведения «Мертвые души» Гоголь намеревался создать образ духовно прекрасного человека в положительном образе. Для этого даже специально в Святую Землю путешествие совершил. Он хотел бы себе «вымолить нравственное просветление на создание II тома своего труда заветного», так сказал в своей речи в 1902 году в память о писателе А.И. Воскресенский.

При этом Гоголь не дал читателям возможности узнать то, удалось ли ему идеал прекрасного человека написать. О судьбе полностью законченного произведения «Мертвые души» в той же речи Воскресенского говорится, что на Гоголя напало страшное уныние. Писателя охватил страх о том, что долг, что возложен на него Богом, выполнен, однако не так, как ему предначертал Творец, талантом одаривший его. Гоголь скорбел, что писание его вместо пользы людям, вместо приготовления людей к жизни вечной, могло оказать дурное влияние на них. И тогда долго и со слезами он молился. А однажды, после молитв, в три часа ночи, Гоголь разбудил своего слугу /мальчика/, велел ему открыть в камине трубу, отобрал из портфеля бумаги, потом связал их в трубку и в печь положил … Когда углы тетрадей обгорели, а огонь стал потухать, Гоголь велел развязать тесемку и сам ворочал бумаги, при этом крестясь и молясь. И так он делал, пока они в пепел не превратились. Потом писатель лег на постель и горько-горько рыдал…

См. далее: Николай Гоголь. Новые материалы, неизвестные факты биографии.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.