Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Отчего православный протоиерей не считает Иуду предателем?
14 апреля 2017 в 8:00

Может ли быть такое вообще, чтобы православный протоиерей-богослов не считал Иуду предателем? Оказывается в истории Православной Церкви такой случай был. Мнение о том, ч о Иуда не был предателем, а был избанникомм Божиим высказал в начале ХХ века в статье «Два избранника» известнейший протоиерей-богослов отец Сергий Булгаков. Тогда же на эту статью откликнулся Епископ Григорий (Граббе). Вообще трудно указать другого богослова, что допускал бы столько противоречий, как протоиерей Сергий. Но это, по мнению Епископа Григория, полбеды. Однако Булгаков, как писал владыка, с гордостью еретика, гностические мысли и другие вымыслы излагает так, что выдавает их за богословие православное. Хотя в свое время заграничным Архиерейским Собором и митрополитом Сергием в Москве его богословие было осуждено как еретическое.

В 1970-х годах епископ Григорий дал православную оценку сочинению о. Сергия в напечатанной в Вестник русского христианского движения (1977 г.) статье об Иуде под заглавием «Два избранника». Попыткой оправдывать предателя владыка был просто потрясен. Ведь облик Иуды Евангелие нам очень ясно обрисовывает. Он, как и другие ученики, сначала был охвачен верой в Христа Иисуса. Потом он стал как бы казначеем. Это соприкосновение с деньгами привязало его сердце к ним, от Божественного Учителя отвлекая его, Которого он начал критиковать. А потом, как стал вором и вовсе возненавидел (Ин. 12, 6). Апостол Павел не напрасно же пишет о том, что корень всех зол – это сребролюбие (Тим. 6, 10). Сатанинское овладение душою и сердцем Иуды Булгаков достаточно ярко описывает. Однако он видит его грех не столько в сребролюбии. Появившееся сребролюбие было началом падения Иуды, которое вхождением в него сатаны завершилось. Но этот сатанизм о. Булгаков старается соединить с каким-то провиденциальным служением Богу и приписать Иуде некую особую близость к Сыну Божию. Булкаков называет его «верным другом Христа», а ведь таких слов нет в Евангелии. Это слово «верным» о. Булгаковым вымышлено. Зачем спрашивается? Ведь Спаситель не называл Иуду «верным другом».

Правда Он обратился к нему со словом «друг!» (Мф. 26, 50), но при этом знал, что Иуда пришел предавать Его. Пришел совершить отнюдь не дружеский поступок. Потому такое обращение совсем не говорит о том, что Божественный Учитель свидетельствовал о дружбе с Иудой. Ки примеру, если расстреливаемый священномученик своих палачей благословляет, это не значит, что они его друзья и по его поручению действуют. С личиной дружбы Иуда подошел к Спасителю, и поцеловал Его, предавая. А у Христа тут скорее видна незлобивость, а также обличение его лукавства и к его вразумлению последний призыв. Но в глазах о. Булгакова Иуда – это только по внешности предатель, а на самом деле он соучастник искупления сознательный. По мнению о. Булгакова Иуда собою жертвовал во спасение мира и он знал свою предназначенность на такое совершение. Потому это не предательство, а избранничество. Но в то же время о. Сергий признает, что Христовы враги могли бы при взятии Его обойтись без помощи Иуды. Но если так, тогда зачем якобы для спасения мира надо было Иуде впадать в сатанизм и обрекать себя на мучения? Но Булгаков иудиному греху хочет придать какое-то особое благотворное значение. Но Булгаков даже о богослужебном учении Церкви о предательстве Иуды отрицательно отзывается. По его мнению это есть грубое упрощение образа Иуды в богослужебных текстах Страстной седмицы. Приписывание Иуде о. Булгаковым якобы указанной свыше миссии вызывает все крайние внутренние противоречия. С одной стороны у него Иуда – это жертвующий собою сотрудник Искупителя, но с другой стороны - одержимый сатанизмом предатель. Так из подлинной евангельской истории Булгаков вырывает стержень повествования, и вся логика событий распадается. Оказывается сатанист может быть особо избранным сотрудником Сына Божия, а черное предательство быть жертвенным служением. А вот слова апостола Павла: «Какое общение у света со тьмою, какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 15). Булгаков этим ясным словам Апостола противоречит.

Но о. Сергий Булгаков ни во что ставит и свидетельство Писания Священного и церковное Предание и слова богослужения столетиями повторявшиеся. Булгаков ни во что ни вменяет изреченное Спасителем осуждение предателя: «Горе человеку тому, лучше бы ему не родиться» (Мф. 14, 31). Так, не считаясь ни с Писанием Священным, и ни с Преданием, Булгаков прибегает к излюбленному им методу догадки, такой догадки, которая у него для догматического заключения часто служит основанием. К такой догадке относится и то его высказывание, что глава об Иуде якобы должна о прощении ученика содержать повесть, возлюбившего и от любви предавшего Учителя и об самоудавлении его одновременно с распятием Христовым и об искупительной жертве крестной и об жертвенно-самоубийственной смерти. И эти свои догадки Булгаков называет некоей тайной Евангелия от Иуды. Какая ересь! Какая гордыня обуяла Сергия Булгакова! Страшно подумать...

См. далее: Священное Писание и Новый Завет

Комментарии
«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
15 июня 2018 в 16:18

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек. Наши матери и отцы жили во

Как избавиться от интернет-зависимости. Советы психологов
11 июня 2018 в 11:30

Иногда я ловлю себя на мысли, что сижу в интернете абсолютно бесцельно. Прокручиваю ленту, обновляю страницу и не понимаю, что я вообще сейчас делаю, чем занимаюсь? Мне неинтересно, но я все равно про

Не давите на окружающих и они вас полюбят! Архимандрит Андрей Конанос
08 июня 2018 в 14:38

Если мы встречаем человека, с которым не согласны, то либо вслух, либо про себя выражаем свое недовольство. Мы пытаемся навязать ему свое мнение, чтобы он с нами согласился. А он, в свою очередь,

Не нужно себя ни в чем винить! И другие советы священника
05 июня 2018 в 14:37

Продолжаем читать книги-проповеди греческого священника архимандрита Андрея Конаноса. Ранее мы уже писали о книгах «Когда Христос станет для тебя всем» и «Не бойся радоваться!». Сегодня &mdas

Не бывает плохой работы! Советы священника о том, как обрести радость
02 июня 2018 в 16:23

Греческий проповедник архимандрит Андрей Конанос в своей книге Не бойся радоваться! учит людей быть собой, принимать мир таким, какой он есть и получать радость, помогая другим. Не бывает «плохой» раб

Как перестать переживать по пустякам и другие советы священника
30 мая 2018 в 12:34

Архимандрит Андрей Конанос — греческий священник родом из Германии. Много путешествует по миру, проповедует в разных странах, ведет передачу на греческом радио. Книга Когда Христос станет для тебя всем соде

Домашняя аптечка. Натуральные средства для помощи в домашних условиях
26 мая 2018 в 17:07

В нашем магазине продаются натуральные монастырские продукты для здоровья. Среди них — крема, мази, травяные чаи и бальзамы. Большинство продукции производится при храмах, по благословению настоятеля. Лечебные свойства подтверждены ро

Марина Гончаренко: Моя задача - предупредить. Интервью с автором антиутопии «Остров бессовестных»
26 мая 2018 в 12:03

— Марина Васильевна, скажите, что побудило вас написать такую, я бы сказал, странную для писателя-реалиста повесть? Тему повести «Остров бессовестных» мне навеял сон о племени дикарей, которые каким-то об