Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Отчего православный протоиерей не считает Иуду предателем?
14 апреля 2017 в 8:00

Может ли быть такое вообще, чтобы православный протоиерей-богослов не считал Иуду предателем? Оказывается в истории Православной Церкви такой случай был. Мнение о том, ч о Иуда не был предателем, а был избанникомм Божиим высказал в начале ХХ века в статье «Два избранника» известнейший протоиерей-богослов отец Сергий Булгаков. Тогда же на эту статью откликнулся Епископ Григорий (Граббе). Вообще трудно указать другого богослова, что допускал бы столько противоречий, как протоиерей Сергий. Но это, по мнению Епископа Григория, полбеды. Однако Булгаков, как писал владыка, с гордостью еретика, гностические мысли и другие вымыслы излагает так, что выдавает их за богословие православное. Хотя в свое время заграничным Архиерейским Собором и митрополитом Сергием в Москве его богословие было осуждено как еретическое.

В 1970-х годах епископ Григорий дал православную оценку сочинению о. Сергия в напечатанной в Вестник русского христианского движения (1977 г.) статье об Иуде под заглавием «Два избранника». Попыткой оправдывать предателя владыка был просто потрясен. Ведь облик Иуды Евангелие нам очень ясно обрисовывает. Он, как и другие ученики, сначала был охвачен верой в Христа Иисуса. Потом он стал как бы казначеем. Это соприкосновение с деньгами привязало его сердце к ним, от Божественного Учителя отвлекая его, Которого он начал критиковать. А потом, как стал вором и вовсе возненавидел (Ин. 12, 6). Апостол Павел не напрасно же пишет о том, что корень всех зол – это сребролюбие (Тим. 6, 10). Сатанинское овладение душою и сердцем Иуды Булгаков достаточно ярко описывает. Однако он видит его грех не столько в сребролюбии. Появившееся сребролюбие было началом падения Иуды, которое вхождением в него сатаны завершилось. Но этот сатанизм о. Булгаков старается соединить с каким-то провиденциальным служением Богу и приписать Иуде некую особую близость к Сыну Божию. Булкаков называет его «верным другом Христа», а ведь таких слов нет в Евангелии. Это слово «верным» о. Булгаковым вымышлено. Зачем спрашивается? Ведь Спаситель не называл Иуду «верным другом».

Правда Он обратился к нему со словом «друг!» (Мф. 26, 50), но при этом знал, что Иуда пришел предавать Его. Пришел совершить отнюдь не дружеский поступок. Потому такое обращение совсем не говорит о том, что Божественный Учитель свидетельствовал о дружбе с Иудой. Ки примеру, если расстреливаемый священномученик своих палачей благословляет, это не значит, что они его друзья и по его поручению действуют. С личиной дружбы Иуда подошел к Спасителю, и поцеловал Его, предавая. А у Христа тут скорее видна незлобивость, а также обличение его лукавства и к его вразумлению последний призыв. Но в глазах о. Булгакова Иуда – это только по внешности предатель, а на самом деле он соучастник искупления сознательный. По мнению о. Булгакова Иуда собою жертвовал во спасение мира и он знал свою предназначенность на такое совершение. Потому это не предательство, а избранничество. Но в то же время о. Сергий признает, что Христовы враги могли бы при взятии Его обойтись без помощи Иуды. Но если так, тогда зачем якобы для спасения мира надо было Иуде впадать в сатанизм и обрекать себя на мучения? Но Булгаков иудиному греху хочет придать какое-то особое благотворное значение. Но Булгаков даже о богослужебном учении Церкви о предательстве Иуды отрицательно отзывается. По его мнению это есть грубое упрощение образа Иуды в богослужебных текстах Страстной седмицы. Приписывание Иуде о. Булгаковым якобы указанной свыше миссии вызывает все крайние внутренние противоречия. С одной стороны у него Иуда – это жертвующий собою сотрудник Искупителя, но с другой стороны - одержимый сатанизмом предатель. Так из подлинной евангельской истории Булгаков вырывает стержень повествования, и вся логика событий распадается. Оказывается сатанист может быть особо избранным сотрудником Сына Божия, а черное предательство быть жертвенным служением. А вот слова апостола Павла: «Какое общение у света со тьмою, какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 15). Булгаков этим ясным словам Апостола противоречит.

Но о. Сергий Булгаков ни во что ставит и свидетельство Писания Священного и церковное Предание и слова богослужения столетиями повторявшиеся. Булгаков ни во что ни вменяет изреченное Спасителем осуждение предателя: «Горе человеку тому, лучше бы ему не родиться» (Мф. 14, 31). Так, не считаясь ни с Писанием Священным, и ни с Преданием, Булгаков прибегает к излюбленному им методу догадки, такой догадки, которая у него для догматического заключения часто служит основанием. К такой догадке относится и то его высказывание, что глава об Иуде якобы должна о прощении ученика содержать повесть, возлюбившего и от любви предавшего Учителя и об самоудавлении его одновременно с распятием Христовым и об искупительной жертве крестной и об жертвенно-самоубийственной смерти. И эти свои догадки Булгаков называет некоей тайной Евангелия от Иуды. Какая ересь! Какая гордыня обуяла Сергия Булгакова! Страшно подумать...

См. далее: Священное Писание и Новый Завет

Комментарии
Ладейка. Рассказ.
23 октября 2017 в 8:00

…Нифонт уже не знал, что делать и приснился ему чудный сон. Будто бы плывет он в малой ладейке по озеру, чистому словно хрусталь, и нет у него берегов. Плывет и видит остров невелик, но красив и удобен. И тут голос с неба: «Ниф

Полюшка Захаровская и архиепископ Глеб.
20 октября 2017 в 8:00

После смерти супруги настоятеля Космодкамианского храма села Летово Рязанской оласти, протоиерея Иоанна (будущего владыки Глеба (Смирнова) (р.1913- ум.1987 гг.) как мог утешал брат Павел, бывший в то время в сане диакона. Но вскоре у о

Расстрел священника
19 октября 2017 в 8:00

Расстреливали отца Матвея /в годы «красного террора» - ред./, как уж повелось, на старом городским кладбище, от чека недалеко безлюдно, так как давно никого здесь не хоронили. И от рынка кладбище отгорожено высокой каменной стен

О детстве и юности митрополита Симона (Новикова)
18 октября 2017 в 8:00

Как, каким образом приобреталась Сереем Новиковым чистота сердца, как он «Бога узрел» можно хотя бы приблизительно представить из рассказов о его детстве и юности. Автору этих строк довелось записать воспоминания об этом совреме

Великая книга Дмитрия Лихачева
17 октября 2017 в 8:00

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 г. –1999 г.) — академик, знаменитый ученый, исследователь литературы древней Руси. В сентябре сего года отмечалось 18-летие его кончины (он умер, когда ему было 105 лет). Известно, что за 4 года д

Духовный бытописатель Игнатий Потапенко
16 октября 2017 в 8:00

Издательство Сретенского монастыря выпустило в свет книгу Игнатия Потапенко «Повести и рассказы из духовного быта». Данная книга напечатана по изданию 1903 г. Напомним, что Потапенко Игнатий Николаевич (1856 г. –1929 г.

     Нет мне в мир дороги. Рассказ об игумене Нифонте.
13 октября 2017 в 8:00

День выдался жаркий и знойный. Над лесом уже с утра зависло томное марево. Ветра не было и комары, до того не очень заметные, к полудню озверели. Плотной серой массой они навалились, словно облако и гудели, гудели, гудели. Он шел сосновым б

Женщина в пёстром… Рецензия на книгу Натальи Сухининой
12 октября 2017 в 12:00

«Женщина в пёстром. Повесть о том, о чём не принято говорить» - так называется новая книга православной писательницы Сухининой Наталии. Она повествует о женщине, что не имеет твёрдых духовных и нравственных ориентиров. Потому он

Юрий Воробьевский «Янтарная глава». Отрывок из новой книги
11 октября 2017 в 10:30

Есть удивительная книга, которую можно без устали читать главу за главой. Книга эта — монастырская костница. За многими почивающими здесь главами — удивительные истории. Они складываются в живое предание

Духовная мудрость и прозорливость владыки Симона
11 октября 2017 в 8:00

Владыка Симон очень понимал  роль Церкви и средств массовой информациив в духовном инравственном воспитании. Из православных СМИ редактора, да и журналисты  всегда обращались к нему благословениемза и советом. Рязанский архиерей,