Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Касимовская Покровительница

13.11.2015, 0:00

 У каждого города, села в России есть особый небесный покровитель. Покровительница древнего мещерского города Касимова – Матерь Божья «Казанская», в честь которой здесь был назван женский монастырь.

Касимовский Казанский женский монастырь был основан в первой половине XVII столетия старицей Устиньей. Об этой удивительной женщине до сих пор существует такое предание, что Устинья была больна семь лет ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Богородицу, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани.

Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление. Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь св. преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ прп. Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать, касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова).

Так около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь.

В писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. есть упоминание о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца…

Там же сообщается, что церкви этой принадлежат две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. То есть, предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами.

Около 1653 года владелец г. Касимова, касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил, и поил, и на одежду давал из своих доходов».

Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре.

Гробница царевича Якова Васильевича существовала до революции. По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской».

Часовня под могилой царевича Якова стояла неизменной со дня её построения. Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы.

Кроме риз, Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от зубной боли.

В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. «Одна из них была пожертвована монастырю царицей Фатимой, бабкой царевича Иакова. Риза Царицы Небесной на этой иконе очень красиво и искусно вышита серебром, по преданию, собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками – сестрами царевича Иакова. Другая икона – жертва матери царевича Иакова Марии Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги царевича Василия Арслановича. Риза Царицы Небесной на этой иконе представляет собою очень тонкую и изящную работу. Она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями, как говорит предание – собственноручная работа самой Марии Никифоровны». Одна из этих икон была в Касимовском музее и куда-то пропала. Существует пока не подтверженная версия, что где-то в Прибалтике есть Казанская икона из Касимова.

Позднее монастырь расширился и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале XVIII века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И. С. Гагиным в 1849-ом году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). Уже позже составления этого плана – в 1850-ом году – Казанская церковь была разобрана и начала возводиться другая, более обширная, законченная постройкой в 1864 году. Она сохранилась до революции. Сейчас на ее месте стоит так называемая «пятиэтажка» (почему-то в ней на поверку оказалось не 5, а 4 этажа), а от остальных монастырских строений осталось несколько сестринских корпусов, кусок стены и две башни.

В годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Икона была «одинакового размера с чудотворною Казанскою… Она в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами», – написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена «40 изображениями сцен из жизни Богоматери… Изображения разделяются бордюром в стиле империи», – указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано и само религиозное общество, а 30.07.30 г. Постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню.

Со временем монастырь был разграблен, хотя ранее являлся одной из архитектурных доминант исторического центра города. Сейчас почти невозможно угадать монастырь в обветшалых переоборудованных зданиях. Впервые после долгого перерыва касимовцы вновь обратили внимание на это место, когда из Никольского храма сюда начали совершаться крестные ходы - и тогда для многих стало открытием, что здесь когда-то был монастырь. Небольшой фрагмент стены с башенкой, ветхие, плотно заселенные сестринские корпуса – все это не только часть истории, это святое для верующих место, которое необходимо сохранить для будущих поколений.

 

Анастасия ФАЗЛЕЕВА

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.