Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Какой должна быть власть? «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского
09 января 2018 в 8:32

У нас в стране грядут выборы президента. Как правило православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной.

А как относились к власти наши церковные иерархи в старину?

Поделиться статьей с друзьями:

 

Небольшой драмтеатр

Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей?

Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида:

1). Органов управления городами и посадами
2). Органов сословного дворянского управления
3). Депутатов законосовещательных ассамблей

Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата.

Вот почему такие выборы, святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит и назвал Феатрон.

О «Симфонии власти и Церкви»

Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого, к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

Книгу святитель адресовал не лично правящему Царю, а выборам мудрых добрых правителей, которые могут сочетать добродетель христианскую с правлением тогдашним государством. Непосредственно о выборной системе речи в книге не идет. Но зато сколько аргументированных строк Тобольский миссионер посвятил «симфонии» Церкви и государственного аппарата, той самой «Симфонии», которая сегодня стала подвергаться неправомерной и даже агрессивной критике. «Начальник, в Небесное Царство показывай путь, куда за тобою все люди пойдут» — указывал святитель. По его мнению — только союз Царя и Патриарха, «симфония» Государства и Церкви мог могут привести Россию к могуществу и устроить жизнь народа по справедливости.

К примеру, когда святитель Иоанн пишет про устройство государства идеального и говорит, что прекрасно воистину власть устроена, когда государь лучших мужей на правление ставит, мужей, способных со спокойным рассудком править и мудро судить по закону каждого, при этом не имея в себе никаких пороков беззаконных, и даже чуждых греху.

Неправедные властители

Не понаслышке знал автор «Феатрона» о неправедной власти, потому и взялся написать свой труд, где говорит о том, что невежды, лихоимцы и несмышленые люди, если их в начальство изберут, себя почитают уже позванными на жатву золотую, используют законы, словно паутину. Без наказания они отпускают сильных и богатых, словно они выше всяческого закона, но губят нищих и невинных. Такие не по закону правят, а что придумают сами не праведное, то и достойным исполнять считают. К истине не склоняют сердца свои, но удаляются от нее.

По мысли святителя полнота власти той, что милостиво дает им народ, прельщает иногда сердце человеческое, и тогда он, возгордившись безмерно, уже идет истины супротив. Он также сетует на чиновничью продажность и добром вспоминает устои древние, в которых судья, что судит неправедно и свой суд продает, называется прямо предателем и он осуждается сам, словно злодей, что совершил против престола царского преступление.

Особо страшное зло святого Иоанна — взятки. Он их сравнивает с тяжестью такой, что возложена на плечи и пригибает к земле сильнейших. По его словам, золото мудрых сокрушает и ослабляет людей решительных.

Книга «Феатрон» была очень высоко оценена уже при жизни Иоанна Максимочива. Сам Царь Петр I в 1709 году в благодарность святителю за этот труд прислал ему благодарственную грамоту.

Какой должна быть власть

Главными поучениями книги «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» стали мысли святителя Иоанна о том, что на правление должны поставляться люди со спокойным рассудком и каждого судить по закону, при этом не имея никаких беззаконных пороков в себе. «О Государе судят по чиновникам» — говорит автор. Хочется привести и еще несколько изложенных на современном языке цитат:

«Если ты, словно сосуд стеклянный, внутри станешь светел, этот свет изнутри даже снаружи приметят»,

«Насколько надо всеми начальник поставлен, настолько и самый даже малый его грех явлен»,

«Начальник, когда возьмешь правду в собеседники, укрепят твои владенья наследники».

Автор «Феатрона» показывает нам мир праведных и неправедных властителей, давая их поступкам духовную оценку. Он учит нас относиться к власть имущим так, чтобы церковная молитва: «Господи, спаси страну нашу Российскую, власти и воинства ее», потом не стала кощунственной. Одно дело — несогласие, второе — обличение, но осуждение тех, за кого ты молишься — это для православного тяжелый грех. В целом святитель Иоанн учит нас тому, что власть в стране такая, какую народ себе вымолил. Власть по его мысли — это результат общецерковной молитвы, а начальствование — это не есть данная от Богом привилегия, а тяжелый крест для начальника, которому всем миром надо помочь нести его.

Что же касается участия или неучастия в выборах современной власти Основы социальной концепции РПЦ разрешают участие в них православных мирян и даже поощряет такое участие, когда совершается оно в согласии с церковным вероучением, с нравственными нормами и официальной позицией Церкви по общественным вопросам. Миряне, исполняя свой гражданский долг могут участвовать в выборных процессах, чтобы и содействовать начинаниям государства нравственно оправданным.

Смотрите также:

Святитель Иоанн Тобольский

Политическая и историческая литература

Комментарии
Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
15 июня 2018 в 16:18

Наши дедушки и бабушки жили во времена, когда нужно было уметь выживать. О деньгах никто не заботился, зато все умели штопать одежду и готовить оладьи из картофельных стружек. Наши матери и отцы жили во