Православный магазин
Бесплатно по России:
8 800 200-84-85
С 9:00 до 21:00 ежедневно
order@zyorna.ru
Игорь ЕВСИН.. Рассказ о Никоне Сушкинском
08 августа 2017 в 8:00

 

Владелец зеркальной фабрики села Кирицы Карл Иванович Генике стоял возле окна в своем рабочем кабинете и смотрел, как по улице шатается тощий, неприкаянный дождь. На дворе стояла поздняя осень. Около фабричной конторы стояли потемневшие от сырости деревья. В своих порванных ветром лиственных лохмотьях они были похожи на нищих странников, просящих милостыню. Однако унылый заоконный вид не вызвал у Генике щемящей сердце неизреченной грусти, которая свойственна русской душе. Карл Иванович родом был из обрусевших немцев и в его сердце не имелось места для необъяснимых лирических переживаний. Генике по-немецки любил порядок и аккуратно раскладывал по полочкам не только свои дела, но и свои чувства, которые, как и дела, планировал. Например, утром по плану он должен был испытать чувство бодрости от чашечки кофе и чувство нежности от поцелуя жены в его свежевыбритую щёчку. В обед было запланировано чувство мечтательности после выкушанного куриного бульончика, медленно-медленно сжёванного бифштекса и втянутой в себя маленькими губами рюмочки терпкого коньячка. Хорошо мечтается после этого немцу! Особенно о доходах от собственного предприятия.

А вот нынче Карлу Ивановичу совсем не до мечтаний. Дело в том, что было оскорблено чувство его достоинства. И кем?! Никушей! Его мастеровым из крепостных крестьян. Правда мастеровой он хороший, искусный столяр, который такие затейливые рамы для зеркал делает, что получается не зеркало, а загляденье.

- Ну не я ли вытащил этого Никушу из крестьянского хлева, не я ли сделал столяром, доверял ему самые важные работы, платил хорошие деньги? - размышлял Генике. - А он что удумал! Наплевал на меня, бросил работу, бросил семью и тайком ушел бродить по белу свету. Прошлялся полгода по каким-то монастырям и вот, здрасьте, нежданно-негаданно пришёл с повинной. Живёхонек, здоровёхонек. Что мне теперь с ним делать прикажете? Ну, ладно, ужо покажу я ему, как от родного господина и от семьи своей просто-запросто уходить! Пока пусть в кутузке посидит, а там посмотрим.

Но, хотя хозяин зеркальной фабрики и гневался, предпринимать пока ничего не собирался. Решил по-немецки сначала разобраться во всём, разложить по полочкам, а уж потом наказывать своего дерзкого, неблагодарного мастерового. Но прежде всего Карл Иванович захотел узнать, как характеризуют столяра Никушу уважаемые люди. На столе пред Генике уже лежали докладные записки о нём волостного урядника Фёдора Матвеевича Власова и протопопа Вознесенской церкви Силантия. Из них он конкретно узнал только одно. Что Никуша, то есть Никон Андреевич Щербаков родился в селе Кирицы, в 1764 году, в семье православных христиан Андрея и Евдокии. То, что написано помимо этого, крайне удивило Карла Ивановича. Ну вот, например, докладная записка урядника Власова:

«Настоящим сообчаю, что Никон А. Щербаков хулюган благопристойного поведения. За что взысканий и наказаний от волостного начальства не имеет».

Или вот из докладной протопопа Силантия:

«Никон Щербаков прихожанин набожный, но смутьян. Говорит, что Бог дал ему свободу. А, как человек, он ничего».

- Ох уж это ничего… – простонал вслух Генике.

Карл Иванович, хотя и был немцем по крови, но хорошо знал нравы и обычаи русского народа, однако много чего было ему совершенно непонятно. Например, это таинственное, непостижимое слово «ничего». Некоторые смысловые значения этого слова Генике знал, в частности понимал, что оно может означать или отсутствие чего-то, или нечто между «хорошо и плохо».

Особенно близко с этим словом Карл Иванович познакомился именно через Никона Щербакова в поездке из Кириц Рязань. Дело было зимой. Генике необходимо было срочно отъехать в канцелярию губернатора, а его кучер, как на грех заболел. И в Кирицах свободных ямщиков не было. Тут он вспомнил, что Никон умеет управлять лошадьми. Вызывал его Генике и попросил довезти до Рязани. Тот согласился, но Карл Иванович уточнил:

- Ты, брат, смотри, меня надо отправить спешно, лошадь придётся погонять вовсю. 

- Ничего, барин, смогём! Ничего! – ответил Никон.

Что в данном случае означало «ничего», барин не понял, однако удовольствовался словом «смогём».

Собрались они в дорогу, облачился Никон, как заправский ямщик в овчинный тулуп, подпоясался красным кушаком, сел на облучок да с молодецким присвистом так стеганул лошадь, что она сразу взяла вскачь и полетела, словно сивка-бурка, не касаясь земли копытами. Однако вскоре выяснилось, что копыта всё-таки бьют-барабанят по мёрзлой дороге, а сама дорога оказалась такой неровной, что кибитка опасно наклонялась то в одну, то в другую сторону. Встревоженный Генике закричал Никону:

- Потише, ухарь! Ты меня того и гляди вывалишь!

- Ничего!

И тут кибитка опрокинулась, а Карл Иванович упал в снег, ударившись скулой о придорожный пень. Встав, он схватился за трость, чтобы отлупить ею нерадивого Никушу, а тот нагрёб своими грубыми лопатообразными ладонями снега, и стал с нежностью матери обтирать им больную скулу Карла Ивановича, да приговаривать:

- Ничего... ничего-о! Вот оботру снежком, всё как рукой снимет. Холод, оно особливо при ударах помогает. С гуся вода, с барина худоба! Вот потру-потру вас снежком ещё краше на личико будете, ещё молодее. Ничего… Кто едет вольно, тому бывает больно! Ничего…

Материнская забота грубого Никона и его оптимизм поразили Генике и с тех пор, в трудные минуты жизни он задумчиво тёр ладонью свою скулу и приговаривал «ничего… ничего», в том смысле, что трудности преодолеются, что ничего страшного не произошло.

Но вот, в докладной записке попа Силантия он столкнулся с ещё одним употреблением непостижимого русского слова: «человек ничего». А здесь вдобавок ещё одна загадочка: «Хулюган благопристойного поведения». Поломал Генике голову, поломал, да и вызвал волостного урядника Власова и попа Силантия с подробными разъяснениями их мнения о личности Никона Андреевича Щербакова. Заодно пригласил для разговора и супругу провинившегося Татьяну Щербакову.

Первым пришёл Фёдор Власов. Зайдя в кабинет, на всякий случай перекрестился на несоразмерно для помещения огромный (и какой-то страшный для урядника) портрет Императрицы Екатерины II, потом с самым серьёзным видом подошел поближе к хозяину зеркальной фабрики.

Фёдор Матвеевич был в подобающим ему мундире низшего полицейского чина. В кителе тёмно-зелёного цвета с узкими серыми погонами, в фуражке с золотистой кокардой на которой в разные стороны зорко смотрел двуглавый орёл и в яловых сапогах «гармошкой». Но при всей важности мундира внешний вид волостного урядника был простовато-крестьянским. Лицо земледельческое, даже какое-то огородно-плодовое… Голова круглая, как репа, глаза черные, как семечки подсолнечника, а желтовато-сероватые усы были похожи на колосок пшеницы.

- Здравия желаю милостивый государь, что прикажете?

- Здравствуйте. Я прочитал вашу записку о Никуше Щербакове. Написано мало и невразумительно. Что, например, означает -хулиган благопристойного поведения? Здесь уж, брат, того… или хулиган, или человек пристойный. Я, например, знаю его, как хорошего исполнительного мастерового. Отчего же он хулиган?

- Да как же милостивый государь не хулюган? Помню встретил его, спросил, как дела, а он говорит, что работает до изнеможения, так что у него даже зубы потеют. Открыл рот, а у него и впрямь зубы мокрые. Я говорю ему: «Это нехорошо. Так работать нельзя. Надорваться можно». А он мне говорит, что он весь нехороший. Говорит: «У меня даже ноги разные». «Как это разные?» - спрашиваю. «Одна правая, другая левая и растут прямо из задницы». Повернулся и задницу мне показал.

Генике усмехнулся и спросил:

- Отчего же ты назвал Никушу благопристойным, коли он тебе то зубы, то задницу показывает?

- Как же милостивый государь? До меня всё ж дошло, что он шуткует. А так он человек ничего… В церковь неукоснительно ходит, нищим милостыню подаёт, вдовам по хозяйству помогает. А когда я его попрошу ночью по селу со сторожевой колотушкой походить, то никогда не отказывает. Он мне завсегда рад помочь. Нет, что ни говорите, а Никон Андреевич хулюган благопристойный. Правда выпить любит. Но это по праздникам… Да и то, когда выпьет, не хулюганит, а добрый становится, весёлый. На гармошке так заливисто играет, что ноги сами в пляс идут. Да и сам Никон Андреевич задорно умеет плясать, ах как задорно!

Фёдор Матвеевич, грешным делом любил русскую пляску и считался заправским плясуном, но Никона почитал, как нипервейшего заводилу.

- Ты милостивый государь только представь себе. Выходит, значит наш Никон в круг. Важный такой, ноги выставляет, шею выгибает. Гусак-гусаком. А потом вдруг начнёт коленца выкидывать. Ноги, как лопасти у парохода крутятся! То вприсядку пойдет, то волчком закрутится. В ладоши похлопывает, каблучком притоптывает.  То засеменит, то вскачь пойдет. Эх и удаль у него! Нашенская, весёлая удаль, задор искристый, пляс затейливый, ловкость живая. А сколько выдумки! Пляшет, как сказку сказывает. А то что он выпивает перед этим шкалик-другой, так это ничего. Он меру знает. В доску не напивается.

- Как это «в доску»?

- Ну… Столяры или там плотники, они обычно в доску напиваются.

Генике заинтересовался таким необычным сравнением.

- Плотники… А, как по-твоему пьют другие? Разве не так же, как и они?

- Никак нет. Все по-разному. К примеру стекольщик бывает пьян вдребезги, сапожник в стельку, а портной напивается в лоскуты. Извозчик, тот в дугу пьёт, а пожарник бывает пьян в дымину… Все, милостивый государь, пьют по-разному, и про всех можно по-разному сказать.

У Карла Ивановича от таких определений русских пьянок даже в горле запершило. Он встал из-за стола и задумчиво подошёл к окну. Бродяга-дождь всё шатался по улице. Генике показалось, что этот странный дождь вразвалочку направлялся в сторону кабака. Интересно, как он напивается? Карл Иванович встряхнул головой, словно отмахнулся от идиотского вопроса и подумал: «Ну и выдумщики эти русские! Куда там великому Эзопу! Однако ж про Щербакова-то я мало чего узнал»

Генике занял прежнее важное положение за своим важным столом и важно спросил:

- Ты вот что… ты докладывай, как есть - не замечалось ли за Никушей каких-либо странностей? Может смутьянства какого?

- Смутьянства… гм… Что-то было… Никон до своего ухода из села про какую-то свободу толковал. Правда я не понял ничего.

- А что же он конкретно говорил?

- Ну…. Что-то там про грехи, мол, чем меньше грехов, тем больше свободы.  Чем больше плохих привычек, тем меньше свободы… Так я и не разобрался, к чему он это говорил. Только на смутьянство это не похоже. Никон Андреевич благопристойный хулюган.

- Хулиган, хулиган… Заладил, как дятел. Ты скажи конкретно, что он за человек? Какой по характеру?

- Кхарактерный, он, правда ваша, кхарактерный. Ух как захарактится, так его не переупрямишь. Но сговорчивый, ежели к нему по-доброму, он последнюю рубашку отдаст. Муху зазря не обидит. Благопристойный хулюган.

Генике понял, что большего от урядника не добьёшься.

- Что ж, Фёдор Матвеевич, благодарствуй за беседу.

- Разрешите откланяться?

- До свидания.

- Прощевайте.

«Ну, вот опять заковыристое словечко – подумал Генике, когда урядник скрылся за дверью. – До свиданья, значит «до встречи», прощевайте, прощайте, значит «простите, если что не так». А что не так? Карл Иванович снова подошёл к окну. За окном всё еще шлялся унылый дождик, но вдруг откуда ни возьмись в просинь выглянуло бодрое весёлое солнце. Травы возликовали, деревья приосанились, крыши крестьянских домов зазолотели, как генеральские эполеты.

«Ох уж эта русская природа, - подумал владелец зеркальной фабрики. – Тут тебе и унылый дождь, тут же и солнышко. Как это называется? Кажется, «слепой дождь». Так и русский мужик. И тосковать, и радоваться одновременно может. Только слепым его никак не назовёшь. Всё подмечает, обо всём судить может. И в этом Никуше Щербакове что-то есть…

Карл Иванович подошёл к окну, открыл форточку, задумчиво потёр скулу и сказал: «Ничего, разберёмся!»

Из форточки потянуло свежестью. На небе торжествовало солнце. Своим сиянием оно отражалось на окнах домов и на кокарде удаляющегося от фабричной конторы волостного урядника с огородно-плодовым лицом.

Игорь ЕВСИН

Комментарии
Что посмотреть с детьми. Любимые фильмы протоиерея Алексея Уминского
19 июля 2018 в 16:01

Протоиерей Алексей Уминский служит в храме Святой Троицы г. Москвы. Часто прихожане спрашивают, отец Алексей, посоветуйте посмотреть какое-нибудь умное кино вместе с детьми. Чтобы не глупые стрелялки, а со смыслом. Так священнику

Занимайтесь чем угодно, но оставьте душу свободной. Советы священников о смирении
18 июля 2018 в 12:09

Самые строгие афонские монахи живут в кельях на скале. С внешним миром их соединяет тонкая лебедка, по которой в кельи доставляют еду и воду. Но даже в таких условиях монахи живут умиротворенно,

Как бороться с гневом: 10 техник
12 июля 2018 в 14:03

Гнев — как аллергия. Сначала нас раздражают только самые неприятные ситуации. Но если не бороться с гневом, то мы начинаем чувствовать раздражение все чаще и чаще. И вот мы уже начинаем заводить

Православная литература для начинающих
11 июля 2018 в 11:20

Православная литература многогранна. Здесь можно встретить как легкие юмористические рассказы, так и глубокую, сложную для неподготовленного ума литературу. Многие авторы в своих рассуждениях о Боге порой расходятся, из-за чего возн

Раскаяние без прощения приводит к неврозам. Советы психолога о чувстве вины
06 июля 2018 в 13:09

Чувство вины одним помогает совершать правильные поступки, других доводит до саморазрушения. Из нашей статьи вы узнаете, как отличить полезное чувство вины от опасного. Информация взята из книги психолога Марины

«Можно ли бить богохульников?» Андрей Конанос о православии
03 июля 2018 в 16:01

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В последней части книги архимандрит Андрей рассказывает о православии. Что это такое, кто его придумал и как святые люди обращали в

«Не думайте ни о чем хотя бы 2 минуты в день». Советы, как стать счастливым
27 июня 2018 в 15:26

Продолжаем чтение новой книги архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». В этот раз священник рассказывает о том, как найти подход к трудным людям, как успокоить мысли и настроиться на духовную жизнь. Порфирий Кавсок

Христос посреди нас. Новая книга архимандрита Андрея Конаноса
25 июня 2018 в 15:47

На днях в издательстве Никея вышла новая книга архимандрита Андрея Конаноса «Христос посреди нас». Книга начинается с беседы о том, как за 2000 лет изменилось наше представление о Христе. Хрис

«Крики и ссоры — оружие слабых». Священник Павел Гумеров о семейных конфликтах
21 июня 2018 в 15:01

В конфликтах нет ничего страшного. Конфликт — это столкновение разных точек зрения. Нам дан язык и способность общаться, чтобы прийти к согласию. В книге «Семейные конфликты» священник Павел Гум

Есть ли душа у животных и растений?
19 июня 2018 в 14:18

В Священном Писании словом «душа» иногда обозначается человеческая жизнь. Так, к примеру, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кт