Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200 84 85
и с мобильного:
*
0224
с 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
с 9 до 21 ежедневно

Как помочь образованию?

18.09.2013, 0:00

 

 

– Какие вопросы образования вас волнуют в первую очередь? Как избежать этих проблем?

 

Марина ГОСУДАРЕВА, кандидат исторических наук, преподаватель РВВДКУ:

 

– Не претендуя на полный анализ и обобщение, хочу выделить несколько проблем в современной высшей школе, где я на протяжении нескольких лет преподаю дисциплины гуманитарного цикла. Думаю, можно разделить их по трем сферам. Первая – со стороны государственных образовательных программ. Сильно выделяются в негативную сторону два новшества: "гребенка ЕГЭ" вместо традиционных устных экзаменов убивает саму суть гуманитарных предметов, где надо учиться думать и выражать свои мысли. Как показывает практика, задание «С», в частности, эссе, ориентированное, казалось бы, именно на это, мало кто делает. Обычно ограничиваются тестами, что выливается и у студентов в желание все сдавать по тестам с вариантами ответов: «попасть» в ответы, естественно легче, чем учить и думать… Вторая проблема современной высшей школы, да и средней тоже, – это заметное сокращение часов на дисциплины гуманитарного цикла. Думаю, даже пояснять не надо, к чему это ведет. Проверяешь письменные работы некоторых студентов вуза – впечатление, что написаны они на русском, изучаемом в качестве иностранного… Не говорю уже о чтении и умении формулировать мысль. Знакомая учительница, занимающаяся репетиторством по русскому языку, говорила, что нередко встречаются старшеклассники, не умеющие читать… Вторая сфера – сами обучаемые. Основные проблемы: низкий уровень общей подготовки и слабая мотивация к обучению. Естественно, не у всех, но, к сожалению, таких много. Ну и третья сторона, конечно, – преподаватели. Проблема – в снижении уровня сложности преподаваемого материала и требовательности к обучаемым. Проще говоря, можно назвать это и потаканием следствию вышеизложенных проблем в лице современного студента, который не то что не хочет, а уже и практически не может читать, писать и воспринимать устную речь в форме традиционных лекций, поэтому зачастую и переходим на тесты и презентации с картинками и видеофрагментами, чтобы хоть что-то отложилось в голове. Если честно, это серьезная боль современного преподавателя, если ему не все равно… Безусловно, эти негативные стороны касаются не всех студентов и преподавателей. Не знаю, если честно: «где начало того конца, которым заканчивается начало», – как говорил Козьма Прутков. Про то, что «сверху» – все понятно. А «снизу»… Могу предположить, что и обучаемые, и обучающие не очень понимают, для чего сегодня серьезно учиться и учить. Ну не для зарабатывания же денег. Проблема смысла жизни, к сожалению, в наших программах не заложена…

 

Наталья ЛАРИНА, психолог-педагог:

В любом процессе (а образование – это процесс) должны быть четкие цели: что мы хотим получить в результате. Да и само слово «образование» говорит само за себя, это получение некоего «образа» или «идеала». Так вот мне совершенно не понятны цели нынешнего образования, каким должен стать ребенок, проучившись 11 лет в средней школе. Да, есть новый Закон об образовании, проводится реформа образования, но нет конкретики, и то, что написано на бумаге, далеко от реалий жизни. А реальность такова. В течение 11 лет школа пытается дать знания, научить, воспитать лучшие нравственные качества в детях. Но, выйдя из ее стен, выпускник сталкивается совсем с другой жизнью. Особенно это было заметно в этом году при сдаче выпускных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ. Тот, кто действительно учился, старался, добросовестно готовился, оказался в проигрыше, получив более низкие баллы. А те, кто не утруждал себя, больше «тренировался» в списывании, оказались в выигрыше, так как воспользовались готовыми ответами, которые в изобилии можно было найти в социальных сетях. Многие из них сейчас заняли бюджетные места в вузы, а «трудяги» либо вынуждены учиться платно, либо в тех учебных заведениях, куда прошли по конкурсу «во вторую волну». Главное, что шумиха быстро закончилась, так как общие показатели вполне удовлетворили чиновников от образования. Потихоньку все забудется. Но! Почему-то все больше учителей говорят, что пора уходить из школы, не видя смысла в своей работе. Получается, что школа занимается лицемерием, когда воспитывает в детях порядочность, честность, старание. А общество толкает ребенка к цинизму, для которого главный лозунг – «Цель оправдывает средства». Отсюда и возникает вопрос: какого человека мы хотим воспитать, какой гражданин нужен нашему обществу? Анна ДОБРОЛЕЖА, студентка РГУ им. С.А.Есенина: Меня, как студентку, очень волнует проблема платного высшего образования. Хоть я и учусь на бюджете, мне обидно за моих однокурсников, которые платят за учебу 50 тысяч рублей. Причем сумма с каждым годом растет. Только не думайте, что это глупые ребята, набравшие на ЕГЭ маленькое количество баллов. Просто бюджетных мест было всего десять, а теперь и того меньше. Но это еще по-барски, в некоторых вузах их количество снижается до пяти, а с вычетом мест для целевиков и льготников и вовсе остается два-три места. Естественно, что даже очень умному одиннадцатикласснику сложно выдержать конкурс – 50 человек на место. Такое ощущение, что наше государство не нуждается в образованных людях, что за диплом мы должны платить не знаниями и усердием, а кругленькой суммой. Кстати, на деле именно так и выходит: например, на факультете русской филологии и национальной культуры в списке поступивших вы можете встретить ребят с 40 или даже 30 баллами по русскому языку. Но их берут, потому что у них есть деньги, чтобы платить за учебу. Чаще всего такие истории заканчиваются отчисление или переводом на заочное отделение. Но зачем это? Почему бы не сделать высшее образование бесплатным, чтобы на все факультеты брали, действительно, достойных ребят с высокими баллами ЕГЭ, чтобы каждый был на своем месте.

 

Дмитрий СМИРНОВ, председатель Рязанского областного общественного движения «Родительское собрание»:

По моему мнению, одной из самых главных проблем современной школы России является проблема соотношения образования и воспитания. С одной стороны, безусловно, школа должна давать знания, но ребенок, находясь в стенах школы большую часть дня и более десяти лет сряду, именно в этот период формируется как личность, и любые действия (и бездействия в том числе) со стороны педагогов не могут не носить воспитательного характера. В этой связи концепция, которая проводилась как в самих школах, так и в учебных заведениях, которые готовили педагогов, ограничивающая функцию школьных работников только образованием, показала свою несостоятельность. Думается, что воспитание доброго, порядочного, честного человека и гражданина должно занять первенствующее место в школе. Умные, образованные негодяи гораздо более опасны для общества и государства, чем такие же негодяи без образования. Однако в этой связи возникает другая проблема: на какой идеологической основе следует строить или воссоздавать систему воспитания в школах? Каким должен вырасти сегодняшний первоклассник? Какие ценности и идеалы должны быть в его душе? К чему он должен стремиться, а что категорически отвергать? И тут мы можем услышать как от родителей, так и от педагогов огромное множество самых противоречивых мнений. При наличии в классах значительного количества учащихся проведение воспитательного процесса в рамках единой идейной или религиозной концепции даже в пределах одного класса, не говоря уже обо всей школе, для педагогов ( в первую очередь, классных руководителей) является неразрешимой задачей. В этой связи вопросы воспитания детей в школах практически не обсуждаются на родительских собраниях. А именно это и следует делать в первую очередь. Только совместные усилия педагогов школы и родителей могут сделать процесс формирования личности школьника единым, не разорванным во времени и месте пребывания учащегося. Решением в этом случае могло бы стать создание классов и даже школ с заранее четко определенной концепцией воспитания, которой бы неукоснительно и свободно-сознательно придерживались как педагоги, так и родители. Совершенно очевидно, что, например, создание большего количества классов и школ православного воспитания было бы поддержано родительским сообществом, в том числе и материально. Тем более что действующее законодательство в системе образования России это вполне позволяет.

 

Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии:

В первую очередь, хотелось бы выделить проблему сохранения самой системы образования. То, что мы имеем после долгого реформирования, системой образования назвать достаточно сложно, поскольку не все то, что фрагментами еще сохраняется в образовательных учреждениях и в способах управления ими, начиная от Минобрнауки и кончая администрацией самих учреждений, есть система. Система задается в первую очередь целью своего функционирования. Такой цели у нашей системы образования нет! Или, если она есть, то находится в области эзотерики. (возможно, что цель состоит в уничтожении образования как системы). Вытекающая из первой, возникает вторая проблема – содержания образования. В первую очередь, речь может идти о гуманитарной составляющей, деформация которой значительно сказывается на уровне элементарной исторической, географической и лингвистической безграмотности. Впрочем, естественнонаучный цикл дисциплин (в первую очередь, математика) также значительно деструктурирован. Третья проблема – воспитание, которое всегда требует предъявления идеального образа. государственная система образования не может предъявить такого образа, который бы соответствовал традиционным ценностям и идеалам русского народа. Государственная система образования предъявляет нам образ дельца-коммерсанта, успешного в своем бизнесе. Это образ мало кого вдохновляет, он антипатриотичен, часто аморален. Вся совокупность этих проблем и есть основная проблема образования. Одним из направлений в решении этой проблемы является просветительская и образовательная деятельность, которую осуществляет Церковь. В Рязанской епархии уделяется большое внимание катехизации и просвещению молодежи. Успешно развивается теологическое образование, осуществляется подготовка педагогов к преподаванию курса ОПК в составе ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Все большее число людей воспринимает состояние нашей системы образования как кризис и готово внести свой вклад в его преодоление! Хочется пожелать всем православным педагогам и родителям помощи Божьей и покровительства святых Божьих угодников в совершении дальнейшего своего служения в новом учебном году во славу Божию и на пользу Отечеству.

Написать комментарий
1 место Протоиерей Александр Торик «Флавиан. Палата» Разговоры о вечности в обычно больничной палате вместе с отцом Флавианом. Нередко только болезни телесные понуждают человека осознать и болезни собственной души. А, о
19.12.2023, 10:57
1 место: А. Торик «Метанойя». Остросюжетная история о таинственном незнакомце и девушке, которая оказывается в центре стремительных событий. 2 место: Н. Сухинина «Вера, Надежда, Любовь и буфетчица Соня». Т
12.12.2022, 11:27
В издательстве Вольный Странник вышла книга, посвященная протоиерею Димитрию Смирнову «Настоящий пастырь и любящий отец». Книга состоит из жизнеописания батюшки, воспоминаний священников, которым довелось служить с ним и бе
17.10.2022, 15:12
Правильное название молитвы «Живый в помощи» — Псалом 90. Текст этого псалма взывает к защите от темных сил, разных врагов, болезней и многих других проблем. Текст псалма нанесен на атласную или хлопковую ленту, ко
30.09.2022, 11:18
Приглашаем к сотрудничеству
Хотите опубликовать свою статью?
Узнайте условия публикации статей на сайте Зёрна.