Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Литературная стезя В.П. Титова
17 мая 2017 в 8:00

Владимир Павлович Титов ( дипломат, государственный деятель середины 19 в.) служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. Срок его службы составил четыре года. И в течении всего этого времени по выражению рязанского краеведа Гаврилова «архивный юноша» Владимир Титов вращался среди литературной элиты. Известно, что его друзьями были братья Киреевские, Владимир Фёдорович Одоевский, Александр Иванович Кошелев, Михаил Петрович Погодин, Дмитрий Владимирович Веневитинов и многие другие известные исторические личности.

Титов посещал литературные вечера княгини Зинаиды Александровны Волконской. На одном из них встретился с Александром Пушкиным. Как к человеку Титов относился к Пушкину неоднозначно. Так в письме к М.П. Погодину он писал: «Что касается Пушкина, без сомнения, величайшая услуга, какую бы я мог оказать вам, это бы держать его в узде; да не имею к тому способов. Дома он бывает только в 9-ть утра, а я в это время иду на службу царскую; в гостях бывает только в клубе, куда входить не имею права. К тому же с ним надобно нянчиться, до чего я не охотник и не мастер».

По всей видимости Пушкин чувствовал такое к нему отношение со стороны Титова. Чувствовал проницательность и ученость Владимира Павловича. В своей неоконченной повести «Мы проводим лето на даче...» Александр Сергеевич дал интересную характеристику некоему Вершневу, прототипом которого был Титов (в черновике повести Вершнев первоначально был назван Титовым). «Вершнев, один из тех людей, - писал Пушкин, - одаренных убийственной памятью, которые всё знают и всё читали и которых стоит только тронуть пальцем, чтобы из них полилась их всемирная учёность». Сам же Титов так говорил о достоинствах своей, по ироническому выражению Пушкина «убийственной памяти»: «Есть превосходные умы, удачно развившиеся, несмотря на светский образ жизни; но их немного. Подумаем о большинстве: оно состоит из умов посредственных, и к числу их сочинитель этой статьи охотно себя относит».

Относясь к Пушкину как к человеку неоднозначно, Титов крайне высоко оценил его как поэта. Будучи в зрелом возрасте, он написал о нем следующее: «Едва ли я с молода когда-нибудь живее наслаждался Пушкиным и глубже дивился его гению, как перелистывая это собрание мелких (в смысле «небольших» - авт.) его стихов…

Страх берёт, как вчитаешься: чего не проходило сквозь этот богатейший мозг, чему не билось это пылкое, суровое, своенравное, но во всём и всегда сильное сердце, чем не горело богатырски бурное и ребячески игривое воображение, чего не подмечала быстрая, злая, неумолимо зоркая наблюдательность, и что за стих, и что за русский язык, словно у Данта, сильный, как молот, гибкий, как змея, нежный, как дух и отливы свежего цветка. Просто упоение…

Наши внуки, не чета нам, будут любоваться Пушкиным и славить в нём один из лучших венцов русской народности и речи».

Надо сказать, что и сам Пушкин в письме к Погодину от 31 августа 1827 года очень высоко оценил индийскую сказку Титова «Переход через реку, приключение брамина Парамарти». Правда в этом письме он назвал эту сказку иронически коротко «Переправа», однако написал, что она «в европейском журнале обратит общее внимание, как любопытное открытие учености».

К этому времени Владимир Павлович из Московского архива был переведен в Санкт-Петербург в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. В столице Российской империи Титов поселился у Дмитрия Васильевича Дашкова, который являлся ему дядей по матери. В Петербурге Владимир Павлович, увлекся восточными языками и даже учился в школе восточных языков. По ее окончании и 16 марта 1828 года, его особые успехи по арабскому языку были отмечены на экзамене, на котором присутствовал знаменитый автор комедии «Горе от ума» и видный русский дипломат А. С. Грибоедов.

Но и литературные занятия Титов не оставлял. В 1829 году в альманахе "Северные Цветы" под псевдонимом подписью Тит Космократов была опупликована его повесть "Уединенный домик на Васильевском». У читателей она пользовалась большим успехом. Ее сюжет был прописан в духе Гоголевкой повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», однако в ней действие и противодействие человека и нечистых сил происходят не где-то на глухом украинском хуторе, а в столице Российской империи – в Санкт-Петербурге. 

Сам же Титов в письме к А. П. Головину (от 29 августа 1879 г.) писал: Честь всех этих вымыслов и главной нити рассказа принадлежит Пушкину. Сидевший в той же комнате Космократов (т.е. сам Титов - авт.) подслушал, воротясь домой, не мог заснуть почти всю ночь и несколько времени спустя положил с памяти на бумагу. Не желая, однако, быть ослушником ветхозаветной заповеди "не укради", пошел с тетрадью к Пушкину в гостиницу Демут, убедил его прослушать от начала до конца, воспользовался многими, но ныне очень памятными его поправками, и потом, по настоятельному желанию Дельвига, отдал в "Северные цветы".

Впоследствии повесть «Уединенный домик на Васильевском» выходила отдельным изданием, причем не конкретно под авторством Титова, но под заголовком Пушкин-Титов и даже под авторством Пушкина, с примечанием «рассказ в записи В.П. Титова». 

Казалось бы, Владимиру Павловичу была уготована судьба стать видным русским писателем. Но это только по человеческому разумению. По Божьему же Промыслу он стал примечательным государственным деятелем. Его неуемной деятельности претил даже такой славный город, как Санкт-Петербург. И когда в 1830 году Владимир Павлович был назначен третьим секретарём миссии в Константинополе, Кошелев отозвался об этом так: «Я очень рад за него. Хоть Турция и не составляет для него обетованную землю, но он рад уехать куда угодно, только чтобы распроститься со скучными гостиными петербургскими».

Комментарии
Богословие и философия в православии
26 июня 2017 в 8:00

Богословие - это учение о Боге, о правильном Богопочитании и Божием Промысле в отношении человечества. Учение о православной вере и Церкви Божией. Каждый православный христианин должен в какой-то мере изучать Богословие, чтобы правильно сла

Об особом духовном подвиге
23 июня 2017 в 8:00

- Слышала ли ты Марья Ивановна, сегодня в проповеди, про нищих духом? – спросил маму блаженной Любови Рязанской священник Иоанн Добротворский. – Это про смиренных, что ли? – Не просто смиренных, а добровольно смиренн

Это важно. О Божьем Законе и Богослужебной литературе
22 июня 2017 в 8:00

Закон Божий - это изложение Священного Писания, ее толкований, а так же краткое изложение  Церковного учения о Боге, вере в Него, о богослужениях и правилах жизни общецерковной и жизни каждого православного верующего. Христинин долж

Рассказ из книги о блаженной Любови Рязанской
21 июня 2017 в 8:00

Марья Ивановна Сухановская (мама Любушки) шла после воскресной литургии домой и размышляла о заповедях блаженства. Особенно о первой: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Она никак не могла понять, что такое &la

Библия для всех, или мысли о Священном Писании
20 июня 2017 в 8:00

Книги Ветхого, также и Нового Завета - они являются в целом составными частями всей Библии. Ветхий завет нам рассказывает об истории нашего человечества и до пришествия Иисуса Христа, Новый завет, Евангелие – рассказывает нам о жизни

Игорь Евсин о значении исторической трагедии в Исадах
19 июня 2017 в 8:00

20 июля (2 августа по новому стилю) 2017 года, к расположенному на реке Оке селу Исады подошли ладьи рязанских князей, в которых находились шестеро родственников князей Глеба и Константина. Один из них Изяслав Владимирович был родной брат з

«Несостязательная» литературная премия
16 июня 2017 в 8:00

Известный современный писатель и киносценарист, лауреат литературной премии им. А. Платонова Алексей Иванов назвал Платоновскую премию несостязательной. По его словам, для того, чтобы ее получить не надо заводить специальные «выгодные

Игорь Евсин. Путь юродивого Андрюши.
15 июня 2017 в 9:52

Юродивый Андрюша Потехин никогда ни на кого не обижался. Наоборот он всегда мирил рассорившихся селян. Бывало, чтобы подружить поссорившихся, выпрашивал у одного из них рубашку и дарил другому. У другого тоже брал что-нибудь, и передавал пе

Болезнь - это личное
13 июня 2017 в 10:48

  Мысль о болезни, о её глубоких духовных корнях, о её неслучайности не даёт мне покоя. Способность (готовность!) принимать страдания ближних приходит вместе с готовностью принимать страдания личные. Но что же мне делать с этой гото

09 июня 2017 в 8:00

Есениновед П. Ф. Юшин писал о «Радунице», куда вошло немало стихотворений клепиковского периода: «На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная... Поэта привлекают темы и образы связанные с религиозными в