Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Матушка Феодосия Скопинская в детстве
14 мая 2015 в 0:00

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина), жившая в поселке Октябрьский. Похоронили ее на кладбище близ родного села Велемье. Попрощаться с матушкой приехало около десяти тысяч человек со всей страны. Среди них были митрополиты,  епископы,  монашествующие, более тридцати священников и множество мирян. Божественная Литургия и панихида в день её похорон служились в храме во имя святых Бориса и Глеба, в поселке Корневое Рязанской области, который едва ли еще когда видел такое стечение народа.

Скромная, маленькая девочка, познавшая полуголодное детство, тяжелый труд, никогда не учившаяся в школе, пролежавшая 20 лет в летаргическом сне, а большую часть своей жизни недвижимо в постели по промыслу Божьему была на земле проводником Его мудрости, утешения и любви для тысяч людей.

Корневое, Октябрьский и Велемье находятся недалеко друг от друга. Интересно, что эти родные места для матушки Феодосии (в крещении – Натальи), высокой пред Богом подвижницы веры, являются самыми высокими местами Среднерусской возвышенности – 236 метров над уровнем мирового океана.

Родилась Наталья (по не уточненным данным) 4 сентября 1923 г. в селе Велемье. Когда-то здесь стояло около 200 добротных домов. Здесь был большой храм. И народа проживало в селе много – около полторы тысячи человек. А теперь? Где оно, большое, населенное село? Где храм? Несколько полуразвалившихся домишек и крапива на месте храма… Как и тысячи русских сел и деревень после разрушительных 1990-х годов, Велемья вымерла. Печальная история…

Но и ко времени рождения Натальи Косоротихиной село жило тяжело: разруха после гражданской войны, нищета, голод, работа в колхозе за «палочки».

Пока затруднительно сказать, в каком храме она была крещена, поскольку к тому году и в Велемье, и в ближайшем селе Князево храмы уже были закрыты. По мнению Мароны Лобчиковой, подруги детства Натальи Косоротихиной, Наталью крестили или в селе Новые Кельцы, где храм еще был открыт, или на дому, что в то время было очень распространено. Важность церковных таинств и авторитет священников, несмотря на гонения, были еще очень высоки.

Время было неоднозначное, мятущееся, и один человек мог занимать, как кажется, два взаимоисключающие поста. Так у местных краеведов есть документы, свидетельствующие о том, что в селе Стубле члены церковного совета избирались в сельсовет, а секретарем совета был церковный певчий. А, по сообщению скопинской районной газеты тех времен, в сельсовете села Кумино задняя стена помещения была увешана плакатами, а на передней красовались иконы святых угодников.

И, тем не менее, храмы закрывались, а священники, совершавшие на домах требы, преследовались вплоть до заключения в тюрьму или отправки в лагеря. Да и мирянам открыто проповедовать православную веру было опасно. Но родители Натальи Косоротихиной – Никифор и Ефросинья – были людьми глубоко верующими и своих детей воспитывали в православной вере.

Старшей сестрой в семье Косоротихиных была Фёкла, за ней следовала Анна, дальше – брат Тихон, потом – Наталья, а за ней – самая младшая, Ольга. Фёкла была старше Натальи лет на пятнадцать, а Ольга – младше на пять. Мама умерла, когда Наталья была ещё маленькой, и воспитание детей пришлось взять на себя Фёкле.

Практически через год после рождения Натальи, в 1924 году, в Скопинском районе случился недород. Не уродились картофель, рожь, овес. И крестьяне были озабочены не только тем, как прокормиться, но и тем, чем прокормить до травы скот, где раздобыть семян для посева.

Крестьянину из скопинской деревни Кондауровка А.Медведеву запомнился тяжелый 1926 год. В записях местных краеведов остались его воспоминания: «Как прожить год с семейством, не имея с самого начала года зерна? Продавали некоторые вещи, мелкий и крупный скот, а бедноте хоть в петлю полезай». А ведь был еще и голод 1927-1928 годов. Косоротихиных спасало то, что Никифор и Ефросиня работали на шахтах, где платили, тогда как в колхозах практически работали задаром.

О жизни того времени мне удалось поговорить со старожилкой села Велемье, Матроной Лобчиковой – сверстницей и подругой матушки Феодосии. Вот что она рассказала о годах детства и ранней юности

 – У меня мама тоже поступила на шахту. А работали мы за то, что нас землей наделяли. Не будем работать в колхозе – огород отрежут. Землю давали по числу работников. У моей мамы нас четверо было, и мы с мальства в колхозе работали. С 9 лет.

 – И Наталья Косоротихина тоже такая маленькая в колхоз пошла?

 – В колхоз, с самого детства, с 9 лет.

 – А что девятилетние могли? Чем занимались-то?

 – Горох на полях дергали, пололи на бахчах свеклу, капусту, морковку. Снопы вязали: жали, клали и за хвост перевязывали снопом, а потом клали в кладушки. Крестец, четыре кресца – копна называется.

– А сколько соток огорода было у Косоротихиных?

 – Соток давали кому 25, а кому 15. А у Косоротихиных семья вон какая большая была. Им хоть 30 давай – все мало. Но шахты спасали. Никифор в шахте работал, молодой-то, а потом стал скотину стеречь. А Ефросинья в колхозе работала.

 – А голод как пережили?

 – Всю крапиву поели.

– А неурожай от недорода, или у вас власти все забирали?

– Ой, забирали. У кого что было, значит – кулаки! Какие они кулаки? (смеется). У них лошадь, наверное, была и скотины поболе. Все отымали у них. Ой, голод! Это я помню. Своими огородиками спасались.

 – А одевались-то во что?

 – Лен сеяли, мяли, вязали, получались нитки. Холсты ткали, а из холстов шили одежду. Так мы одевались в эти холстины, в лен (смеется). А для теплой одежды овец держали. Ой, крестьяне бедно жили, а выживали. Все было, и даже песни пели (смеется).

 – У Косоротихиных было пятеро детей … Кого вы из них помните? Может с кем-то играли в детстве?

 – С Олей играли. А Наташа замкнутая была. Мы зайдем за ней, зовем: пойдем с нами, а она нет, никак не хочет. Работящая была. Огородом занималась или в лесу хворост собирала. Сначала она работала в колхозе, а потом – в строительной бригаде. Ездила на машине с остальными рабочими, а как-то у села на Пупки, там, где поворот крутой, тут машина упала, ее бортом и ударило.

– То, о чем сказала здесь Матрона Лобчикова, случилось в начале 1950-х годов. В результате производственной травмы Наталья Косоротихину парализовало, и она около 20 лет провела в летаргическом сне. А когда очнулась, первыми ее словами, как говорят некоторые, знавшие матушку люди, были: «Зачем вы меня кормили, ведь меня потчевала Сама Матерь Божия»... С тех пор у Натальи Косоротихиной открылись дары молитвы, утешения, прозорливости и реальной помощи людям в их тяжелых обстоятельствах. Помогала матушка Феодосия молитвами. А сама-то она была какая? В совершенной немощи. Ни поесть ни попить без посторонней помощи не могла… Но проявилось в ней слово Нового Завета: «Сила Божия в немощи свершается».

Матушка Феодосия, верим, что ныне ты предстоишь пред Господом, верим, что предстательствуешь пред Ним. Попроси Христа Бога нашего, да восстановит Он порушенные российские храмы, возродит деревни и села, и умножит в них православных христиан. Да восстанет по слову Иоанна Кронштадтского «Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу».

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Незаслуженно забытый писатель и дипломат
23 мая 2017 в 8:00

Рязанец Владимир Павлович Титов, гордость земли рязанской /12 03. 1807 : 27 09. 1891/ был рожден в селе Новики /Спасского уезд. Рязанск. Губерн./. Замечательный писатель, деятель государственный, дипломат известный. Титов - кавалер всех орд

Наша здравница. Доброе слово о народной медицине.
22 мая 2017 в 8:00

Народная медицина зиждется на знаниях, что веками приобретались нашими предками. Поколение за поколением копило и хранило эти знания о болезнях и средствах лечения, что заключаются в применении растительных лекарственных препаратов. В них в

На заметку селянам и дачникам. О книге «Православная энциклопедия русского огорода»
19 мая 2017 в 8:00

В наше время свой личный сад и огород из мечты несбыточной в реальные понятия превращаются. По последней статистике загородное /пусть и временное/ проживание, пусть в форме дачного жительства на сегодня популярностью пользуется огромной.

Для чего нужны сказки и художественная литература
18 мая 2017 в 8:00

Сказки, являясь видом народного и в целом литературного процесса творчества – это важная составная культуры того или иного общества. Хотя они и основаны на вымысле, однако их значение и предназначение вполне конкретное. Ве5дь сказки н

Литературная стезя В.П. Титова
17 мая 2017 в 8:00

Владимир Павлович Титов ( дипломат, государственный деятель середины 19 в.) служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Срок его службы составил четыре года. И в течении всего этого времени по выражению

Дела пятой колонны. Издательство «АСТ» опубликовало для школьников карты России без Крыма.
16 мая 2017 в 8:00

Как стало известно девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оштрафовал издательство АСТ за ряд неточностей, что были допущены на картах в школьных атласах РФ, в частности за отсутствие на некоторых контурных картах полуострова Крым в со

Фантастика или не фантастика? О книге
15 мая 2017 в 8:00

Книга «Беспощадная толерантность» - это сборник фантастических рассказов, написанных разными авторами. Но ей заинтересуются и те, кто не принадлежит к числу любителей этого жанра. Ведь рассказы, помещенные в книге связаны не сто

Поэт Андрей Вознесенский и Центр его имени
12 мая 2017 в 8:00

Со дня кончины известного поэта XX века Андрея Андреевича Вознесенского (род. 1933 – ум. 2010) прошло семь лет. Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ. 12 мая в день рождения Вознесенского в Москв

Почему мы не всегда получаем то, о чем просим
11 мая 2017 в 16:32

Иногда возникает искреннее желание сделать что-то полезное, но обстоятельства не дают исполнить задуманное. Каковы же причины возникновения препятствий при исполнении дел? Существуют две основные причины возникновения жизн

Это наша история. Об изданном томе документов Собора 1917 г.
11 мая 2017 в 8:00

Издательство Новоспасского ставропигиального монастыря выпустило в свет 19-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Который называется «Документы Отдела о монастырях и монашестве